Пьяные рейсы

В Новосибирске вынужденно посадили «Боинг» из-за дебоша калининградского депутата

Авиадебоширы Дмитрий Захаренков и Евгений Должиков
Фото: пресс-служба управления на транспорте МВД России по СФО

26 ноября «Боингу», летевшему из Иркутска в Москву, пришлось совершить вынужденную посадку в Новосибирске. Причиной инцидента стал пьяный дебош, устроенный на борту. Как выяснилось позднее, одним из участников происшествия оказался муниципальный депутат от партии «Единая Россия» Зеленоградского областного поселения.

Виновниками посадки стали 39-летние калининградцы — депутат Евгений Должиков и бизнесмен Дмитрий Захаренков. Впрочем, оба полностью отрицают свою вину. «Мы с Димой в обычной командировке были: у нас с другом общий бизнес по поставке байкальской воды в Калининград, вот и приехали в Иркутск решать текущие производственные вопросы», — рассказал в интервью «Комсомольской правде» Должиков.

Депутат утверждает, что они с другом на борту вели себя примерно. «Единственное, я просил водички у стюардессы, и при этом я ей не грубил. В пути мы просто спали, а когда проснулись, самолет уже был в Новосибирске. Я вообще не понимаю, с чего вдруг решили делать посадку, которая стоит так дорого», — добавил он.

Бизнесмен Захаренков также заявил журналистам, что был трезв, так как вообще не пьет. По мнению дебоширов, причиной конфликта стало предвзятое к ним отношение членов экипажа.

Однако, по словам очевидцев, нарушители распивали на борту самолета спиртное, из-за чего между ними и экипажем разгорелся конфликт.

«Они выпили две бутылки вина, еще две у них конфисковали, один из мужчин курил в туалете летящего самолета. После этого командир экипажа принял решение совершить вынужденную посадку», — сообщил «Ленте.ру» начальник пресс-службы управления на транспорте МВД по Новосибирской области Тимур Курбангалеев.

От медицинского освидетельствования мужчины отказались, поэтому с точностью утверждать, что они были пьяны, невозможно. Тем не менее против Должикова и Захаренкова завели дело по статье «Появление в общественных местах в состоянии опьянения», рассматривать которое будут в Калининграде. Однако максимальное грозящее им наказание — это штраф, хотя статья предусматривает и административный арест. «Поскольку факта рукоприкладства, в отличие от других подобных случаев, не было, речь идет о штрафе», — заявил Курбангалеев.

Кроме того, Должикова уже пообещали исключить из «Единой России». «Этот инцидент, несомненно, будет предметом разбирательства. Мы запросили протоколы в полиции Новосибирска, они находятся еще там, уже заплатили штрафы. Мы изучим все обстоятельства дела. Для дебошира это будет как минимум исключение из партии, мы без сожаления его отпустим», — заявил РИА Новости секретарь регионального политсовета партии, депутат Госдумы Андрей Колесник.

Подобные происшествия в России случаются регулярно. Нетрезвые нарушители дерутся, пристают к соседям, сквернословят и шумят. Из-за выходок граждан авиакомпаниям приходится задерживать рейсы и вынужденно сажать лайнеры. 13 сентября из-за неадекватного поведения пассажира самолет, летевший из Москвы в Габалу (Азербайджан), приземлился в Астрахани на семь часов.

26 августа экипажу пришлось посадить лайнер, следовавший из Дубая в Москву, потому что нетрезвый мужчина на его борту кричал и приставал к детям. Чтобы немного успокоить хулигана, ему сделали укол, и только после этого забрали в полицию. Из-за инцидента самолет прибыл в пункт назначения с 3-часовым опозданием. Днем ранее с самолета Оренбург — Москва перед взлетом сотрудники транспортной полиции сняли нетрезвую агрессивную пассажирку с ребенком.

