Президент без места

Чем замечателен Музей кино и почему вокруг смены его руководства возник конфликт

Фото: Илья Питалев / «Коммерсантъ»

Недавнее решение о переводе директора Государственного музея кино Наума Клеймана на должность президента стало поводом для петиции трудового коллектива музея, опубликованной на сайте change.org. В письме за 20 подписями (11 сотрудников, включая самого Клеймана и нового директора Ларису Солоницыну, на собрании отсутствовали) изложены требования к министерству культуры закрепить в контракте Клеймана его обязанности как президента, поскольку в уставе Музея кино такой должности нет. «Лента.ру» напоминает читателям, чем замечателен Музей кино и почему вокруг смены его руководства возник конфликт.

Музей кино относится к числу культурных институций, о которых все слышали, все знают, но вряд ли кто-нибудь уверенно скажет, где он находится. Между тем у него весьма долгая и славная история, в последние годы не лишенная драматизма.

Музей был создан в первые годы после революции в рамках Государственной академии художественных наук (ГАХН). В 1932 году ГАХН упразднили, для хранения негативов построили Всесоюзное фильмохранилище в подмосковных Белых Столбах, которое к 1948 году было преобразовано в Госфильмофонд. В 1960-е правление Союза кинематографистов (СК) СССР организовало музейную комиссию и начало строительство Киноцентра на Красной Пресне, которое затянулось на годы.

В 1984-м по решению СК в его подразделении — Всесоюзном бюро пропаганды киноискусства — приступает к работе Музейный отдел, к 100-летию Чарли Чаплина реорганизованный в Центральный музей кино. Леди Уна Чаплин дарит новому музею фильм «Великий Диктатор», показом которого открывается Большой зал Киноцентра. В достроенном к тому моменту здании располагаются фондовые хранилища, выставочные помещения и система кинозалов (первоначально их было шесть), в которых начинается показ отечественного и мирового кино по музейным принципам.

В 1992 году Музей кино становится самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией под эгидой Союза кинематографистов, Госкино и министерства культуры. В 2001-м было принято решение о придании ему статуса государственного.

Коллекция музея складывается из научной библиотеки, рукописного фонда (архивы), изобразительного (эскизы декораций, костюмов, раскадровки и т.д.) и предметного фондов (аппаратура и приспособления для киносъемки), плакатного и фонда анимации. Наиболее многочисленным музейным собранием является фототека, где хранятся негативы, фотоотпечатки, слайды, открытки, а также срезки кадров, не вошедших в монтаж фильмов. Но наиболее востребованным видом деятельности Музея кино в период с 1992 по 2005 годы, когда он располагался в здании Киноцентра и обладал несколькими кинозалами на 40-200 мест, был показ редких кинолент, не идущих в прокате.

Расцвет Музея кино как места, где собираются синефилы, совпал с приходом на директорский пост крупнейшего специалиста по наследию Сергея Эйзенштейна, киноведа и историка кино Наума Клеймана, который возглавил музей в 1992-м.
С этого момента Музей кино стал одним из наиболее востребованных мест интеллектуального досуга в Москве, поскольку до эпохи интернет-пиратства трудно было где-либо еще увидеть фильмы, не имеющие коммерческих перспектив, зато обладающие значимой культурной ценностью. В советский период не только большинство архивов было недоступно, но и любой показ иностранной картины вне кинотеатра сопровождался чуть ли не шпионскими предосторожностями. С началом Перестройки ситуация постепенно менялась, а в новейшие времена музей под руководством Клеймана сделал все возможное, чтобы познакомить заинтересованную публику с шедеврами мирового кино без купюр и цензурных ограничений.

Однако в середине 2000-х здание Киноцентра было продано. Новому владельцу, пожелавшему открыть в нем рестораны и казино, присутствие под одной крышей подобного культурного центра пришлось не по вкусу. Музей был вынужден покинуть свое помещение.

История с потерей Музеем кинозалов и хранилищ имела широкий общественный резонанс. Призывы защитить коллекцию и ее создателей от выселения выплеснулись на улицы, возникли даже небольшие стихийные митинги в центре Москвы, что позволило тогда проводить исторические параллели с защитой Французской синематеки в 1968 году в Париже, хотя последствия были, конечно, несопоставимы. Политической окраски эти акции не имели: в 2004 году участники требовали оставить Музей в старом здании, в 2005 — предоставить синематеке новое помещение, позволяющее по прежнему проводить киносеансы и работать с архивами и коллекциями. Тем не менее, несмотря на моральную поддержку ведущих кинематографистов со всего мира, до сегодняшнего дня свое помещение у музея отсутствует. Хранилища переведены на Мосфильм и благодаря его директору Карену Шахназарову продолжают пополняться (на сегодняшний день фонды насчитывают почти 150 тысяч предметов), а кинопоказы устраиваются на различных площадках, таких как ЦДХ, ГЦСИ или в рамках Московского кинофестиваля.

С момента выселения руководство Музея кино при поддержке его «Общества друзей» не очень успешно пыталось выбить у государства новое помещение, но всякий раз сталкивалось с проблемами выбора места. Строительство специального здания Минкульту не по карману, а предложение разместить музей, скажем, в одном из павильонов ВДНХ или даже в постаменте отреставрированной скульптуры «Рабочий и колхозница» упиралось в проблему отсутствия там современных кинозалов и, значит, опять-таки в необходимость строительства. Поступали разного рода предложения от кинотеатров вроде «Иллюзиона» или «Стрелы» о включении в репертуар фильмов из коллекции Музея кино на постоянной основе, но в таком случае возникал вопрос о хранилище и снова все упиралось в неумение культуртрегеров договариваться между собой.

Тем не менее с 2012 года показы Музея кино идут в Кинотеатре имени Моссовета на Преображенке. Только в 2014 году Музей кино провел 23 тематических программы, всего 200 сеансов, почти всегда совмещенных с лекциями.

С прошлого года общественность начали будоражить слухи, что Науму Клейману не продлили директорский контракт в министерстве культуры. В тот момент они не нашли подтверждения. Весной нынешнего, 2014-го, общественность вновь вознегодовала по аналогичному поводу, однако и этот протест был преждевременным. Стало лишь известно, что Минкульт все же поставил ряд условий перед руководством музея, в частности необходимость срочно выбрать место для строительства или реконструкции соответствующих помещений, а также более активно взаимодействовать с государством.

И вот на прошлой неделе наступила, казалось, ясность. Указом министра культуры РФ Владимира Мединского с 1 июля 2014 года исполняющим обязанности директора Музея кино (МК) назначена Лариса Солоницына, а Наум Клейман переведен на не совсем понятную должность президента МК. 


Лариса Солоницына, дочь любимого актера Андрея Тарковского Анатолия (Отто) Солоницына является главным редактором газеты Союза кинематографистов «СК-новости», она член жюри нескольких российских кинофестивалей, состоит в Гильдии организаторов кинопроизводства и пользуется репутацией человека дела. По словам нового руководителя МК, она будет работать в тесном контакте с президентом музея над его концепцией. «И только после того, как концепция будет принята, — если она будет принята, — из названия моей должности исчезнет приставка ”и.о.”», — сообщила «Интерфаксу» г-жа Солоницына.

Новоиспеченный же президент МК Наум Клейман заявил прессе, что поддерживает кандидатуру Солоницыной и надеется в результате такой перестановки на сдвиг в развитии ситуации с музеем, а свою новую должность определяет как «художественный руководитель проекта». Коллективу музея обязанности Клеймана как президента пока не ясны, что и стало поводом для обращения к общественности и петиции, направленной в министерство культуры. На момент публикации статьи собрано 750 подписей.

подписатьсяОбсудить
Патруль на границеЯдерное обострение
Индия и Пакистан на пути к войне
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
U.S. based cleric Fethullah Gulen at his home in Saylorsburg, Pennsylvania, U.S. July 29, 2016. REUTERS/Charles MostollerГидра Гюлена
Кого Эрдоган считает своим главным политическим противником
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
Закат Атлантропы
Как немецкий архитектор хотел спасти белую расу
Корабль у Марса (в представлении художника)Прощай, Земля!
Илон Маск представил план колонизации Марса
Во всю дурь
Как метамфетамин стал залогом побед гитлеровской Германии
Шедевр под носом
Самые популярные фотографии Instagram за сентябрь
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Осенний набор
Все премьеры Парижского автосалона
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США