Дорожные разборки

Чем обернется введение платного въезда в отдельные районы Москвы

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Для борьбы с московскими пробками власти могут сделать платным въезд в отдельные районы города. По информации газеты «Ведомости», пилотный проект будет запущен уже в 2015 году на территории «Москва-Сити». Эксперты, в свою очередь, предупреждают, что платный въезд приведет к социальному взрыву. Кроме того, по их мнению, в условиях Москвы подобную меру почти невозможно реализовать.

В Департаменте транспорта пока не спешат делать радикальные заявления. «Никакой определенности по этой теме нет, и поэтому говорить о любой конкретике преждевременно», — аккуратно отметили в пресс-службе департамента.

Между тем предложения сделать платный въезд в центр Москвы или определенные городские зоны обсуждаются уже давно. Летом 2013 года Сергей Собянин, который тогда был врио мэра, заявил, что въезд в центр платным не станет, так как это приведет к транспортному коллапсу.

«Представьте себе: мы центр закрыли, сделали платным. Во-первых, мы сделали заложниками всех жителей Центрального округа, которые должны даже домой въезжать за плату и выезжать. Во-вторых, огромный поток автомобилистов попытается объехать центр по бесплатным дорогам, например по тому же Третьему транспортному кольцу», — утверждал Собянин.

Однако об инициативе не забыли. В очередной раз дискуссию о необходимости взимания платы за въезд в определенные зоны города начал в августе 2014 года генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш, посоветовавший московским властям пойти по пути Лондона, Копенгагена и Стокгольма. На этот раз городские власти не стали сразу отказываться от идеи. В частности, глава департамента транспорта Максим Ликсутов пообещал изучить экспертное мнение, взвесив все плюсы и минусы.

Впрочем, пока эксперты видят в платном въезде в основном минусы. Одно из возможных последствий — недовольство граждан. Годы социализма приучили россиян к тому, что земля — достояние общенародное и пользоваться им можно бесплатно, считает вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский.

«Я предвижу социальный взрыв. В Москве почти каждая семья имеет машину, а то и две, но отнюдь не все новые русские. Очень много врачей, учителей, инженеров, пенсионеров, и они сделают все, чтобы не платить, — предупреждает Ольшанский. — Мы видим, что творится с платными парковками: люди заклеивают номера, не платят, переписывают машины на бабушку. Платный въезд вызовет взрыв социального негодования миллионов автомобилистов, причем не только москвичей — это же коснется и гостей столицы».

Председатель общероссийского общественного «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин соглашается, что платный въезд — мера несправедливая; у московских автомобилистов и так большие налоги и масса других платежей, не видя при этом достойной отдачи. Но самое главное, что эта мера не решает основную проблему.

«Люди ездят в центр города в основном на работу. Около половины рабочих мест сосредоточено внутри Садового кольца, поэтому в первую очередь нужно освободить центр от избыточного количества рабочих мест. Если оставить все так, как сейчас, ситуацию радикально улучшить не удастся», — считает Похмелкин.

Кроме того, по мнению председателя «Движения автомобилистов России», общественный транспорт сегодня перегружен, а мер, чтобы сделать его более доступным и современным, не принимается. Поэтому дополнительную нагрузку городской транспорт не выдержит.

Начальник аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков обратил внимание «Ленты.ру» и на то, что предложение технически трудно реализовать. «В настоящий момент есть две системы взимания платы. Первая — это шлагбаумы. Но для Москвы они не подходят. При нашем колоссальном дефиците дорожной сети, любой шлагбаум создаст пробку. Второй способ — обязать всех иметь какие-то карточки и считывать их автоматически. Но наладить эту систему также будет крайне сложно», — отметил он.

Если же вводить меры в пределах небольшой территории, например в пределах «Москва-Сити», то это, по мнению эксперта, приведет к ухудшению дорожной ситуации на прилегающих улицах. «Если из «Москва-Сити» убрать транзит, резко повысится нагрузка на соседние улицы — Мантулинскую, Шмитовский проезд, улицу 1905 года, которая и так перегружена», — подчеркнул Мухортиков. По его мнению, больший эффект принесет доведение до ума системы платных парковок.

Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что введение платного въезда в центральные районы Москвы могло бы быть полезным, однако город пока к этому не готов. «Мы сейчас только-только учимся пользоваться платными парковками, а платный въезд на порядок более сложная мера. Нужна серьезная работа техническая, юридическая, социально-психологическая. На коленке делать это нельзя», — отмечает Блинкин.

По мнению руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства, при введении платного въезда Москва столкнется с рядом проблем. Во-первых, сложно отслеживать автомобили, въезжающих в платные зоны. «Самая простая схема реализуется в Стокгольме. Там центр города ограничен мостами, как у нас в Питере, и организаторы движения ставят камеры на мосты. В Лондоне около 700 камер стоит, потому что это центр с массой улочек и переулков», — привел успешные примеры Блинкин.

Вторая сложность — юридическая. Не совсем ясно, куда высылать счет. У россиян пока нет фискальных счетов, на которые были бы «завязаны» все платежи.

Также властям необходимо будет заручится согласием горожан. Например, в Стокгольме решение о платном въезде принимали на двух референдумах. Сначала жители не поддержали предложение, но власти смогли их убедить в пользе таких мер. Кроме того, неизбежна путаница, вызванная российской системой привилегий и льгот.

«Рано или поздно мы к этому придем, но процесс будет длительным, — предсказывает Блинкин. — На маленьком пятачке "Москва-Сити" ввести платный въезд можно относительно быстро, но для реализации в больших масштабах потребуются годы», — заключил эксперт.

подписатьсяОбсудить
MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Дональд Трамп Почему исламисты молятся о победе Трампа
К чему может привести антимусульманская риторика кандидата от республиканцев
Оно ему надо
В День контрацепции — о том, что и от чего может защитить мужчина
«Можно работать без таджиков — если ты не жадный»
Минаев: писатель и ресторатор, научивший молодых пить вино
Бег живи
Как правильно экипироваться тем, кто увлекся модой на марафоны
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Разводка и девичья фамилия
Топ-15 лженовостей о звездах, которые СМИ повторяют из года в год
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США