«Я хочу любить, а не быть мешком, набитым химическими реакциями!»

На экраны выходит новый фильм Люка Бессона «Люси»

Люк Бессон
Люк Бессон
Фото: Юрий Чичков

Знаменитый французский режиссер Люк Бессон прилетал в Москву, чтобы лично представить свою новую картину «Люси», которая выходит в прокат 11 сентября. Фильм о том, как в живот случайной красотки зашивают пакет с наркотиками, которые заставляют Люси глобально эволюционировать, превращая в монстра всеведения. Автор знаменитых голливудских блокбастеров встретился с «Лентой.ру», чтобы рассказать о том, как появился замысел его нового фильма, что происходит с человеком, который знает все обо всем, и как правильно смотреть его фильмы.

«Лента.ру»: Я слышала, что вы заинтересовались темой мозга и человеческих возможностей после случайного разговора с девушкой-биологом за ужином. Это так? Почему тема вас так зацепила?

Бессон: В моей жизни произошла одна неожиданная встреча. Несколько лет назад я был на одном званом ужине. Устроители, вы знаете, вечно начинающих актрис ко мне за стол подсаживают на всяких таких мероприятиях. Это всегда какие-нибудь племянницы мэров и прочих официальных лиц, в общем, девушки, метящие в артистки. И я спросил соседку по столу, чем она занимается, ожидая, что она-то точно скажет: «Я актриса». А она говорит: «Я профессор биологии, изучаю клеточную структуру ядра». Я аж подпрыгнул: «Что-о?!» Мягко говоря, она меня удивила. И мне кажется, что у нее был дар. Вспомните, когда вы учились в школе, — какие-то учителя могли заинтересовать своим предметом, а другие никак. Эта девушка точно знала, как «продавать» свою работу. Она начала мне рассказывать истории о клетках, о мозге... Короче, я был зачарован. Она рассказывала о вещах, о которых я даже не подозревал. Оказывается, у нас в организме сто миллиардов клеток и каждая клетка посылает по сто сигналов в секунду! А мы-то и понятия не имеем, что происходит в нашем теле. А там, оказывается, живет мощнейшая интернет-система, в которую у нас нет доступа. Мне стало жутко интересно, как это работает. После той встречи я начал серьезно интересоваться предметом, общаться с учеными, даже с нобелевскими лауреатами, и эта тема меня все больше и больше увлекала. Несколько лет назад я стал основателем ICN — Института исследования мозга.

И что вы выяснили? Вы общались с людьми, которые используют свой мозг как-то иначе, чем обычные люди?

Да, эти ребята, профессора, они довольно умные. Но в то же время, в силу особой мозговитости, часто лишены некоторых обычных чувств и эмоций.

То есть это реальный научный факт, вы считаете, чем человек умнее, тем он менее эмоционален? Или это все же было придумано для фильма?

Когда мы беседовали с некоторыми высоколобыми учеными, они с каменными лицами, абсолютно серьезно утверждали, что любовь — это всего лишь химическая реакция в мозгу. И они могут объяснить, как она протекает, назвать химические элементы, которые участвуют в процессе. Черт побери! Я просто хочу любить, а не быть мешком с клетками, набитым химическими реакциями! Любовь делает нас людьми. Важно, что после просмотра «Люси» ты чувствуешь себя живым и настоящим. Да, мы совершаем ошибки, иногда мы делаем глупости, но зато мы можем смеяться, быть великодушными без причины, и мы люди!

А у вас были другие варианты финала картины?

Нет. Развитие Люси к концу настолько ускоряется, что она может контролировать время, а это черта Бога. Свойство Бога — всеведение. И в финале Люси знает все и обо всем. Если отбросить всякие религиозные заморочки, то Бог — это высшее знание, у него есть ответы на все вопросы. Какой-то философ сказал: «Когда мы не знаем, приятно думать, что кто-то знает». То есть я не знаю, а Бог знает, так что все в порядке. Нет ничего более шокирующего, чем всезнание, за которым следует исчезновение субъекта.

Как вам работалось со Скарлетт Йоханссон? Она привнесла что-то свое в картину?

Фильм достаточно сложный. Я десять лет над ним работал. Не думаю, что на финальной стадии — придя на съемки — можно вносить рацпредложения. Но Скарлетт, конечно, принесла пользу. Она задавала много вопросов: почему Люси говорит так, а не иначе, чем вызван тот или иной ее поступок и тому подобное. Она вынудила меня сделать сюжет более понятным. Возможно, до ее появления фильм был чуть более эзотерическим. Я не считал нужным вносить в сценарий некоторые вещи, поскольку лично мне после десяти лет изучения этой темы все было ясно. Но она меня постоянно останавливала и спрашивала, что я имею в виду. Скарлетт говорила: «Если будет понятно мне, будет понятно всем». Несколько сценарных линий мы даже изменили.

Расскажите о сцене, где Люси звонит матери и плачет. Не слишком ли это эмоционально для ее уровня сознания?

Это моя любимая сцена. В этот момент Люси уже понимала, что ее скоро не станет. И сознавала, что доступа к эмоциям у нее после этого больше не будет. По сути, это ее последние эмоции. И когда ты находишься в подобном состоянии, единственное, что хочется сделать, — позвонить маме. Она хотела с ней попрощаться. Это — как понять, что умираешь от рака. Ты просто звонишь родителям и хочешь попрощаться. Я согласен, что эта сцена немного странная: на 25-й минуте фильма главный персонаж сообщает, что умрет. Обычно в фильмах такого не происходит, только в финале зритель узнает о смерти героя. И ты думаешь: как это, она умрет? Таким неожиданным ходом я хотел захватить аудиторию. Весь фильм зрители не догадываются, к чему все приведет. И мне это нравится, ведь многие сюжеты очень предсказуемы. Через полчаса просмотра ты уже все понимаешь: хороший парень, плохой парень, и чем закончится конфликт. Как будто режиссеры снимают для школьников. Но мне не десять лет, я нуждаюсь в определенной пище для размышлений. Блокбастеры, сиквелы, приквелы… Я знаю, после «Люси» многие выходят с вопросом: «Э-э-э, что это было?» Но вы знаете, это нормально! Поговорите со своими друзьями о фильме, обменяйтесь мнениями, заставьте ваши нейроны работать! Не каждый же раз вы попадаете на такое кино. Обычно вы выходите из зала с мыслью, куда бы пойти съесть пиццу. Уж я-то знаю!

Обсудить
Дональд ТрампТанцы с саблями
Президент США с удовольствием и пользой провел время в ваххабитском королевстве
Смерть на стадионе
Взрыв в британском Манчестере унес жизни десятков человек
Manchester Arena incident Police at Manchester Arena after reports of an explosion at the venue during an Ariana Grande gigКровь Манчестера
Что известно о взрыве, унесшем жизни минимум 22 человек
Kurdish Peshmerga forces guard their position at Omar Khaled village near Tal Afar, west of Mosul August 24, 2014. Peshmerga forces intensified their defences in the southern parts of the oil-rich city of Kirkuk on Saturday, defending ramparts just a few hundred metres away from Islamic State militants.Боевой народ
Рассорят ли курды США и Турцию
«Он просто идиот без всякого плана»
Что думают о Трампе и его политике простые жители Ближнего Востока
Памела Андерсон на Каннском фестивалеПамела, которую мы потеряли
Звезда «Спасателей Малибу» и другие знаменитости, очарованные ботоксом
Трое — не толпа
Как живется в любовном союзе, если в нем больше двух человек
«Здесь все проще относятся к жизни»
История крымчанки, переехавшей в американский Портленд
От нашего стола
Российские интерьеры, сводящие иностранцев с ума
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности