Дорожные разборки

Чем обернется введение платного въезда в отдельные районы Москвы

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Для борьбы с московскими пробками власти могут сделать платным въезд в отдельные районы города. По информации газеты «Ведомости», пилотный проект будет запущен уже в 2015 году на территории «Москва-Сити». Эксперты, в свою очередь, предупреждают, что платный въезд приведет к социальному взрыву. Кроме того, по их мнению, в условиях Москвы подобную меру почти невозможно реализовать.

В Департаменте транспорта пока не спешат делать радикальные заявления. «Никакой определенности по этой теме нет, и поэтому говорить о любой конкретике преждевременно», — аккуратно отметили в пресс-службе департамента.

Между тем предложения сделать платный въезд в центр Москвы или определенные городские зоны обсуждаются уже давно. Летом 2013 года Сергей Собянин, который тогда был врио мэра, заявил, что въезд в центр платным не станет, так как это приведет к транспортному коллапсу.

«Представьте себе: мы центр закрыли, сделали платным. Во-первых, мы сделали заложниками всех жителей Центрального округа, которые должны даже домой въезжать за плату и выезжать. Во-вторых, огромный поток автомобилистов попытается объехать центр по бесплатным дорогам, например по тому же Третьему транспортному кольцу», — утверждал Собянин.

Однако об инициативе не забыли. В очередной раз дискуссию о необходимости взимания платы за въезд в определенные зоны города начал в августе 2014 года генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш, посоветовавший московским властям пойти по пути Лондона, Копенгагена и Стокгольма. На этот раз городские власти не стали сразу отказываться от идеи. В частности, глава департамента транспорта Максим Ликсутов пообещал изучить экспертное мнение, взвесив все плюсы и минусы.

Впрочем, пока эксперты видят в платном въезде в основном минусы. Одно из возможных последствий — недовольство граждан. Годы социализма приучили россиян к тому, что земля — достояние общенародное и пользоваться им можно бесплатно, считает вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский.

«Я предвижу социальный взрыв. В Москве почти каждая семья имеет машину, а то и две, но отнюдь не все новые русские. Очень много врачей, учителей, инженеров, пенсионеров, и они сделают все, чтобы не платить, — предупреждает Ольшанский. — Мы видим, что творится с платными парковками: люди заклеивают номера, не платят, переписывают машины на бабушку. Платный въезд вызовет взрыв социального негодования миллионов автомобилистов, причем не только москвичей — это же коснется и гостей столицы».

Председатель общероссийского общественного «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин соглашается, что платный въезд — мера несправедливая; у московских автомобилистов и так большие налоги и масса других платежей, не видя при этом достойной отдачи. Но самое главное, что эта мера не решает основную проблему.

«Люди ездят в центр города в основном на работу. Около половины рабочих мест сосредоточено внутри Садового кольца, поэтому в первую очередь нужно освободить центр от избыточного количества рабочих мест. Если оставить все так, как сейчас, ситуацию радикально улучшить не удастся», — считает Похмелкин.

Кроме того, по мнению председателя «Движения автомобилистов России», общественный транспорт сегодня перегружен, а мер, чтобы сделать его более доступным и современным, не принимается. Поэтому дополнительную нагрузку городской транспорт не выдержит.

Начальник аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков обратил внимание «Ленты.ру» и на то, что предложение технически трудно реализовать. «В настоящий момент есть две системы взимания платы. Первая — это шлагбаумы. Но для Москвы они не подходят. При нашем колоссальном дефиците дорожной сети, любой шлагбаум создаст пробку. Второй способ — обязать всех иметь какие-то карточки и считывать их автоматически. Но наладить эту систему также будет крайне сложно», — отметил он.

Если же вводить меры в пределах небольшой территории, например в пределах «Москва-Сити», то это, по мнению эксперта, приведет к ухудшению дорожной ситуации на прилегающих улицах. «Если из «Москва-Сити» убрать транзит, резко повысится нагрузка на соседние улицы — Мантулинскую, Шмитовский проезд, улицу 1905 года, которая и так перегружена», — подчеркнул Мухортиков. По его мнению, больший эффект принесет доведение до ума системы платных парковок.

Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что введение платного въезда в центральные районы Москвы могло бы быть полезным, однако город пока к этому не готов. «Мы сейчас только-только учимся пользоваться платными парковками, а платный въезд на порядок более сложная мера. Нужна серьезная работа техническая, юридическая, социально-психологическая. На коленке делать это нельзя», — отмечает Блинкин.

По мнению руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства, при введении платного въезда Москва столкнется с рядом проблем. Во-первых, сложно отслеживать автомобили, въезжающих в платные зоны. «Самая простая схема реализуется в Стокгольме. Там центр города ограничен мостами, как у нас в Питере, и организаторы движения ставят камеры на мосты. В Лондоне около 700 камер стоит, потому что это центр с массой улочек и переулков», — привел успешные примеры Блинкин.

Вторая сложность — юридическая. Не совсем ясно, куда высылать счет. У россиян пока нет фискальных счетов, на которые были бы «завязаны» все платежи.

Также властям необходимо будет заручится согласием горожан. Например, в Стокгольме решение о платном въезде принимали на двух референдумах. Сначала жители не поддержали предложение, но власти смогли их убедить в пользе таких мер. Кроме того, неизбежна путаница, вызванная российской системой привилегий и льгот.

«Рано или поздно мы к этому придем, но процесс будет длительным, — предсказывает Блинкин. — На маленьком пятачке "Москва-Сити" ввести платный въезд можно относительно быстро, но для реализации в больших масштабах потребуются годы», — заключил эксперт.

Обсудить
TEHRAN, Nov. 19, 2015 (Xinhua) -- Iranian engineers work at the South Pars gas field at the southern Iranian port of Assalouyeh, Iran, Nov. 19, 2015. The South Pars/North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. The South Pars or North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. It is one of the world's largest gas fields, shared between Iran and Qatar. (Xinhua/Ahmad Halabisaz) (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)
Photographer: © Ahmad HalabisazПризрачная угроза
Сможет ли иранский газ бросить вызов интересам России?
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Самый лучший президент
Американские историки составили список наиболее успешных руководителей страны
Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы
Зачем Подгорица обвиняет Москву в попытке переворота
Продажи под прессом
Ретейлерам не удается реанимировать потребительский бум
Леонид Хазанов: Налоговая блокада
Или как облегчить экспорт металлургам
Детские деньги
Как открыть частный детсад и сэкономить
Сочи-2017
В бывшей олимпийской столице стартовал российский инвестиционный форум
Старые кирпичи, новые цены
Воскресший Nokia 3310 и таинственный Samsung: новинки Mobile World Congress
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонииСидеть!
Как молодая советская власть карала своих граждан
Ястреб сбит, ястреб сбит!
Пушка-ловушка, орлы и другие неожиданные способы уничтожить беспилотник
«Местные со мной два года не здоровались»
История программистки из Москвы, переехавшей в итальянские Альпы
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
Фильтр «зависть»
Звезда Instagram из Нью-Йорка показала изнанку интернет-славы
Я не знаю, как она это делает
Личный опыт: быть фитнес-звездой Instagram и многодетной матерью одновременно
Отпилите мне раму
Первый тест-драйв LR Discovery нового поколения – без рамы, но с пневмой
Супер-турбо
10 главных фактов о самом быстром в мире гибриде от Porsche
Внедорожники для асфальта
Внедорожники, которые беспомощны на бездорожье, но круты во всем остальном
11 разлученных автомобильных братьев
Как выглядят машины с одинаковыми именами в разных странах
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды