«Любовная сцена «Солнечного удара» — настоящий вклад в мировой кинематограф»

Эмир Кустурица о новом фильме Михалкова и интересе европейского зрителя

Кадр из фильма «Солнечный удар»
Кадр из фильма «Солнечный удар»

Новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятый по произведениям Ивана Бунина, продолжает удерживать внимание зрителей. Развернувшаяся вокруг ленты общественная полемика лишний раз показывает, что равнодушных после просмотра картины нет, а заметная поляризация мнений объясняется тем, что фильм затрагивает самые глубинные душевные струны. О своих впечатлениях от «Солнечного удара» рассказал знаменитый сербский кинорежиссер, обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля Эмир Кустурица.

С каким чувством вы смотрели «Солнечный удар»? Что для вас стало неожиданным в фильме?

Я был удивлен невероятным артистизмом и той художественной мощью, которая видна в каждом кадре. Это l'art pour l'art, искусство ради искусства, которое здесь служит большой народной теме. «Солнечный удар» — рассказ о судьбе русского народа, показанный через преломленье двух эпох: революционной и до нее. Никита Михалков, как на большой фреске, не только со всей зрелостью и силой изобразил судьбу своего народа, но искренне и с покаянием показал, что каждый народ сам себе творит зло или добро. В данном случае это выполнено в самой драматичной форме, и, как я уже сказал, в форме большого искусства.

Какие идеи фильма вам близки?

Мне близка идея царской России и ее фундаментальные связи между «красивым», «добрым» и «возвышенным». А с другой стороны, этот фильм — очень сильная драма: 2000 человек, мученически утопленных; у нас в Сербии то же самое произошло после Второй мировой войны, когда партизаны мучили и убивали своих врагов-монархистов.

Как вам кажется, как воспримет фильм европейский зритель? Будет ли ему интересна картина?

Думаю, европейскому зрителю картина будет интересна потому, что впервые здесь пересекаются две эпохи русской истории, до и после революции, и драматическим образом складывается изображение большевистской и монархической России.

Дискуссия развернулась вокруг любовной сцены — многие критикуют картину именно из-за нее. Какое мнение лично у вас?

Это очень рафинированная сцена, и в ней тонко раскрыты подсознательные чувства героев. Я бы сказал, что эта любовная сцена — настоящий вклад в мировой кинематограф, так как снята весьма необыкновенным образом.

Чья роль показалась вам особенно интересной и чем?

Тема фильма гораздо шире, чем тема какого-то определенного героя, тут идет речь о судьбе целого народа. Поэтому, думаю, ошибочно выделять только одного или двух актеров. Фильм Михалкова — огромная фреска, и, должен признаться, что я больше был захвачен темой, нежели актерской игрой, хотя актеры очень хорошие. Что касается объединения «актеров» с «не актерами», то я тоже всю свою жизнь работаю таким образом. Даже если это рискованно, это может дать необычный импульс и новую жизнь сценам.

Обсудить
Demonstrators take part in a protest aimed at showing London's solidarity with the European Union following the recent EU referendum, inTrafalgar Square, central London, Britain June 28, 2016. REUTERS/Dylan Martinez TPX IMAGES OF THE DAYСпасет ли уход Меркель Европу?
Свое 60-летие Европейский союз встречает в состоянии экзистенциального кризиса
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество


Из ЕС в сексуальное рабство
Что вынуждает румынок отправляться на Сицилию, где их ждет неволя
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Восточные легенды
Культовые японские автомобили ушедших лет
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Пиджак и боб
Самое крутое автомобильное видео марта
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах