Президент без места

Чем замечателен Музей кино и почему вокруг смены его руководства возник конфликт

Фото: Илья Питалев / «Коммерсантъ»

Недавнее решение о переводе директора Государственного музея кино Наума Клеймана на должность президента стало поводом для петиции трудового коллектива музея, опубликованной на сайте change.org. В письме за 20 подписями (11 сотрудников, включая самого Клеймана и нового директора Ларису Солоницыну, на собрании отсутствовали) изложены требования к министерству культуры закрепить в контракте Клеймана его обязанности как президента, поскольку в уставе Музея кино такой должности нет. «Лента.ру» напоминает читателям, чем замечателен Музей кино и почему вокруг смены его руководства возник конфликт.

Музей кино относится к числу культурных институций, о которых все слышали, все знают, но вряд ли кто-нибудь уверенно скажет, где он находится. Между тем у него весьма долгая и славная история, в последние годы не лишенная драматизма.

Музей был создан в первые годы после революции в рамках Государственной академии художественных наук (ГАХН). В 1932 году ГАХН упразднили, для хранения негативов построили Всесоюзное фильмохранилище в подмосковных Белых Столбах, которое к 1948 году было преобразовано в Госфильмофонд. В 1960-е правление Союза кинематографистов (СК) СССР организовало музейную комиссию и начало строительство Киноцентра на Красной Пресне, которое затянулось на годы.

В 1984-м по решению СК в его подразделении — Всесоюзном бюро пропаганды киноискусства — приступает к работе Музейный отдел, к 100-летию Чарли Чаплина реорганизованный в Центральный музей кино. Леди Уна Чаплин дарит новому музею фильм «Великий Диктатор», показом которого открывается Большой зал Киноцентра. В достроенном к тому моменту здании располагаются фондовые хранилища, выставочные помещения и система кинозалов (первоначально их было шесть), в которых начинается показ отечественного и мирового кино по музейным принципам.

В 1992 году Музей кино становится самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией под эгидой Союза кинематографистов, Госкино и министерства культуры. В 2001-м было принято решение о придании ему статуса государственного.

Коллекция музея складывается из научной библиотеки, рукописного фонда (архивы), изобразительного (эскизы декораций, костюмов, раскадровки и т.д.) и предметного фондов (аппаратура и приспособления для киносъемки), плакатного и фонда анимации. Наиболее многочисленным музейным собранием является фототека, где хранятся негативы, фотоотпечатки, слайды, открытки, а также срезки кадров, не вошедших в монтаж фильмов. Но наиболее востребованным видом деятельности Музея кино в период с 1992 по 2005 годы, когда он располагался в здании Киноцентра и обладал несколькими кинозалами на 40-200 мест, был показ редких кинолент, не идущих в прокате.

Расцвет Музея кино как места, где собираются синефилы, совпал с приходом на директорский пост крупнейшего специалиста по наследию Сергея Эйзенштейна, киноведа и историка кино Наума Клеймана, который возглавил музей в 1992-м.
С этого момента Музей кино стал одним из наиболее востребованных мест интеллектуального досуга в Москве, поскольку до эпохи интернет-пиратства трудно было где-либо еще увидеть фильмы, не имеющие коммерческих перспектив, зато обладающие значимой культурной ценностью. В советский период не только большинство архивов было недоступно, но и любой показ иностранной картины вне кинотеатра сопровождался чуть ли не шпионскими предосторожностями. С началом Перестройки ситуация постепенно менялась, а в новейшие времена музей под руководством Клеймана сделал все возможное, чтобы познакомить заинтересованную публику с шедеврами мирового кино без купюр и цензурных ограничений.

Однако в середине 2000-х здание Киноцентра было продано. Новому владельцу, пожелавшему открыть в нем рестораны и казино, присутствие под одной крышей подобного культурного центра пришлось не по вкусу. Музей был вынужден покинуть свое помещение.

История с потерей Музеем кинозалов и хранилищ имела широкий общественный резонанс. Призывы защитить коллекцию и ее создателей от выселения выплеснулись на улицы, возникли даже небольшие стихийные митинги в центре Москвы, что позволило тогда проводить исторические параллели с защитой Французской синематеки в 1968 году в Париже, хотя последствия были, конечно, несопоставимы. Политической окраски эти акции не имели: в 2004 году участники требовали оставить Музей в старом здании, в 2005 — предоставить синематеке новое помещение, позволяющее по прежнему проводить киносеансы и работать с архивами и коллекциями. Тем не менее, несмотря на моральную поддержку ведущих кинематографистов со всего мира, до сегодняшнего дня свое помещение у музея отсутствует. Хранилища переведены на Мосфильм и благодаря его директору Карену Шахназарову продолжают пополняться (на сегодняшний день фонды насчитывают почти 150 тысяч предметов), а кинопоказы устраиваются на различных площадках, таких как ЦДХ, ГЦСИ или в рамках Московского кинофестиваля.

С момента выселения руководство Музея кино при поддержке его «Общества друзей» не очень успешно пыталось выбить у государства новое помещение, но всякий раз сталкивалось с проблемами выбора места. Строительство специального здания Минкульту не по карману, а предложение разместить музей, скажем, в одном из павильонов ВДНХ или даже в постаменте отреставрированной скульптуры «Рабочий и колхозница» упиралось в проблему отсутствия там современных кинозалов и, значит, опять-таки в необходимость строительства. Поступали разного рода предложения от кинотеатров вроде «Иллюзиона» или «Стрелы» о включении в репертуар фильмов из коллекции Музея кино на постоянной основе, но в таком случае возникал вопрос о хранилище и снова все упиралось в неумение культуртрегеров договариваться между собой.

Тем не менее с 2012 года показы Музея кино идут в Кинотеатре имени Моссовета на Преображенке. Только в 2014 году Музей кино провел 23 тематических программы, всего 200 сеансов, почти всегда совмещенных с лекциями.

С прошлого года общественность начали будоражить слухи, что Науму Клейману не продлили директорский контракт в министерстве культуры. В тот момент они не нашли подтверждения. Весной нынешнего, 2014-го, общественность вновь вознегодовала по аналогичному поводу, однако и этот протест был преждевременным. Стало лишь известно, что Минкульт все же поставил ряд условий перед руководством музея, в частности необходимость срочно выбрать место для строительства или реконструкции соответствующих помещений, а также более активно взаимодействовать с государством.

И вот на прошлой неделе наступила, казалось, ясность. Указом министра культуры РФ Владимира Мединского с 1 июля 2014 года исполняющим обязанности директора Музея кино (МК) назначена Лариса Солоницына, а Наум Клейман переведен на не совсем понятную должность президента МК. 


Лариса Солоницына, дочь любимого актера Андрея Тарковского Анатолия (Отто) Солоницына является главным редактором газеты Союза кинематографистов «СК-новости», она член жюри нескольких российских кинофестивалей, состоит в Гильдии организаторов кинопроизводства и пользуется репутацией человека дела. По словам нового руководителя МК, она будет работать в тесном контакте с президентом музея над его концепцией. «И только после того, как концепция будет принята, — если она будет принята, — из названия моей должности исчезнет приставка ”и.о.”», — сообщила «Интерфаксу» г-жа Солоницына.

Новоиспеченный же президент МК Наум Клейман заявил прессе, что поддерживает кандидатуру Солоницыной и надеется в результате такой перестановки на сдвиг в развитии ситуации с музеем, а свою новую должность определяет как «художественный руководитель проекта». Коллективу музея обязанности Клеймана как президента пока не ясны, что и стало поводом для обращения к общественности и петиции, направленной в министерство культуры. На момент публикации статьи собрано 750 подписей.

подписатьсяОбсудить
08:57 Сегодня

Поднимите мне век

Что не так со списком 100 лучших фильмов XXI века от «Би-би-си»
00:04 24 августа 2016

«Все мои романы написаны на украинском субстрате»

Писатель Мария Галина о мифологии современного человека
00:05 9 августа 2016

Босх Go

Найди покемонов на полотнах Босха: игра «Ленты.ру»
Роман Федяев«Увидел падающую звезду, загадал желание, а оно не сбылось»
Паралимпиец Роман Федяев — о почти украденной мечте
Хаджимурат АккаевПопадание в штангу
Игры-2016 закончились, а число пойманных на допинге российских олимпийцев растет
«В WADA произошел сбой»
В Москве обсудили проблему отстранения россиян от Паралимпиады-2016
Филип КрейвенПятое колесо
Почему российские спортсмены остались без Паралимпиады
Так поплаваем!
Какие новинки ожидаются на яхтенных шоу в Черногории и в Каннах
Более лучше
Как изменилась уличная мода в Москве за 25 лет
Пошли на тело
Как и зачем в России отмечают день тельняшки
«Все здесь сочувствуют Украине»
Уроженка Омска делится впечатлениями после переезда в Канаду
Без прикрытия
Звезды призывают женщин отказаться от макияжа
Дикий, дикий райцентр
Фотоистория о жизни ковбоя из города Шуи
«Бесплатные вегетарианские хот-доги»«Убить всех веганов»
За что мясоеды не любят поклонников растительной диеты
Равно правые
Длительный тест четырех компактных кроссоверов
Новые «Лады»
Вседорожная «Веста», спортивный XRay и другие премьеры «АвтоВАЗа» на ММАС
По ком звонят колокола?
Насколько интересным будет автошоу ММАС-2016: вещий тест
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон