Дорожные разборки

Чем обернется введение платного въезда в отдельные районы Москвы

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Для борьбы с московскими пробками власти могут сделать платным въезд в отдельные районы города. По информации газеты «Ведомости», пилотный проект будет запущен уже в 2015 году на территории «Москва-Сити». Эксперты, в свою очередь, предупреждают, что платный въезд приведет к социальному взрыву. Кроме того, по их мнению, в условиях Москвы подобную меру почти невозможно реализовать.

В Департаменте транспорта пока не спешат делать радикальные заявления. «Никакой определенности по этой теме нет, и поэтому говорить о любой конкретике преждевременно», — аккуратно отметили в пресс-службе департамента.

Между тем предложения сделать платный въезд в центр Москвы или определенные городские зоны обсуждаются уже давно. Летом 2013 года Сергей Собянин, который тогда был врио мэра, заявил, что въезд в центр платным не станет, так как это приведет к транспортному коллапсу.

«Представьте себе: мы центр закрыли, сделали платным. Во-первых, мы сделали заложниками всех жителей Центрального округа, которые должны даже домой въезжать за плату и выезжать. Во-вторых, огромный поток автомобилистов попытается объехать центр по бесплатным дорогам, например по тому же Третьему транспортному кольцу», — утверждал Собянин.

Однако об инициативе не забыли. В очередной раз дискуссию о необходимости взимания платы за въезд в определенные зоны города начал в августе 2014 года генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш, посоветовавший московским властям пойти по пути Лондона, Копенгагена и Стокгольма. На этот раз городские власти не стали сразу отказываться от идеи. В частности, глава департамента транспорта Максим Ликсутов пообещал изучить экспертное мнение, взвесив все плюсы и минусы.

Впрочем, пока эксперты видят в платном въезде в основном минусы. Одно из возможных последствий — недовольство граждан. Годы социализма приучили россиян к тому, что земля — достояние общенародное и пользоваться им можно бесплатно, считает вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский.

«Я предвижу социальный взрыв. В Москве почти каждая семья имеет машину, а то и две, но отнюдь не все новые русские. Очень много врачей, учителей, инженеров, пенсионеров, и они сделают все, чтобы не платить, — предупреждает Ольшанский. — Мы видим, что творится с платными парковками: люди заклеивают номера, не платят, переписывают машины на бабушку. Платный въезд вызовет взрыв социального негодования миллионов автомобилистов, причем не только москвичей — это же коснется и гостей столицы».

Председатель общероссийского общественного «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин соглашается, что платный въезд — мера несправедливая; у московских автомобилистов и так большие налоги и масса других платежей, не видя при этом достойной отдачи. Но самое главное, что эта мера не решает основную проблему.

«Люди ездят в центр города в основном на работу. Около половины рабочих мест сосредоточено внутри Садового кольца, поэтому в первую очередь нужно освободить центр от избыточного количества рабочих мест. Если оставить все так, как сейчас, ситуацию радикально улучшить не удастся», — считает Похмелкин.

Кроме того, по мнению председателя «Движения автомобилистов России», общественный транспорт сегодня перегружен, а мер, чтобы сделать его более доступным и современным, не принимается. Поэтому дополнительную нагрузку городской транспорт не выдержит.

Начальник аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков обратил внимание «Ленты.ру» и на то, что предложение технически трудно реализовать. «В настоящий момент есть две системы взимания платы. Первая — это шлагбаумы. Но для Москвы они не подходят. При нашем колоссальном дефиците дорожной сети, любой шлагбаум создаст пробку. Второй способ — обязать всех иметь какие-то карточки и считывать их автоматически. Но наладить эту систему также будет крайне сложно», — отметил он.

Если же вводить меры в пределах небольшой территории, например в пределах «Москва-Сити», то это, по мнению эксперта, приведет к ухудшению дорожной ситуации на прилегающих улицах. «Если из «Москва-Сити» убрать транзит, резко повысится нагрузка на соседние улицы — Мантулинскую, Шмитовский проезд, улицу 1905 года, которая и так перегружена», — подчеркнул Мухортиков. По его мнению, больший эффект принесет доведение до ума системы платных парковок.

Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что введение платного въезда в центральные районы Москвы могло бы быть полезным, однако город пока к этому не готов. «Мы сейчас только-только учимся пользоваться платными парковками, а платный въезд на порядок более сложная мера. Нужна серьезная работа техническая, юридическая, социально-психологическая. На коленке делать это нельзя», — отмечает Блинкин.

По мнению руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства, при введении платного въезда Москва столкнется с рядом проблем. Во-первых, сложно отслеживать автомобили, въезжающих в платные зоны. «Самая простая схема реализуется в Стокгольме. Там центр города ограничен мостами, как у нас в Питере, и организаторы движения ставят камеры на мосты. В Лондоне около 700 камер стоит, потому что это центр с массой улочек и переулков», — привел успешные примеры Блинкин.

Вторая сложность — юридическая. Не совсем ясно, куда высылать счет. У россиян пока нет фискальных счетов, на которые были бы «завязаны» все платежи.

Также властям необходимо будет заручится согласием горожан. Например, в Стокгольме решение о платном въезде принимали на двух референдумах. Сначала жители не поддержали предложение, но власти смогли их убедить в пользе таких мер. Кроме того, неизбежна путаница, вызванная российской системой привилегий и льгот.

«Рано или поздно мы к этому придем, но процесс будет длительным, — предсказывает Блинкин. — На маленьком пятачке "Москва-Сити" ввести платный въезд можно относительно быстро, но для реализации в больших масштабах потребуются годы», — заключил эксперт.

Обсудить
Россия
 — 
00:06 7 марта 2017

«До сих пор слышу его крик…»

Почему врачи не выписывают пациентам наркотические обезболивающие, а советуют терпеть
Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
FILE - In this Saturday, June 4, 2011 file photo made by Associated Press photographer Anja Niedringhaus, injured U.S.Marine Cpl. Burness Britt reacts after being lifted onto a medevac helicopter from the U.S. Army's Task Force Lift "Dust Off," Charlie Company 1-214 Aviation Regiment. Location:
Sangin, AfghanistanПадение Сангинграда
Десятилетнее сражение за столицу наркоторговли завершилось победой «Талибана»
Больно, но полезно
Китай готовится к реформе госкорпораций, чреватой социальным взрывом
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество
Фарту масти
Как простые русские парни становятся легендами киберспорта
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
Красный — новый черный
Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
«Меня не напугать сильной, умной женщиной»
Режиссер «Большой маленькой лжи» Жан-Марк Валле о работе с Кидман и Уизерспун
Глубины глубинки
Редкие картины русского авангарда на выставке «До востребования. Часть II»
«Клетка»Приятного аппетита
Как балерины Большого театра убили и съели всех мужчин труппы
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Все конкуренты новому SsangYong Rexton
С кем будет бороться за покупателей новый корейский внедорожник
«Мерседес», который предсказал будущее
Забытые концепт-кары: Mercedes-Benz Auto 2000
50 оттенков Блока
Вспоминаем раскраски всех автомобилей Кена Блока
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше