Среда обитания

Отдать швартовы Дом на воде: за и против

Фото: Nigel Ridgen / PAD Studio

Широко известно, что близость к воде заметно удорожает стоимость загородной недвижимости. Именно о наличии водоема — хоть какого-нибудь, не реки, так хотя бы искусственного прудика, — спрашивает каждый первый покупатель. А что если вода будет не просто рядом, а вокруг? Мы изучили вопрос и нашли фотографии некоторых необычных решений задачки «дом плюс вода».

Вода — фактор, повышающий привлекательность загородного жилья. Именно о водоеме спрашивают в первую очередь, даже наличие поблизости леса интересует покупателей в меньшей степени. Наличие в поселке водоема позволяет поднять ценник на 10 процентов и более, а на престижных направлениях (Рублево-Успенское, Можайское, Минское направления) сотка земли в поселке у воды стоит в 7 и более раз дороже, чем в аналогичном «сухопутном» проекте. Есть случаи, когда разрыв в стоимости получается десятикратный.

«Несмотря на кризис в секторе загородной недвижимости, покупательский интерес к готовым домам в коттеджных поселках, окруженных спортивной инфраструктурой (яхтинг, горнолыжные спуски, стрельбища, картинг, конноспортивные клубы, гольф-клубы, теннис), сохраняется, — рассказывает менеджер по проектам поселка “АкваВилла” Артем Королев. — Особенно востребованы именно “водные” объекты». Судя по всему, ни экономическая обстановка, ни высокая цена участков и домов у воды не отпугивают покупателей. «В связи с дороговизной участков, находящихся на объектах с собственными водными ресурсами, можно с уверенностью сказать, что их покупатель обладает утонченным вкусом и постиг смысл жизни, — дает свою оценку такому спросу партнер девелоперской группы ИНТЕГРА Дмитрий Гордов. — Первую береговую линию, как правило, выкупают топ-менеджеры компаний и владельцы бизнеса, хотя бывают и исключения».

Хорошим спросом пользуется и многоквартирное жилье у воды, при том что объем такого предложения достаточно ограничен. По статистике компании ОПИН, в Москве сегодня есть только три жилых комплекса с собственной набережной, а вот в ближнем Подмосковье, в 15-километровой зоне, — около 20 ЖК. При грамотном использовании «водных» земель, отмечают в компании, стоимость проекта может вырасти на 30%, хотя, разумеется, при его развитии придется учитывать юридическую, инженерную, конструктивную и т.п. специфику.

Осознавая привлекательность воды для потенциальных клиентов, некоторые застройщики шагают еще дальше: строят не у воды, а… на воде. Например, компания ORDO Group предлагает довольно широкий спектр «водной недвижимости»: от спа-центров и гостевых домов до заправочных станций.

Технологии создания подобных сооружений прошли сертификацию в Европе и успешно применяются в странах Средиземноморья и в Арабских Эмиратах. Российский климат, к счастью, не оказался серьезным препятствием их применению. Строительством водных объектов занимается, например, и компания с говорящим названием «Дом на воде». Есть ряд компаний, продающих так называемые хаусботы — суда, специально спроектированные по своим планировкам и функционалу как жилые дома.

Дебаркадер мы строили как судно, эксплуатируем его под контролем Российского речного регистра, судно размещено на основе договора водопользования.

Земельный участок, примыкающий к воде, у нас в собственности, все коммуникации подтянуты с земли под мостками. Как и любое другое судно, находящееся под контролем Российского речного регистра, наше имеет полный комплект необходимых документов и команду для эксплуатации судна. Несмотря на то, что с земли подведены все коммуникации, это полноценное судно, которое имеет все необходимые аварийные системы. Мы разместили там «Клуб капитанов» — гостинично-развлекательный комплекс: несколько номеров-кают, а также ресторан.

Дмитрий Родионов, руководитель проекта «Ярославское взморье»

Больше всего домов на воде (преимущественно как раз хаусботов) — в Швеции и Голландии. Популярен «жанр» и в Британии — пригодными для проживания объектами на воде владеет примерно 15 тысяч жителей этой страны, сопоставимые цифры у Германии и Франции. Крупнейшее производство плавучих объектов находится в Штатах, где это один из востребованных форматов коммерческой недвижимости, приносящий владельцам стабильный арендный доход. Одним словом, в западном мире недвижимость на воде интересна как бизнес и востребована в основном у среднего класса, у состоятельных покупателей, преимущественно — креативных профессий, но не только. В азиатских странах дома на воде — крайне распространенное явление, но статус его совсем другой; это в основном жилье для бедняков.

В России же формат пока не слишком развит, хотя оригиналы, интересующиеся плавучими домами, есть и у нас. «Один мой знакомый приобрел дебаркадер в Голландии, где, как известно, такой вид недвижимости в порядке вещей, — рассказывает Алексей Артемьев, директор департамента загородной недвижимости агентства TWEED. — Но, если честно, мечты о покупке дебаркадера мне не совсем понятны. Дебаркадер – не роскошь, а сравнительно дешевый и неудобный вид жилья. Ведь помимо романтики существует объективная реальность: дебаркадер предполагает повышенную сырость, такой «дом» качает... Большого удовольствия от такой жизни не получаешь». Особенно сильно будет качать, если домом выбрано маломерное судно, с шириной до пяти метров. Приобрести такой объект, в принципе, можно в пределах десяти тысяч евро, но лучше все-таки использовать его не для постоянного проживания, а для ограниченных по времени вылазок. Причем — или летом, или все-таки не в России, а где-нибудь в Турции или Греции. Кстати, домик на воде в той же Голландии можно подобрать в пределах 15 тысяч евро.

Рынка «водной недвижимости» в России как такового нет, но основные типы объектов, пригодных для проживания, выделить можно. Это или дом на понтонах (стоимость строительства такого объекта зависит от бюджета и фантазии заказчика, минимально — от 2-3 миллионов рублей) или дебаркадер, или плавсредство — хаусбот либо, например, просто переоборудованная под жилье баржа. Бюджет покупки, опять же, может быть самым разным: на том же Avito есть объявления о продаже дебаркадеров и за 400 тысяч рублей, и за 40 миллионов.

Но будем честными: все эти варианты подойдут разве что эксцентрикам, поскольку, при своей затратности, не дают владельцу чувства стабильности, в отличие от старой доброй недвижимости.

Во-первых, с точки зрения инвестора покупка водного объекта — аналог приобретения не квартиры (растет в цене в процессе владения), а машины (падает в цене в процессе эксплуатации). Во-вторых, в таком «доме» не получится прописаться, а, наоборот, придется похлопотать, регистрируя его — в зависимости от размеров, либо в Государственной инспекции по маломерным судам, либо в Речном регистре. И, наконец, коммунальные услуги. Тут встает вопрос подведения коммуникаций, а если объект расположен вдали от берега или перемещается, и вовсе понадобится ставить полноценную систему для жизнеобеспечения: покупать генератор, бойлер, батареи и т.п.

В общем, путь желающего обзавестись плавучим домом простым не назовешь: например, для того чтобы «узаконить» дебаркадер в московском регионе, понадобится более 20 документов — на практике, их сбор редко занимает менее полутора лет. Да и после этого расслабиться вряд ли получится: водные объекты время от времени становятся объектом пристального внимания города. Так что на спокойную жизнь в собственном плавучем доме в границах Москвы рассчитывать вряд ли стоит.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше