Из миллионов изображений, которые ежедневно производятся на планете Земля, «Лента.ру» совместно с порталом «Артгид» отбирает самые любопытные. Может быть, некоторым из них повезет войти в культурный багаж человечества. Никто пока не знает, что это будет: сортирные росписи в нью-йоркском ЛГБТ-центре от художника Кита Харинга, балахон ку-клукс-клановца из газет или двенадцать искусственных солнц. Самые занятные картинки недели — в подборке «Ленты.ру».
Лауреат английской премии Тернера Дуглас Гордон в гигантском Park Avenue Armory в Нью-Йорке создал нечто грандиозное под названием tears become… streams become…. В пустом зале специально приглашенная пианистка Элен Гримо начинает играть на рояле, зал постепенно заполняется водой, превращаясь в озеро; отражение в воде делает пространство вдвое больше. 560 тысяч литров воды — не шутка. Гримо будет играть всего десять раз, до 21 декабря, а сама инсталляция закроется 4 января.
Winter Sun — «Зимнее солнце» — в лондонском районе Кингс-Кросс позволяет слегка развеять хандру темных зимних дней. Небольшую площадку со столиками и баром под открытым небом окружают и освещают двенадцать искусственных «солнц», давая свет, полностью аналогичный естественному свету в яркий день, и меняющие свою яркость в зависимости от времени суток. Этот психотерапевтичный проект открылся 6 декабря и простоит до середины января, а изобрели его художники Джеймс Блоуторп и Ким Коулман.
В кампусе Университета Айовы выставили скульптуру сотрудника местного факультета искусств Серхата Таньолачара — фигуру, одетую в ку-клукс-клановский балахон из газетных страниц. Аллегория проста, как табуретка: агрессивность медиа может вызывать агрессивность общества, опасно, когда вместо головы телевизор или газеты. Однако скульптура вызвала бурный протест простодушного студенчества и преподавателей. Автора обвинили в пропаганде расизма и потребовали больше никогда никому ку-клукс-клановцев не показывать. Университет принес официальные извинения всем, кто перепугался.
Если кто думал, что Джефф Кунс в последнее время окончательно сосредоточился на блестящих шариках, то нет. Вот таких веселых Халков у него целый проект Hulk Elvis, который показывают сейчас в галерее Гагосяна в Гонконге.
Японец Еситоси Канемаки создает деревянные скульптуры, при виде которых любой психоаналитик разрыдался бы от счастья. Многоглазые, многоголовые, многоликие — ну «расколотое я» собственной персоной.
Неприличная стенопись художника Кита Харинга под названием NSFW. Харинг в своей фирменной манере изобразил то, что обычно и рисуют на стенах мужских туалетов. Стенопись он закончил всего за девять месяцев до смерти от СПИДа. Сам туалет, правда, давно не используется по прямому назначению — помещение переделано в комнату собраний в ЛГБТ-центре в Нью-Йорке. Последние два года центр был закрыт на реконструкцию, а работа Харинга проходила реставрацию, и сейчас стало известно, что она снова откроется для публики в январе 2015 года.
Недалеко от Бергамо, у подножия горы Арера есть собор, который вовсе и не собор. Проект художника Джулиано Маури — шедевр «природной архитектуры». Деревянные каркасы, прутья и живые деревья образуют аллеи, с определенной точки зрения вдруг предстающие строгой готикой. Маури работал над проектом с 2001 года, в 2009-м умер, а сам «собор» был закончен в 2010 году, став эпитафией своему автору.
В реконструируемом сейчас парижском вокзале Аустерлиц художник Пабло Вальбуэна соорудил «кинотоп» — световую инсталляцию, создающую добавочную кинематографическую реальность, но, в отличие от кинотеатра, погружающую зрителя непосредственно внутрь ее. Инсталляция обыгрывает тему движения и, конечно, является еще и оммажем «Прибытию поезда» братьев Люмьер — где ж ей и быть, как не на вокзале.
Французская архитектурная студия Kilo воздвигла шатер площадью в 500 квадратных метров перед зданием Института арабского мира в Париже на берегу Сены. Форму инсталляции навеяла традиционная форма магрибских шатров, материал тоже традиционен — верблюжья и овечья шерсть, спряденные женской мастерской в районе Сахары. Само здание института, построенное Жаном Нувелем, — нормальный хай-тек, и архитекторы надеются сыграть на контрасте модернистской и «этнографической» архитектур.
В Амстердаме проходит Фестиваль света. Итальянская студия Aether & Hemera сделала для него стаю сияющих бабочек. Эта инсталляция под названием On The Wings Of Freedom интерактивна: любой обладатель смартфона может управлять цветовыми переливами, их ритмом и интенсивностью.