По данным МВД, за распитие алкоголя в самолетах и аэропортах ежегодно к административной ответственности привлекаются тысячи россиян, а за мелкое хулиганство в нетрезвом состоянии — сотни человек.

Обычно нарушителям удается отделаться мелкими штрафами, в суд авиакомпании обращаются только в крайних случаях. Рекордную сумму в миллион рублей за вынужденную посадку «Аэрофлот» этим летом отсудил у пассажира, летевшего из Тенерифе в Москву, Владимира Рахимова. В 2012 году он сначала затеял на борту ссору с женой, а потом подрался с пытавшимися его утихомирить пассажирами. Экипаж решил, что пассажир угрожает безопасности полета, и вернулся на Тенерифе.

Имеются прецеденты, когда дебоширов наказывают тюремным сроком. Самое суровое наказание понес Сергей Кабалов, который провел за решеткой один год и восемь месяцев за то, что зимой 2013 года подрался с бортпроводником и другими пассажирами. Изначально суд признал мужчину виновным в попытке угона самолета и приговорил к трем с половиной годам тюрьмы, однако позднее в Верховном суде пришли к выводу, что попытки угона не было, и сократили срок.

Для более эффективной борьбы депутаты предлагают составить черные списки нарушителей воздушного спокойствия, чтобы авиакомпании могли не продавать им билеты. Многие российские авиаперевозчики сейчас самостоятельно составляют списки буйных пассажиров, однако не пустить человека на борт они не имеют права.

В июне 2014 года Госдума приняла соответствующий законопроект в первом чтении. С тех пор число громких авиапроисшествий не уменьшилось, однако закон все еще не принят.

Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев такое промедление объясняет «аккуратным отношением» законодателей к нормам Конституции.

«У нас Конституция гарантирует свободу передвижения, и если человека не пустят на борт самолета, это будет нарушением», — рассказал он. — Шашку поднять и резко опустить — не дело. Ну, посадят пять человек, но ведь главное, чтобы эффект был. Мы работаем не просто для того, чтобы поставить галочку, а чтобы закон действовал».

На прошлой неделе состоялось первое заседание рабочей группы, которая будет заниматься законопроектом. По словам Москвичева, до конца года состоится круглый стол по итогам деятельности рабочей группы, и будет определена дата проведения второго чтения.

На встрече рабочей группы присутствовали представители МВД, силовых структур, Росавиации, Ространснадзора и крупнейших авиакомпаний. Возглавляющий рабочую группу автор законопроекта Ярослав Нилов рассказал, что было решено отказаться от публикации данных авиадебоширов. Доступ к списку будет только у авиакомпаний. Однако пока неясно, какое ведомство будет держателем этого реестра.

Нилов уверен, что у авиакомпаний должно быть право не пускать на борт граждан с запятнанной репутацией, так как имеющиеся сегодня меры регулирования не действуют. «Санкций сегодня хватает, но они не работают. Если самолет прилетел за границу, у местных властей нет претензий к нарушителям, потому что они нарушили порядок на территории воздушного судна. Если самолет прилетел в российский город, то сотрудникам проще выпроводить такого человека с самолета, чем оформлять все документы», — объяснил депутат.

«А то что у нас беспокойные пассажиры, и есть так называемые "пьяные" рейсы — это факт. И в Новый год они полетят на курорты, особенно в эконом-классе», — уверен Нилов.

Это не единственный законопроект, при помощи которого законодатели пытаются бороться с дебоширами. В июне в Совете Федерации был разработан документ, предлагающий лишать нарушителей свободы на срок до 10 лет.

Однако глава комитета по транспорту считает, что важнейший метод воздействия — это правильное воспитание. «Если мы примем закон, пассажира внесут в черный список, он сядет в автомобиль или на поезд и приедет в Казахстан, Польшу или любую другую соседнюю страну, а оттуда улетит. Кто от этого выиграет? Мы гражданину просто создадим трудности. Лучше с детства учить человека, что алкоголь вреден и должен быть предел его употребления», — полагает Москвичев.