«Все эти запреты — детсадовская чушь»

Режиссеры объяснили просьбу вернуть мат в кино

Кадр из фильма «Левиафан»

Закон о запрете нецензурной брани на экране продолжает будоражить кинообщественность. Вчера к Дмитрию Медведеву с просьбой отменить ограничение на использование мата в кино обратились шесть ведущих российских режиссеров, включая Федора Бондарчука, Никиту Михалкова и Карена Шахназарова. «Лента.ру» поговорила с одним из авторов письма, его коллегами по профессии и сыгравшим в «Левиафане» Романом Мадяновым и выяснила, что единого отношения к использованию ненормативной лексики нет даже среди подписавших письмо премьер-министру.

Режиссер Карен Шахназаров («Курьер», «Город Зеро», «Мы из джаза»)

Инициатором этого письма был Федор Бондарчук. Я в свою очередь, считаю, что можно обходиться и без мата, кроме каких-то исключительных случаев. Почему бы не разрешить ночью показывать такое кино для тех любителей, которые действительно хотят его видеть? На это, поскольку многие мои коллеги к этой теме болезненно относятся, я могу согласиться.

А так, я много раз говорил: я сам никогда не пользовался матом и считаю, что он не обязателен. Не считаю, что мат возможен в широком прокате. Если Достоевский и Толстой его не использовали, то и мы можем вполне без него обойтись. Но я повторяю: учитывая, что кинообщественность негодует, можно найти какой-то компромисс — разрешать мат на ночных сеансах. Те, кто ценит искусство, могут посмотреть ожидаемое кино и ночью. Во многих странах подобные компромиссы найдены, например я знаю, что где-то если фильм вызывает какие-то сомнения с точки зрения морали, то его разрешают показывать только после 23:00. Если речь действительно идет об искусстве, зритель придет все равно, а если не придет — то в следующий раз автор уже задумается о необходимости нецензурной лексики.

Поэтому в целом я не назову себя сторонником отмены запрета, но в случае каких-то исключений, ночью, для любителей, наверное, можно его смягчить. Хотя я не думаю, что такое решение примут.

Актер Роман Мадянов («Левиафан», «Легенда №17», «Поддубный»)

Я ничего не слышал об этом письме. Думаю, что мат — это плохо, если он звучит просто так. Если мы добиваемся какой-то достоверности в кино, в художественном произведении, как, например, в «Левиафане», то мат имеет право на существование.

Я сам матерщинник, но мат просто так терпеть не могу, особенно в театре. Я абсолютно поддерживаю этот закон о запрещении нецензурной лексики, но здесь надо разбираться очень серьезно, серьезным людям, которые делают кино, мастерам. Прислушиваться и слушать. В конце концов, этого же можно избежать только одним — повесить маркировку не 18+, а 22+ или 25+. Но уничтожить и запретить полностью — это бред.

Необходимо отдельно рассматривать каждый случай. В комиссии должны быть именно художники, режиссеры, актеры, продюсеры, которые решат — обоснован мат или нет, ведь бывают же картины, где его можно избежать. Но не чиновники, которые услышат слово «бл***» и говорят сразу: «давайте запикивайте». Никогда нельзя об этом говорить категорично. А почему мы с вами терпим на телеэкране сплошные факи в американском кино? Это, мол, на другом языке. Давайте тогда на монгольском будем материться. У нас мат гораздо разнообразнее. Материться можно так, что даже записать не помешает.

Поэтому тут нужен индивидуальный подход.

Я предлагал Звягинцеву сделать вариант без ненормативной лексики, но он принципиально настаивал ее сохранить для моего героя.

Режиссер Борис Хлебников («Долгая счастливая жизнь», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь»)

Конечно, этот закон о цензуре — чушь. Но мне кажется, что это пройденная вещь. С цензурой у нас сейчас гораздо больше других проблем, поэтому надо начинать общаться с правительством с этого, а не с какой ерунды. Например, с высказывания Мединского о том, кого из кинематографистов он собирается поддержать, а кого нет. Или с церковной цензуры. Это более глобальные вопросы. Тот же «Левиафан», к примеру, — власть просто не понимает, как вести себя в данном случае. Тут вопросы намного серьезнее, чем мат.
Что касается ненормативной лексики… Да, конечно, она нужна. Это часть языка и часть характеристики ситуации и героев.

Если это необходимо, то режиссер или писатель обязан использовать мат. А все эти запреты — детсадовская чушь. Другое дело, что не у всех получается ругаться матом хорошо. Но это все равно не повод выпускать эти идиотские законы, не повод запрещать талантливое.

Режиссер Владимир Бортко («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита»)

Я согласен с режиссерами. Принципиально считаю, что ограничивать нужно прокат, а не вырезать кадры из фильма. Нельзя нарушать целостность того произведения искусства, которое создал художник. Это исключительно его дело. Тем более что люди все-таки платят деньги за то, чтобы посмотреть картину в полном виде. А вот кому показать — это мы можем выбрать. Можно просто ввести возрастное ограничение 18+ и демонстрировать эти фильмы в ночное время, вот и все.

подписатьсяОбсудить
00:06 11 сентября 2016

Роботы наступают

Как развитие технологий спасет людей и лишит их работы
Закат Атлантропы
Как немецкий архитектор хотел спасти белую расу
Корабль у Марса (в представлении художника)Прощай, Земля!
Илон Маск представил план колонизации Марса
Праздник школоты
С какими неприятными сюрпризами столкнулись посетители «Игромира»
Во всю дурь
Как метамфетамин стал залогом побед гитлеровской Германии
Шедевр под носом
Самые популярные фотографии Instagram за сентябрь
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Осенний набор
Все премьеры Парижского автосалона
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США