Президент без места

Чем замечателен Музей кино и почему вокруг смены его руководства возник конфликт

Фото: Илья Питалев / «Коммерсантъ»

Недавнее решение о переводе директора Государственного музея кино Наума Клеймана на должность президента стало поводом для петиции трудового коллектива музея, опубликованной на сайте change.org. В письме за 20 подписями (11 сотрудников, включая самого Клеймана и нового директора Ларису Солоницыну, на собрании отсутствовали) изложены требования к министерству культуры закрепить в контракте Клеймана его обязанности как президента, поскольку в уставе Музея кино такой должности нет. «Лента.ру» напоминает читателям, чем замечателен Музей кино и почему вокруг смены его руководства возник конфликт.

Музей кино относится к числу культурных институций, о которых все слышали, все знают, но вряд ли кто-нибудь уверенно скажет, где он находится. Между тем у него весьма долгая и славная история, в последние годы не лишенная драматизма.

Музей был создан в первые годы после революции в рамках Государственной академии художественных наук (ГАХН). В 1932 году ГАХН упразднили, для хранения негативов построили Всесоюзное фильмохранилище в подмосковных Белых Столбах, которое к 1948 году было преобразовано в Госфильмофонд. В 1960-е правление Союза кинематографистов (СК) СССР организовало музейную комиссию и начало строительство Киноцентра на Красной Пресне, которое затянулось на годы.

В 1984-м по решению СК в его подразделении — Всесоюзном бюро пропаганды киноискусства — приступает к работе Музейный отдел, к 100-летию Чарли Чаплина реорганизованный в Центральный музей кино. Леди Уна Чаплин дарит новому музею фильм «Великий Диктатор», показом которого открывается Большой зал Киноцентра. В достроенном к тому моменту здании располагаются фондовые хранилища, выставочные помещения и система кинозалов (первоначально их было шесть), в которых начинается показ отечественного и мирового кино по музейным принципам.

В 1992 году Музей кино становится самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией под эгидой Союза кинематографистов, Госкино и министерства культуры. В 2001-м было принято решение о придании ему статуса государственного.

Коллекция музея складывается из научной библиотеки, рукописного фонда (архивы), изобразительного (эскизы декораций, костюмов, раскадровки и т.д.) и предметного фондов (аппаратура и приспособления для киносъемки), плакатного и фонда анимации. Наиболее многочисленным музейным собранием является фототека, где хранятся негативы, фотоотпечатки, слайды, открытки, а также срезки кадров, не вошедших в монтаж фильмов. Но наиболее востребованным видом деятельности Музея кино в период с 1992 по 2005 годы, когда он располагался в здании Киноцентра и обладал несколькими кинозалами на 40-200 мест, был показ редких кинолент, не идущих в прокате.

Расцвет Музея кино как места, где собираются синефилы, совпал с приходом на директорский пост крупнейшего специалиста по наследию Сергея Эйзенштейна, киноведа и историка кино Наума Клеймана, который возглавил музей в 1992-м.
С этого момента Музей кино стал одним из наиболее востребованных мест интеллектуального досуга в Москве, поскольку до эпохи интернет-пиратства трудно было где-либо еще увидеть фильмы, не имеющие коммерческих перспектив, зато обладающие значимой культурной ценностью. В советский период не только большинство архивов было недоступно, но и любой показ иностранной картины вне кинотеатра сопровождался чуть ли не шпионскими предосторожностями. С началом Перестройки ситуация постепенно менялась, а в новейшие времена музей под руководством Клеймана сделал все возможное, чтобы познакомить заинтересованную публику с шедеврами мирового кино без купюр и цензурных ограничений.

Однако в середине 2000-х здание Киноцентра было продано. Новому владельцу, пожелавшему открыть в нем рестораны и казино, присутствие под одной крышей подобного культурного центра пришлось не по вкусу. Музей был вынужден покинуть свое помещение.

История с потерей Музеем кинозалов и хранилищ имела широкий общественный резонанс. Призывы защитить коллекцию и ее создателей от выселения выплеснулись на улицы, возникли даже небольшие стихийные митинги в центре Москвы, что позволило тогда проводить исторические параллели с защитой Французской синематеки в 1968 году в Париже, хотя последствия были, конечно, несопоставимы. Политической окраски эти акции не имели: в 2004 году участники требовали оставить Музей в старом здании, в 2005 — предоставить синематеке новое помещение, позволяющее по прежнему проводить киносеансы и работать с архивами и коллекциями. Тем не менее, несмотря на моральную поддержку ведущих кинематографистов со всего мира, до сегодняшнего дня свое помещение у музея отсутствует. Хранилища переведены на Мосфильм и благодаря его директору Карену Шахназарову продолжают пополняться (на сегодняшний день фонды насчитывают почти 150 тысяч предметов), а кинопоказы устраиваются на различных площадках, таких как ЦДХ, ГЦСИ или в рамках Московского кинофестиваля.

С момента выселения руководство Музея кино при поддержке его «Общества друзей» не очень успешно пыталось выбить у государства новое помещение, но всякий раз сталкивалось с проблемами выбора места. Строительство специального здания Минкульту не по карману, а предложение разместить музей, скажем, в одном из павильонов ВДНХ или даже в постаменте отреставрированной скульптуры «Рабочий и колхозница» упиралось в проблему отсутствия там современных кинозалов и, значит, опять-таки в необходимость строительства. Поступали разного рода предложения от кинотеатров вроде «Иллюзиона» или «Стрелы» о включении в репертуар фильмов из коллекции Музея кино на постоянной основе, но в таком случае возникал вопрос о хранилище и снова все упиралось в неумение культуртрегеров договариваться между собой.

Тем не менее с 2012 года показы Музея кино идут в Кинотеатре имени Моссовета на Преображенке. Только в 2014 году Музей кино провел 23 тематических программы, всего 200 сеансов, почти всегда совмещенных с лекциями.

С прошлого года общественность начали будоражить слухи, что Науму Клейману не продлили директорский контракт в министерстве культуры. В тот момент они не нашли подтверждения. Весной нынешнего, 2014-го, общественность вновь вознегодовала по аналогичному поводу, однако и этот протест был преждевременным. Стало лишь известно, что Минкульт все же поставил ряд условий перед руководством музея, в частности необходимость срочно выбрать место для строительства или реконструкции соответствующих помещений, а также более активно взаимодействовать с государством.

И вот на прошлой неделе наступила, казалось, ясность. Указом министра культуры РФ Владимира Мединского с 1 июля 2014 года исполняющим обязанности директора Музея кино (МК) назначена Лариса Солоницына, а Наум Клейман переведен на не совсем понятную должность президента МК. 


Лариса Солоницына, дочь любимого актера Андрея Тарковского Анатолия (Отто) Солоницына является главным редактором газеты Союза кинематографистов «СК-новости», она член жюри нескольких российских кинофестивалей, состоит в Гильдии организаторов кинопроизводства и пользуется репутацией человека дела. По словам нового руководителя МК, она будет работать в тесном контакте с президентом музея над его концепцией. «И только после того, как концепция будет принята, — если она будет принята, — из названия моей должности исчезнет приставка ”и.о.”», — сообщила «Интерфаксу» г-жа Солоницына.

Новоиспеченный же президент МК Наум Клейман заявил прессе, что поддерживает кандидатуру Солоницыной и надеется в результате такой перестановки на сдвиг в развитии ситуации с музеем, а свою новую должность определяет как «художественный руководитель проекта». Коллективу музея обязанности Клеймана как президента пока не ясны, что и стало поводом для обращения к общественности и петиции, направленной в министерство культуры. На момент публикации статьи собрано 750 подписей.

Обсудить
Культура
 — 
14:07 24 февраля 2017

Белая вдова

Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Джеки» до «Тони Эрдманна»
«У молодых вообще нет собственной позиции»
Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов
Валентина ТерешковаПо космическим законам
Как Терешкова принесла соревнование с американцами из космоса в политику
Казус Чудновец
Чем закончится дело жительницы Катайска, осужденной за репост. Репортаж
Тень независимости
Может ли Россия признать ДНР и ЛНР
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Самый лучший президент
Американские историки составили список наиболее успешных руководителей страны
Виталий ЧуркинМаэстро дипломатии
Накануне своего дня рождения скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы
Зачем Подгорица обвиняет Москву в попытке переворота
Без ствола
Российские власти сокращают число владельцев гражданского оружия
Мне хардбольно
Как играют в самую травмоопасную военно-спортивную игру
Недостаток ресурсов при избытке амбиций
Что не так с индийской системой закупок оружия
Тир во время чумы
Как тренировка в стрелковом клубе обернулась смертью инструктора и ученика
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонииСидеть!
Как молодая советская власть карала своих граждан
Стрелять, Карл!
Подстреленный Гитлер и отпуск в фашистской Италии: обзор Sniper Elite 4
Ястреб сбит, ястреб сбит!
Пушка-ловушка, орлы и другие неожиданные способы уничтожить беспилотник
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
Белая вдова
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Джеки» до «Тони Эрдманна»
Орхан Памук«Ни одна жизнь не достойна романа»
Орхан Памук о современной Турции и противостоянии Востока и Запада
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
Летают, но низенько-низенько
11 машин, способные ехать по любой поверхности. Точнее, даже не ехать
20 роскошных авто. В камуфляже
Маскировка, которая нужна, чтобы стать заметным
Лучшее от Italdesign за 10 лет
Девять проектов Italdesign Giugiaro, которые не оставят равнодушными
6 самых необычных военных машин
Военная техника, от которой волосы встают дыбом
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды