Блогеры в законе

Как интернет-площадки и авторы блогов отреагировали на обязательную регистрацию

Фото: Сергей Киселев / «Коммерсантъ»

С 1 августа вступят в силу поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другим законам, регулирующим обмен информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В частности, поправки требуют от всех блогеров, чьи страницы посещают более трех тысяч читателей в сутки, регистрироваться в специальном реестре Роскомнадзора. От них, кроме того, требуется сообщать свои контактные данные и соблюдать практически все основные требования, относящиеся к средствам массовой информации. Например, отвечать за достоверность информации.

Регулятор объясняет

В Роскомнадзоре, который в основном отвечает за исполнение закона, «Ленте.ру» пояснили, что «не ставили себе целью организовать поголовную перепись всех популярных русскоязычных интернет-пользователей».

«Новация этого закона в том, что блогер впервые в юридической практике становится субъектом права», — рассказал замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов.

У популярных блогеров, по словам Ксензова, нет необходимости 1 августа прерывать отпуска или бросать важные дела, чтобы пройти процедуру регистрации своих персональных страниц. Обязанность предоставить свои данные для регистрации в реестре возникает у пользователя только после получения соответствующего уведомления Роскомнадзора.

«То есть, если вы в своем блоге публикуете фотографии котиков, выражаетесь исключительно культурно и не разглашаете государственную тайну, эта обязанность может не наступить вообще никогда — даже если у вас миллион уникальных посещений в сутки», — сообщил чиновник.

В случае получения уведомления блогеру необходимо в течение 10 дней опубликовать у себя на странице фамилию, имя, отчество и контактные данные для взаимодействия. После этого будет создана соответствующая запись в реестре. Можно зарегистрироваться и по собственной инициативе. Для этого пользователю нужно определить свою суточную посещаемость с помощью Openstat, «Яндекс.Метрики», «Рейтинга.Mail.ru» или другого счетчика и направить заявку на электронный адрес 97-fz_in@rkn.gov.ru.

Зарегистрированные авторы смогут разместить в своем блоге разработанный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) знак «Я — блогер».

Блогеры не понимают

В настоящее время аудитория, попадающая под действие нового закона, с трудом поддается подсчету. Авторы, ежесуточно собирающие на своих страницах более трех тысяч уникальных посетителей, есть во всех соцсетях, а также они поддерживают собственные сайты. В общем, разбрелись по всему рунету. Новость, что их занесут в реестр, топовые блогеры восприняли с непониманием.

«Жаркие споры, которые возникли среди блогеров после принятия поправок, вызваны, в том числе, отсутствием коммуникации с Роскомнадзором», — прокомментировала «Ленте.ру» Софья Иванова, PR-директор холдинга Rambler&Co, развивающего кириллический сегмент LiveJournal. Именно для разъяснения действия закона в холдинге прошло мероприятие «Я — блогер» с участием представителей Роскомнадзора и РАЭК.

Основатель рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская, имеющая более 110 тысяч подписчиков своей страницы в Facebook , заявила на конференции «Я — блогер», что популярным интернет-авторам новый закон ничего не дает, они и так понимают свою ответственность перед аудиторией.

«Мы отвечаем своей репутацией. Есть внутренний кодекс», — отметила Владимирская. По ее словам, новый закон предусматривает для блогеров только ответственность, в то время как им нужна и защита. Например, они не застрахованы от ущерба в случае прерывания работы интернет-площадок.

Основатель сервиса LiveInternet Герман Клименко, аудитория которого в Facebook составляет около девяти тысяч читателей, так оценил закон: «Просто государство захотело поставить нас в стойло». По его мнению, это объясняется тем, что влияние отдельных блогеров сегодня больше, чем у СМИ.

Популярность блогеров на фоне нового закона вырастет еще больше, считает топовый автор «Живого журнала» Дмитрий Чернышев, известный как Митрич. Он уверен, что блогосфера — это в любом случае интереснее, чем телеканалы, которые не отличаются друг от друга.

В свою очередь, Ксензов на встрече с блогерами заявил, что уверен в скором появлении стимулирующих законов для блогосферы. Но и нынешний, по его мнению, не направлен против кого-то. Его суть в том, что «информация, которая имеет эффект массового поражения, не может распространяться без осознания ответственности».

Площадки выжидают

Ответственность за незарегистрировавшихся блогеров, согласно разъяснениям Роскомнадзора, будут нести интернет-площадки, которые обязаны предоставить данные для реестра в случае, если популярные авторы не сделают этого сами. Иначе интернет-компаниям будут грозить штрафы и, главное, операторы связи могут ограничить доступ к их ресурсам по указанию того же Роскомнадзора.

В крупнейших российских соцсетях — «ВКонтакте» и «Одноклассниках» — не стали комментировать тему закона о блогерах. В сообществе MDK соцсети «ВКонтакте», насчитывающем более пяти миллионов участников, заявили, что готовы выполнять требования закона о блогерах. В частности, там не опубликуют посты с нецензурной лексикой, которая до последнего времени была распространена в этом паблике.

«MDK уберет весь мат, мы следуем букве закона, хотя не понимаем целесообразности данного закона», — прокомментировал «Ленте.ру» основатель сообщества Роберто Панчвидзе (Енотов).

В Rambler&Co сообщили, что поводом для суждений о влиянии закона на жизнь блогосферы может стать только правоприменительная практика. «Практика и теория различаются. О том, как закон будет применяться, можно будет судить месяца через два», — прокомментировала Иванова.

Получается, что с 1 августа для блогеров-трехтысячников есть два пути. Первый — писать преимущественно про котиков и не касаться злободневных тем. Тогда на них госрегулятор не будет обращать внимания. Второй путь — при публикации резонансных заметок отвечать за их достоверность и отказаться от анонимности.

«Что касается анонимности, по-моему, все уже давно поняли, что никакой анонимности в интернете нет и при желании любого автора любой информации в сети можно найти достаточно быстро. Тому в последнее время появилось множество примеров», —прокомментировал заместитель директора Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Валентин Крохин.

Однако, по словам Крохина, дело не только в анонимности. Влиятельным авторам просто необходим юридический статус. Потому что раньше в России блогер как общественное явление был, но законами это явление никак не описывалось.

В итоге сегодня практически никто не берется точно предсказать, как новый закон повлияет на жизнь российской блогосферы. Все ждут, что из этого получится.

подписатьсяОбсудить
Город мертвых
Самое большое кладбище планеты
На грани прорыва
Что Сергей Лавров и Джон Керри решили сделать для прекращения кризиса в Сирии
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая
Ху из Ху
Откуда растут корни китайских брендов
Собаки и коты
Самое крутое автомобильное видео августа
Равно правые
Длительный тест четырех компактных кроссоверов
Новые «Лады»
Вседорожная «Веста», спортивный XRay и другие премьеры «АвтоВАЗа» на ММАС
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон