Хотите видеть только хорошие новости?

Дорожные разборки

Чем обернется введение платного въезда в отдельные районы Москвы

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Для борьбы с московскими пробками власти могут сделать платным въезд в отдельные районы города. По информации газеты «Ведомости», пилотный проект будет запущен уже в 2015 году на территории «Москва-Сити». Эксперты, в свою очередь, предупреждают, что платный въезд приведет к социальному взрыву. Кроме того, по их мнению, в условиях Москвы подобную меру почти невозможно реализовать.

В Департаменте транспорта пока не спешат делать радикальные заявления. «Никакой определенности по этой теме нет, и поэтому говорить о любой конкретике преждевременно», — аккуратно отметили в пресс-службе департамента.

Между тем предложения сделать платный въезд в центр Москвы или определенные городские зоны обсуждаются уже давно. Летом 2013 года Сергей Собянин, который тогда был врио мэра, заявил, что въезд в центр платным не станет, так как это приведет к транспортному коллапсу.

«Представьте себе: мы центр закрыли, сделали платным. Во-первых, мы сделали заложниками всех жителей Центрального округа, которые должны даже домой въезжать за плату и выезжать. Во-вторых, огромный поток автомобилистов попытается объехать центр по бесплатным дорогам, например по тому же Третьему транспортному кольцу», — утверждал Собянин.

Однако об инициативе не забыли. В очередной раз дискуссию о необходимости взимания платы за въезд в определенные зоны города начал в августе 2014 года генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш, посоветовавший московским властям пойти по пути Лондона, Копенгагена и Стокгольма. На этот раз городские власти не стали сразу отказываться от идеи. В частности, глава департамента транспорта Максим Ликсутов пообещал изучить экспертное мнение, взвесив все плюсы и минусы.

Впрочем, пока эксперты видят в платном въезде в основном минусы. Одно из возможных последствий — недовольство граждан. Годы социализма приучили россиян к тому, что земля — достояние общенародное и пользоваться им можно бесплатно, считает вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский.

«Я предвижу социальный взрыв. В Москве почти каждая семья имеет машину, а то и две, но отнюдь не все новые русские. Очень много врачей, учителей, инженеров, пенсионеров, и они сделают все, чтобы не платить, — предупреждает Ольшанский. — Мы видим, что творится с платными парковками: люди заклеивают номера, не платят, переписывают машины на бабушку. Платный въезд вызовет взрыв социального негодования миллионов автомобилистов, причем не только москвичей — это же коснется и гостей столицы».

Председатель общероссийского общественного «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин соглашается, что платный въезд — мера несправедливая; у московских автомобилистов и так большие налоги и масса других платежей, не видя при этом достойной отдачи. Но самое главное, что эта мера не решает основную проблему.

«Люди ездят в центр города в основном на работу. Около половины рабочих мест сосредоточено внутри Садового кольца, поэтому в первую очередь нужно освободить центр от избыточного количества рабочих мест. Если оставить все так, как сейчас, ситуацию радикально улучшить не удастся», — считает Похмелкин.

Кроме того, по мнению председателя «Движения автомобилистов России», общественный транспорт сегодня перегружен, а мер, чтобы сделать его более доступным и современным, не принимается. Поэтому дополнительную нагрузку городской транспорт не выдержит.

Начальник аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков обратил внимание «Ленты.ру» и на то, что предложение технически трудно реализовать. «В настоящий момент есть две системы взимания платы. Первая — это шлагбаумы. Но для Москвы они не подходят. При нашем колоссальном дефиците дорожной сети, любой шлагбаум создаст пробку. Второй способ — обязать всех иметь какие-то карточки и считывать их автоматически. Но наладить эту систему также будет крайне сложно», — отметил он.

Если же вводить меры в пределах небольшой территории, например в пределах «Москва-Сити», то это, по мнению эксперта, приведет к ухудшению дорожной ситуации на прилегающих улицах. «Если из «Москва-Сити» убрать транзит, резко повысится нагрузка на соседние улицы — Мантулинскую, Шмитовский проезд, улицу 1905 года, которая и так перегружена», — подчеркнул Мухортиков. По его мнению, больший эффект принесет доведение до ума системы платных парковок.

Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что введение платного въезда в центральные районы Москвы могло бы быть полезным, однако город пока к этому не готов. «Мы сейчас только-только учимся пользоваться платными парковками, а платный въезд на порядок более сложная мера. Нужна серьезная работа техническая, юридическая, социально-психологическая. На коленке делать это нельзя», — отмечает Блинкин.

По мнению руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства, при введении платного въезда Москва столкнется с рядом проблем. Во-первых, сложно отслеживать автомобили, въезжающих в платные зоны. «Самая простая схема реализуется в Стокгольме. Там центр города ограничен мостами, как у нас в Питере, и организаторы движения ставят камеры на мосты. В Лондоне около 700 камер стоит, потому что это центр с массой улочек и переулков», — привел успешные примеры Блинкин.

Вторая сложность — юридическая. Не совсем ясно, куда высылать счет. У россиян пока нет фискальных счетов, на которые были бы «завязаны» все платежи.

Также властям необходимо будет заручится согласием горожан. Например, в Стокгольме решение о платном въезде принимали на двух референдумах. Сначала жители не поддержали предложение, но власти смогли их убедить в пользе таких мер. Кроме того, неизбежна путаница, вызванная российской системой привилегий и льгот.

«Рано или поздно мы к этому придем, но процесс будет длительным, — предсказывает Блинкин. — На маленьком пятачке "Москва-Сити" ввести платный въезд можно относительно быстро, но для реализации в больших масштабах потребуются годы», — заключил эксперт.

Обсудить
People walk past the walls of Jerusalem's Old City lit in blue, white and red, colours of the French flag, in solidarity with Paris, in Jerusalem November 15, 2015Французский исход
Что заставляет евреев бежать из Пятой Республики в Израиль
Монастырь Мар Маттай«Саддам покончил бы с этим бардаком за пару недель»
Рассказ монаха древнего иракского монастыря о жизни по соседству с террористами
Министр обороны Саудовской Аравии принц Мухаммед объявляет о создании блокаНАТО с Кораном и гуриями
Саудовская Аравия строит собственный военный блок
Эффект обратного действия
Теракт в Берлине укрепил позиции Меркель и доверие немцев к стражам порядка
Лошадиные силы
Мустанги, воспитанные за решеткой, несут службу на границе
От 200 и выше
Может ли рост цен на водку снизить ее потребление
Ничего личного
О причинах закрытия печатных медиа
Триллион из продуктовой корзины
Российские ретейлеры подсчитали прошлогоднюю выручку
Жадность не порок
На чем экономят миллиардеры
Морозный рейс
Как авиакомпании решают проблему нелетной погоды
Хейтеры возненавидят
Обычные женщины, прославившиеся в Instagram благодаря лишнему весу
Качайся как девчонка
Пауэрлифтинг вошел в моду у представительниц прекрасного пола
«Живу обычно, ем летучих мышей»
История москвича, переехавшего в Камбоджу
Ким КардашьянСтарики-разбойники
Выслежена банда преступников-пенсионеров, ограбивших Ким Кардашьян
Тест: угадай автомобиль под камуфляжем
Получится ли у автопроизводителей провести настоящего знатока? Давайте проверять
Бандитские тачки суровых времен
Самые известные машины 1990-х
Цена слезам не верит
Страны, в которых автомобили намного дороже, чем в России
Красивейшие машины Советского Союза
Самые красивые машины СССР, так и не увидевшие конвейера
«Теперь она бомж и живет в закутке под лестницей»
История преподавательницы, лишившейся трех квартир в Москве
«Мы начали решать свои проблемы, как в 90-х»
За потребительские кредиты смогут отбирать квартиры
Развели тут бордель
Экскурсия по самому большому публичному дому Южного полушария
Война дворцам
Каких домов лишились в 2016 году звезды Голливуда