«Любовная сцена «Солнечного удара» — настоящий вклад в мировой кинематограф»

Эмир Кустурица о новом фильме Михалкова и интересе европейского зрителя

Кадр из фильма «Солнечный удар»
Кадр из фильма «Солнечный удар»

Новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятый по произведениям Ивана Бунина, продолжает удерживать внимание зрителей. Развернувшаяся вокруг ленты общественная полемика лишний раз показывает, что равнодушных после просмотра картины нет, а заметная поляризация мнений объясняется тем, что фильм затрагивает самые глубинные душевные струны. О своих впечатлениях от «Солнечного удара» рассказал знаменитый сербский кинорежиссер, обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля Эмир Кустурица.

С каким чувством вы смотрели «Солнечный удар»? Что для вас стало неожиданным в фильме?

Я был удивлен невероятным артистизмом и той художественной мощью, которая видна в каждом кадре. Это l'art pour l'art, искусство ради искусства, которое здесь служит большой народной теме. «Солнечный удар» — рассказ о судьбе русского народа, показанный через преломленье двух эпох: революционной и до нее. Никита Михалков, как на большой фреске, не только со всей зрелостью и силой изобразил судьбу своего народа, но искренне и с покаянием показал, что каждый народ сам себе творит зло или добро. В данном случае это выполнено в самой драматичной форме, и, как я уже сказал, в форме большого искусства.

Какие идеи фильма вам близки?

Мне близка идея царской России и ее фундаментальные связи между «красивым», «добрым» и «возвышенным». А с другой стороны, этот фильм — очень сильная драма: 2000 человек, мученически утопленных; у нас в Сербии то же самое произошло после Второй мировой войны, когда партизаны мучили и убивали своих врагов-монархистов.

Как вам кажется, как воспримет фильм европейский зритель? Будет ли ему интересна картина?

Думаю, европейскому зрителю картина будет интересна потому, что впервые здесь пересекаются две эпохи русской истории, до и после революции, и драматическим образом складывается изображение большевистской и монархической России.

Дискуссия развернулась вокруг любовной сцены — многие критикуют картину именно из-за нее. Какое мнение лично у вас?

Это очень рафинированная сцена, и в ней тонко раскрыты подсознательные чувства героев. Я бы сказал, что эта любовная сцена — настоящий вклад в мировой кинематограф, так как снята весьма необыкновенным образом.

Чья роль показалась вам особенно интересной и чем?

Тема фильма гораздо шире, чем тема какого-то определенного героя, тут идет речь о судьбе целого народа. Поэтому, думаю, ошибочно выделять только одного или двух актеров. Фильм Михалкова — огромная фреска, и, должен признаться, что я больше был захвачен темой, нежели актерской игрой, хотя актеры очень хорошие. Что касается объединения «актеров» с «не актерами», то я тоже всю свою жизнь работаю таким образом. Даже если это рискованно, это может дать необычный импульс и новую жизнь сценам.

Обсудить
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее