Своего рода гордостью Севастополя является «Коммуна», спасательное судно Черноморского флота. 17 ноября 2013 года его экипаж отпраздновал сто лет со дня спуска на воду. Сегодня «Коммуна» является старейшим судном в составе Военно-морского флота России и старейшим в мире, фактически, а не номинально, стоящим на вооружении. «Лента.ру» побывала на борту спасательного судна, осмотрела недавно прошедшую ремонт «Коммуну» и поговорила с ее капитаном Анатолием Ишиновым, уже 12 лет возглавляющим команду.
Следует отметить, что формально старейшим в мире кораблем, стоящим на вооружении, является американский трехмачтовый фрегат «Конститьюшн», спущенный на воду в 1797 году. Однако, в отличие от «Коммуны», он не принимает участия в выполнении каких-либо боевых задач и редко выходит в море.
Первым идею строительства судна — спасателя подводных лодок еще в 1909 году высказал командир субмарины Сибирской флотилии «Кефаль» Василий Меркушов. В докладной записке командованию он приводил в пример немецкое судно «Вулкан». Военное руководство идею Меркушова приняло, и уже к 1911 году был разработан проект спасателя, а в 1912 году началось строительство. Постройкой судна по схеме катамарана занимался Путиловский завод в Санкт-Петербурге.
В ноябре 1913 года новый спасатель подводных лодок был спущен на воду и получил имя «Волхов». В июле 1915 года судно вошло в состав флота Российской империи. Его водоизмещение составило 3,1 тысячи тонн при длине 96, ширине 18,6 и осадке 8,4 метра. Судно могло развивать скорость до 8,5 узла, а дальность его хода составляла около четырех тысяч миль. Собственного вооружения «Волхов» не получил. На борту судна установили системы подъема грузов массой до 80 тонн на левом корпусе катамарана и 30 тонн — на правом. В состав экипажа «Волхова» вошли 23 человека.
В настоящее время на «Коммуне» служит 41 человек из 45 предусмотренных штатом. Перед визитом в пресс-службе Черноморского флота нас предупредили, что экипаж судна в основном состоит из военных запаса, вышедших на пенсию: «Они все очень любят "Коммуну", почти с трепетом к ней относятся, капитан очень любит рассказывать истории про нее». Однако на судне служат и совсем молодые ребята, которые совсем недавно отпраздновали совершеннолетие. По словам капитана, отношение к ним почти отеческое: «Конечно, подсказываем, учим многому», — рассказывает Ишинов.
Изначально на судно-спасатель установили два шестицилиндровых дизельных двигателя мощностью 600 лошадиных сил каждый, произведенных рижским заводом «Фельзер». Позднее их заменили силовыми установками с аналогичными характеристиками Коломенского завода. Технические характеристики судна остаются практически неизменными и по сей день. «Волхов», получивший нынешнее имя «Коммуна» в 1922 году, изначально был приписан к Балтийскому флоту Российской империи (позднее Балтийскому флоту СССР). В 1967 году судно перешло в распоряжение Черноморского флота.
Впервые «Волхов» по прямому назначению был использован летом 1917 года. Тогда в Аландских шхерах во время учебного погружения с открытым люком затонула подводная лодка АГ-15 типа «Американский Голланд». Спасательные работы проводились во время сильного шторма. Подъем подлодки состоялся 16 (по новому стилю — 29) июня, после чего АГ-15 на протяжении месяца находилась в ремонте. К слову, ремонт осуществлялся силами экипажа «Волхова». Уже в сентябре 1917 года судно-спасатель подняло еще одну затонувшую подлодку — «Единорог» типа «Барс». В общей сложности за все время службы судно подняло из-под воды 154 различных объекта, включая английскую подводную лодку L55. Этот корабль после подъема с глубины 62 метров ступенчатым методом в 1928 году был отремонтирован и вошел в состав ВМФ СССР.
После начала Великой Отечественной войны «Коммуна» базировалась в Ленинграде, и с марта 1942 года экипаж судна работал на ладожской «Дороге жизни», использовавшейся для эвакуации жителей блокадного Ленинграда и доставки провизии в город. За время войны «Коммуна» подняла со дна четыре танка КВ, два трактора, 31 автомобиль, подводную лодку Щ-411, шхуны «Труд» и «Водолей-2», буксир «Аустра» и плавучую базу «Правда». Кроме того, на судне-спасателе во время войны прошли подготовку 159 водолазов. После победы «Коммуна» смогла пройти капитальный ремонт только в 1954 году, во время которого дизельные двигатели Коломенского завода заменили на силовые установки голландского производства.
В 1967 году «Коммуна» сменила базу с Кронштадта на Севастополь, выполнив переход с Балтики в Черное море вокруг Европы. В 1973 году спасателя переоборудовали в судно — носитель глубоководных аппаратов. Сегодня судно в составе Черноморского флота России по-прежнему используется в качестве спасателя с выходами в море и регулярно проходит доковые ремонты, промежутки между которыми становятся короче по мере старения «Коммуны». Например, во время спуска на воду толщина корпуса в носовой части составляла 16 миллиметров. Во время замеров в 2005 году выяснилось, что корпус, выполненный из путиловской стали, истончился до 14,9 миллиметра.
По словам капитана судна Анатолия Ишинова, в декабре 2013 года «Коммуна» встала на очередной доковый ремонт, завершившийся в марте 2014 года. В ближайшее время судно снова сможет выходить в море и участвовать в различных мероприятиях Черноморского флота. Интересно, что абсолютно все системы «Коммуны» до сих пор находятся в полностью рабочем состоянии. Долгое время справляться со своей задачей не могло только пианино, установленное на «Коммуну» еще при строительстве, но и его уже полностью отремонтировали.
Сегодня «Коммуна» обладает уже новым телеуправляемым подводным аппаратом Saab Seaeye Panther Plus шведского производства. Он позволяет проводить различные подводные работы, включая обследование объектов и резку металла, на глубине до тысячи метров, причем эта глубина ограничена лишь длиной троса. Подводный аппарат оснащен четырьмя видеокамерами и парой манипуляторов, при помощи которых можно осуществлять захват объекта, устанавливать радиомаяки, перекусывать или резать различные металлические конструкции. Panther Plus имеет десять двигателей, обеспечивающих аппарату высокую маневренность.
Как ожидается, в ближайшее время должно завершиться оформление документов после докового периода, после чего судно-спасатель продолжит участвовать в различных мероприятиях Черноморского флота. На нем также будет осуществляться подготовка операторов автономных подводных необитаемых аппаратов — наравне с Panther Plus на «Коммуне» установлено и тренажерное оборудование.