В ближайшие дни свои верительные грамоты Владимиру Путину вручит новый американский посол — Джон Теффт. Кадровый дипломат, работавший в свое время в Италии, Латвии, Грузии и на Украине, он свободно владеет несколькими языками, включая русский: в свое время Теффту пришлось несколько лет провести в Москве. «Лента.ру» выясняла, кто же пришел на место Майкла Макфола, «посла перезагрузки», так и не сумевшего сблизить позиции Москвы и Вашингтона.
Грубоватое обаяние коллекционера бейсболок
Джон Теффт за время карьеры создал себе реноме обычного человека, который просто делает порученную ему работу и чувствует себя несколько неловко, понимая, насколько эта работа важна. Он держится скромно, что на собеседников производит приятное впечатление. Теффту, как отмечают те, кто с ним встречался, присуще своеобразное грубоватое обаяние. Он любит общаться с людьми и охотно идет на контакт. Даже хобби у Теффта простые и понятные. Как и многие дипломаты, он коллекционирует произведения искусства — ковры, картины и фарфор. А также предметы попроще — национальные головные уборы и бейсболки. Хороший семьянин, отец двух дочерей.
Семья у Теффта, что называется, вписана в систему. Супруга Мариэлла работала по контракту с Агентством США по международному развитию (USAID), тем самым, которое часто обвиняют в том, что оно предоставляет «крышу» для сотрудников ЦРУ, и которое запрещено в России. Сейчас Мариэлла Теффт занимается тем, что принято называть народной дипломатией: проводит тренинги для медицинского персонала, повышая таким образом престиж США. Две дочери Теффтов также работают в достаточно специфических учреждениях: Кристина — юрист в Госдепе, а Кейтлин — программист-аналитик в Национальном фонде гуманитарных наук, который тесно связан с американским правительством и занимается распределением грантов на гуманитарные исследования и работой со СМИ.
Батоно Джон
С 2005 по 2009 год Теффт был послом в Грузии. Соответственно, застал он и августовскую войну 2008 года. Отношения Теффта и Саакашвили были дружескими, президент даже заявил, что американский посол «стал частью культурной, политической и социальной жизни Грузии». А вот с оппозицией у Теффта не сложилось: та обвиняла его в лоббировании интересов США в ущерб безопасности Грузии, а также в том, что он натравливает Саакашвили на Россию.
В те годы США осуществляли в Грузии так называемую «программу поддержки», ставя на ноги и снаряжая грузинскую армию. Она обошлась американскому бюджету в несколько миллиардов долларов, причем далеко не вся эта сумма дошла до военных: многие утекли в фонд МВД, откуда финансировались специфические акции типа знаменитой провокации 21 мая 2008 года у села Хурча. Тогда Тбилиси обвинил абхазскую сторону в подрыве автобуса с избирателями, но несколько независимых расследований помогли установить правду. В октябре 2013 года МВД Грузии призналось в организации теракта с целью запугивания местного населения.
Свет на деятельность Теффта помог пролить сайт Wikileaks. Выяснилось, что посол активно уверял Саакашвили в том, что Запад поддержит действия Тбилиси. Перед самым началом войны Теффт отправил в Вашингтон депешу, в которой сообщал о начале осетинской агрессии, а также о том, что российские войска уже вошли с севера в непризнанную республику — об этом ему якобы сообщили в грузинском МИДе, а подтверждение он получил из собственных источников. Уже через несколько дней Теффт вынужден был признать поражение и в очередной телеграмме руководству с горечью писал, что Грузия проиграла войну потому, что Запад не оказал ей должной поддержки.
После войны Теффт добился выделения дополнительных сумм на восстановление грузинской армии и экономики — в общей сложности Штаты перечислили Грузии миллиард долларов. Эти деньги помогли стабилизировать режим Саакашвили, позиции которого оказались под угрозой после неудачной войны. Пост посла Теффт покинул в сентябре, Саакашвили устроил ему роскошный банкет и наградил грузинским орденом Святого Георгия.
Только шашка казаку во степи подруга
Немедленно после Грузии Теффт был назначен послом на Украину. Он уже посещал страну в 2004 году, когда там начиналась «оранжевая революция», и отметился жесткой критикой проведения выборов. Теперь, в 2009-м, он вернулся туда надолго. Изначально назначение Теффта практически все — как пророссийские, так и проамериканские силы — восприняли с энтузиазмом. Только что было объявлено о «перезагрузке» отношений Россия-США, и Теффт виделся фигурой, способной сделать из Украины мостик между Москвой и Вашингтоном.
Действительность оказалась иной: Теффт, отстаивая позиции США, не особо заботился о налаживании связей с Россией. Уже после того как Ющенко проиграл выборы и уступил пост президента Виктору Януковичу, посол неоднократно в жесткой форме требовал не просто пересмотра дела, а немедленного освобождения Юлии Тимошенко и членов ее правительства. При этом он активно работал с оппозицией, раздавая ей гранты. Официально это называлось «развитием гражданского общества», что представляет собой «один из основных факторов развития демократии в Украине». Сам Теффт заявлял, что его цель — добиться свободных выборов и реформ. Хотя Теффт покинул Украину еще до того, как там начался Майдан, многие отечественные эксперты по понятным причинам считают, что он косвенно приложил руку к его подготовке, спонсируя оппозицию.
Любопытный момент: в 2013 году Джон Теффт стал казаком. Произошло это в Херсоне на торжествах по случаю 225-летия Лиманской битвы. В тот день посол получил в подарок саблю и был объявлен почетным членом Украинского казачества.
В отличие от многих своих коллег, Теффт тесно связан с бизнес-кругами, хорошо понимает значение экономической дипломатии и активно помогает продвижению американского бизнеса в странах пребывания. Именно благодаря его энергичной поддержке американская компания Chevron выиграла тендер на исследование залежей сланцевого газа в Ивано-Франковской и Львовской областях, а консорциум во главе с ExxonMobil выиграл тендер на бурение скважин на шельфе возле Крыма. Власти Украины Теффт убеждал, что стремится сделать страну независимой от российского газа.
В России Теффт также намерен, как он рассказал, «продвигать экономические интересы» американских компаний даже в условиях санкций. Сделать ему это будет непросто: у нового посла слишком специфичная репутация, и его назначением Вашингтон ясно дает понять, что на «перезагрузку, подобную той, что случилась в 2008 году, Москве рассчитывать не стоит».