«Все эти запреты — детсадовская чушь»

Режиссеры объяснили просьбу вернуть мат в кино

Кадр из фильма «Левиафан»

Закон о запрете нецензурной брани на экране продолжает будоражить кинообщественность. Вчера к Дмитрию Медведеву с просьбой отменить ограничение на использование мата в кино обратились шесть ведущих российских режиссеров, включая Федора Бондарчука, Никиту Михалкова и Карена Шахназарова. «Лента.ру» поговорила с одним из авторов письма, его коллегами по профессии и сыгравшим в «Левиафане» Романом Мадяновым и выяснила, что единого отношения к использованию ненормативной лексики нет даже среди подписавших письмо премьер-министру.

Режиссер Карен Шахназаров («Курьер», «Город Зеро», «Мы из джаза»)

Инициатором этого письма был Федор Бондарчук. Я в свою очередь, считаю, что можно обходиться и без мата, кроме каких-то исключительных случаев. Почему бы не разрешить ночью показывать такое кино для тех любителей, которые действительно хотят его видеть? На это, поскольку многие мои коллеги к этой теме болезненно относятся, я могу согласиться.

А так, я много раз говорил: я сам никогда не пользовался матом и считаю, что он не обязателен. Не считаю, что мат возможен в широком прокате. Если Достоевский и Толстой его не использовали, то и мы можем вполне без него обойтись. Но я повторяю: учитывая, что кинообщественность негодует, можно найти какой-то компромисс — разрешать мат на ночных сеансах. Те, кто ценит искусство, могут посмотреть ожидаемое кино и ночью. Во многих странах подобные компромиссы найдены, например я знаю, что где-то если фильм вызывает какие-то сомнения с точки зрения морали, то его разрешают показывать только после 23:00. Если речь действительно идет об искусстве, зритель придет все равно, а если не придет — то в следующий раз автор уже задумается о необходимости нецензурной лексики.

Поэтому в целом я не назову себя сторонником отмены запрета, но в случае каких-то исключений, ночью, для любителей, наверное, можно его смягчить. Хотя я не думаю, что такое решение примут.

Актер Роман Мадянов («Левиафан», «Легенда №17», «Поддубный»)

Я ничего не слышал об этом письме. Думаю, что мат — это плохо, если он звучит просто так. Если мы добиваемся какой-то достоверности в кино, в художественном произведении, как, например, в «Левиафане», то мат имеет право на существование.

Я сам матерщинник, но мат просто так терпеть не могу, особенно в театре. Я абсолютно поддерживаю этот закон о запрещении нецензурной лексики, но здесь надо разбираться очень серьезно, серьезным людям, которые делают кино, мастерам. Прислушиваться и слушать. В конце концов, этого же можно избежать только одним — повесить маркировку не 18+, а 22+ или 25+. Но уничтожить и запретить полностью — это бред.

Необходимо отдельно рассматривать каждый случай. В комиссии должны быть именно художники, режиссеры, актеры, продюсеры, которые решат — обоснован мат или нет, ведь бывают же картины, где его можно избежать. Но не чиновники, которые услышат слово «бл***» и говорят сразу: «давайте запикивайте». Никогда нельзя об этом говорить категорично. А почему мы с вами терпим на телеэкране сплошные факи в американском кино? Это, мол, на другом языке. Давайте тогда на монгольском будем материться. У нас мат гораздо разнообразнее. Материться можно так, что даже записать не помешает.

Поэтому тут нужен индивидуальный подход.

Я предлагал Звягинцеву сделать вариант без ненормативной лексики, но он принципиально настаивал ее сохранить для моего героя.

Режиссер Борис Хлебников («Долгая счастливая жизнь», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь»)

Конечно, этот закон о цензуре — чушь. Но мне кажется, что это пройденная вещь. С цензурой у нас сейчас гораздо больше других проблем, поэтому надо начинать общаться с правительством с этого, а не с какой ерунды. Например, с высказывания Мединского о том, кого из кинематографистов он собирается поддержать, а кого нет. Или с церковной цензуры. Это более глобальные вопросы. Тот же «Левиафан», к примеру, — власть просто не понимает, как вести себя в данном случае. Тут вопросы намного серьезнее, чем мат.
Что касается ненормативной лексики… Да, конечно, она нужна. Это часть языка и часть характеристики ситуации и героев.

Если это необходимо, то режиссер или писатель обязан использовать мат. А все эти запреты — детсадовская чушь. Другое дело, что не у всех получается ругаться матом хорошо. Но это все равно не повод выпускать эти идиотские законы, не повод запрещать талантливое.

Режиссер Владимир Бортко («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита»)

Я согласен с режиссерами. Принципиально считаю, что ограничивать нужно прокат, а не вырезать кадры из фильма. Нельзя нарушать целостность того произведения искусства, которое создал художник. Это исключительно его дело. Тем более что люди все-таки платят деньги за то, чтобы посмотреть картину в полном виде. А вот кому показать — это мы можем выбрать. Можно просто ввести возрастное ограничение 18+ и демонстрировать эти фильмы в ночное время, вот и все.

Обсудить
В Россию вернулся «Прогресс»
Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
Чужими молитвами
В Лос-Анджелесе наградили лучшие видеоигры и показали будущие бестселлеры
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
«Великобритания не знает, относится ли она к Европе»
Даг Уоллас о русской и британской литературе и самосознании
INDIO, CA - OCTOBER 14:  (L-R) Musician Keith Richards, singer Mick Jagger and musician Charlie Watts of The Rolling Stones perform during Desert Trip at the Empire Polo Field on October 14, 2016 in Indio, California.  (Photo by Kevin Winter/Getty Images)Че-то приуныли
Как The Rolling Stones записали первый альбом за 11 лет — возможно, и последний
Девочки или виденья
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Союзников» до «Плохого Санты 2»
Ленинград в зазеркалье
Как питерские фотографы-любители определили эстетику конца XX века
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04:  Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California.  (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)Закрой канал, я ухожу
Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
Владимир Познер«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»
Владимир Познер о духовных скрепах, байкере Хирурге и поиске национальной идеи
Дмитрий МедведевПо секретным каналам
Где раскрываются тайны российской политики
Прикормленные детки
Как политическую элиту США посчитали сектой педофилов
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Выбираем лучший компактный седан
Длительный тест Octavia, Elantra, Corolla и Mazda3
Как полиция перехватывает машины
Полицейские лайфхаки или 8 инновационных способов остановить преступника
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Да он упоротый просто
Самые странные дома мира в фотографиях из Instagram
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить