Президент Украины Петр Порошенко анонсировал отмену закона об особом статусе части Донбасса, находящейся в зоне конфликта. Так он отреагировал на проведение выборов в непризнанных Донецкой и Луганской республиках, организованных вопреки воле Киева. Решение об отмене закона уже поддержал Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). На заседании Совбеза, состоявшемся 4 ноября, было также объявлено, что украинская сторона может принять определенные меры по блокированию неподконтрольных ей территорий. При этом в Киеве уверяют, что о возврате к военному сценарию решения конфликта речь не идет — хотя в перспективе не исключают и повторения опыта Хорватии, при котором военное решение может быть отложено на несколько лет.
Закон об особом статусе части Донбасса был принят в сентябре по инициативе Петра Порошенко и в соответствии с минскими договоренностями об урегулировании конфликта. Он предусматривал, что в некоторых районах Донецкой и Луганской областях (конкретные территории должна была определить Верховная Рада) сроком на три года вводится «особый порядок местного самоуправления». Там также предполагалось провести досрочные местные выборы — их запланировали на начало декабря.
По сути, закон определял принципы, по которым должна была функционировать власть на указанных территориях. Однако каких-либо механизмов для изменения ситуации в Донбассе не предлагал. «Если закон сегодня отменят — ничего не изменится просто потому, что ничего и не было, — констатировал губернатор Луганской области Геннадий Москаль. — Этот закон был "рамочным", законом о намерениях». Реальное содержание, по его словам, ему могли бы придать дополнительные законы (например, закон о народной милиции), однако они приняты не были.
В ДНР и ЛНР появление закона в свое время встретили без особого энтузиазма. Там похвалили Киев за мирную инициативу, однако подчеркнули, что на «политическую ситуацию» это не повлияет. Уже после того, как закон отменили, представители обеих республик заявили, что не видят в этом ничего плохого. «Этот закон нас все равно не устраивал, так что без проблем. Хоть он есть, хоть нет его — он все равно неадекватен», — сообщил председатель парламента ЛНР Алексей Карякин.
С другой стороны, закон, даже неработающий, имел определенное символическое значение, был частью договоренностей о мирном урегулировании конфликта. В рамках этих соглашений, достигнутых в начале сентября в Минске, на востоке Украины было заключено перемирие. Хотя соблюдается оно не везде, но в целом интенсивность боевых действий снизилась.
«Возможно, этого не видно в Киеве, Львове, но тут минские договоренности ощущаются, — отмечал, комментируя эту тему, представитель луганской администрации. — Не было бы их, возможно, мы бы сегодня с вами в подконтрольной Луганской области разговор не вели. Потому что фактически дальше мог бы быть Иловайск-2,3,4,5,6. Трудно сказать, что было бы дальше, но на данный момент они были политически оправданными и необходимыми».
Теперь, однако, отмена закона о статусе Донбасса, как и проведение самостоятельных выборов в ДНР и ЛНР, стали сигналом к пересмотру соглашений — с обеих сторон (представители обеих непризнанных республик уже открыто выступили за пересмотр минского протокола об урегулировании конфликта, обвинив при этом в подрыве договоренностей Киев).
Вопрос заключается в том, означает ли это отказ даже от формального перемирия и возобновление масштабных военных действий. Судя по сообщениям, поступающим из зоны конфликта, стороны используют сравнительное затишье для наращивания сил (украинские власти при этом обвиняют Россию в продолжении поставок техники и подкрепления ополченцам, в Москве это отрицают). На отдельных направлениях идут бои. Тем не менее официально стороны утверждают, что от курса на мирное урегулирование отказываться не собираются.
В том, чтобы возобновлять войну в преддверии зимы, по большому счету, не заинтересованы — вопреки выступлениям представителей «партии войны» — ни Киев, ни Донецк с Луганском, которые, помимо прочего, по-прежнему зависимы от поставок газа и электроэнергии с остальной части Украины. В Киеве до сих пор не сформировано новое правительство, а в Министерстве обороны идет люстрация (под нее, как стало известно на днях, попали среди прочих командующие Сухопутными войсками и Воздушными силами).
При этом, как полагает политолог Антон Круть, Киев не отказался от попыток договориться по Донбассу с Россией, которую он считает ответственной за происходящее в регионе и осуждает за признание прошедших там самостоятельных выборов. Переговоры, по его мнению, могут пройти в ближайшие несколько недель — до того, как символический закон об особом статусе Донбасса будет официально отменен. «Когда соберется новая Рада, президент вместе с СНБО будет рекомендовать этот закон отменить. Фактически он будет отменен через 3-4 недели, — рассуждает он. — И в течение этого срока будут вестись переговоры с Россией об урегулировании вопроса относительно "выборов" на Донбассе».
Выступая на заседании Совета безопасности, Порошенко заявил, что украинские власти продолжат «блокировать» территорию, подконтрольную сторонникам ДНР и ЛНР. Он не исключил «значительного усиления контроля на блокпостах». К этому, как было сказано, может добавиться и ужесточение экономического режима. В Совбезе уже анонсировали законы, которые будут регулировать «экономическую и налоговую деятельность на этих территориях».
В среду, 5 ноября, правительство Украины сообщило, что территории, находящиеся под контролем «террористов», требуют дотаций на сумму более 30 миллиардов гривен (более 95 миллиардов рублей). Однако финансировать их до тех пор, пока они не вернутся под влияние Киева, не планируется. «Уберутся прочь с территории Донецкой и Луганской областей российские террористы — мы неотложно вернем контроль над территорией и выплатим персонально каждому человеку ту социальную льготу, на которую он имеет право», — заявил глава правительства Арсений Яценюк. Выделение региону денег в нынешней ситуации украинский премьер расценил как «поддержку российского терроризма».
Поставки газа и электроэнергии в неподконтрольную часть Донбасса Украина при этом прекращать не собирается. Выступая 5 ноября, Яценюк признал, что там находятся украинские граждане, которых надо поддержать в зимний период. В то же время в Киеве не преминули заметить, что поставки топлива продолжаются, несмотря на то что платы за него Украина не получает. Непризнанным республикам прозрачно напомнили, что, несмотря на планы по получению энергоресурсов из России (министр энергетики РФ Александр Новак на днях отметил, что существует лишь один договор о поставках — между «Газпромом» и «Нафтогазом»), они по-прежнему зависят от Киева.
Сторонников военного решения Киев убеждает в том, что такой сценарий может быть отложен. В качестве примера представители власти приводят Хорватию, которая после нескольких лет конфликта вернула под свой контроль территорию самопровозглашенной Республики Сербской Краины. «В 1991 году Хорватия начала войну, а закончила — в 1995-м в результате двух успешных спецопераций, которые длились ровно три дня», — заявил, выступая по ТВ, советник главы Службы безопасности Украины Маркиян Лубкивский. Украина, по его мнению, может рассчитывать на повторение такого сценария через три-четыре года.