Опубликованные к 25 ноября квартальные отчеты российских сотовых операторов «большой тройки» — МТС, «Вымпелкома» («Билайна») и «Мегафона» — показали то, чего и следовало ожидать. Бухгалтерская арифметика неизбежно зафиксировала влияние падения рубля по отношению к доллару и евро на чистую прибыль, которая снизилась у всех.
Однако примечательно, что у каждого из троицы снижение было существенно разным. И, кроме того, по-разному менялись другие показатели, отражающие не бухгалтерию, а динамику основного бизнеса операторов. Так, если по чистой прибыли наиболее благополучным выглядит «Мегафон», то с другими показателями не все так однозначно.
Рублем по прибыли
Поскольку по масштабам зарубежного бизнеса операторы сильно отличаются друг от друга (у «Мегафона» и «Билайна» его практически нет, а у МТС достаточно много), есть смысл посмотреть, что произошло в третьем квартале 2014 года с финансами «большой тройки» в России.
Чистая прибыль, наиболее пострадавшая от рублевого обвала последних месяцев, упала в российских подразделениях всех трех операторов.
Прибыль «Мегафона» в России в третьем квартале текущего года оказалась на 15,6 процента меньше, чем год назад, и составила 13,3 миллиарда рублей. «Билайн» российскую чистую прибыль в рублях не сообщает. В долларах картина у него выглядит достаточно удручающе: прибыль упала почти в 2,5 раза — с 500 миллионов долларов в третьем квартале 2013 года до 203 миллионов долларов в июле-сентябре текущего.
МТС расположился между своими основными конкурентами. Его чистая прибыль в России снизилась на 30 процентов — с 15,6 до 10,8 миллиарда рублей.
Все три компании едины в объяснении такого скатывания вниз: влияние курсовых разниц валют. Да это можно было бы и не объяснять — в отчетности все показано. Так, убыток от курсовых разниц у «Билайна» достиг 173 миллионов долларов, у МТС — 9,5 миллиардов рублей, у «Мегафона» — 3,4 миллиарда рублей.
В общем, картина ожидаемая: падение рубля повлекло за собой и падение прибыли всей большой тройки, хотя и с разной скоростью.
Чистая прибыль — показатель, несомненно, важный. Однако для любой сервисной компании, к которым относятся операторы связи, не менее, если не более, важны результаты по выручке в целом и по отдельным ее видам, то есть то, сколько компания реально зарабатывает своими услугами. И здесь расклад иной, чем по прибыли.
Заработок на эфире
Что касается общей выручки, полученной от всех видов услуг связи в России, то здесь безоговорочно лидирует МТС: квартальный заработок компании увеличился по сравнению с прошлогодним результатом на 8 процентов — до 99,2 миллиарда рублей. У «Мегафона» рост ровно вдвое меньше как в процентах (на 4 процента), так и в деньгах (3,3 миллиарда против 7,7 миллиардов у МТС). «Билайн» же и вовсе сократил российскую выручку — на 3 процента, до 73,1 миллиарда рублей.
Динамика доходов в основном для всей троицы бизнесе мобильной связи различается еще сильнее. Если МТС за год прибавил в этом сегменте 9 процентов к своим квартальным доходам, то «Мегафон» — только 2 процента, а «Билайн» потерял 5 процентов. В результате «мобильный отрыв» МТС от конкурентов вырос: 77 миллиардов рублей против 69 миллиардов «Мегафона» и 58 миллиардов «Билайна». Год назад эти показатели равнялись, соответственно, 71, 67 и 61 миллиарду рублей.
Интересно, что выручка от мобильной передачи данных (доступа в интернет) у «трех китов» российского сотового рынка разнится куда меньше. «Мегафон» и МТС вообще идут ноздря в ноздрю, продемонстрировав практически одинаковый рост: на 37 с небольшим процентов, до 17,2 миллиарда и 17,1 миллиарда рублей соответственно. Несколько отстающий «Билайн» также прилично нарастил доход от мобильного интернета — на 22 процента, до 9,8 миллиарда рублей.
Почем минута для народа
Финансовые проблемы в стране вполне могли отразиться на ценах услуг сотовой связи. Однако, как показали отчеты компаний, ничего существенного здесь пока не произошло. Выделяется лишь незначительное подорожание услуг «Мегафона».
У МТС показатель средней цены минуты услуг мобильной связи (APPM) по сравнению с прошлым годом не изменился. И в третьем квартале текущего года, и год назад минута услуг этого оператора стоила в среднем 95 копеек.
«Билайн», следуя своей новой стратегии клиентоориентированного бизнеса, снизил среднюю цену минуты с 1,2 рубля год назад до 1,08 рубля в отчетном квартале.
Минута связи «Мегафона» подорожала в среднем с 98 копеек в третьем квартале 2013 года до 99 копеек в июле-сентябре 2014-го. Повышение небольшое. Однако при количестве мобильных абонентов в 69 миллионов и 337 минутах связи, потребляемых абонентом в месяц, дополнительный доход «Мегафона» от такого удорожания превышает 230 миллионов рублей ежемесячно, почти 700 миллионов за квартал.
Примечательно, что снижение среднего потребления услуг связи абонентами среди операторов «большой тройки» также отмечено только у «Мегафона». Как уже говорилось выше, средний абонент этого оператора потребляет в месяц 337 минут мобильной связи (на 3 процента меньше, чем год назад). А потребление услуг абонентами МТС и «Билайна» выросло (на 2 и 7 процентов соответственно) до 377 и 311 минут.
Тем не менее пока заметного роста цен на мобильную связь не видно. Этим мобильные услуги всегда отличались от гречки, даже если вспомнить все последние российские кризисы с 1998 года.