Новости партнеров

Стоп вагон

Минтранс ввел запрет на использование 10 тысяч вагонов ПГК

Фото: Юрий Акимов / Фотобанк Лори

Министерство транспорта РФ направило в адрес РЖД уведомление о введении немедленного автоматизированного запрета на использование 10 103 вагонов, принадлежащих «Первой грузовой компании» (ПГК). Как сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Александр Сакеев, для проверки данных о продлении срока их эксплуатации в профильных службах и линейных предприятиях РЖД введен срочный логистический контроль и ежесуточный мониторинг наличия на железных дорогах указанных вагонов с целью их отставки от движения с переводом в нерабочий парк.

Внезапный удар

Поводом для остановки такого количества подвижного состава стали выявленные Федеральным агентством железнодорожного транспорта (ФАЖТ) нарушения в базе данных информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА), в частности, незаконное продление срока эксплуатации грузовых вагонов с технически допустимых 3-5 до 10 лет.

«Причины несовпадения баз данных могут быть как объективными, так и субъективными: во-первых, нельзя исключать вероятность фальсификации, при которой вместо одних видов и объемов ремонта, в отчете указываются другие», — заявил заведующий лабораторией отделения «Вагоны и вагонное хозяйство» ОАО «ВНИИЖТ» Герман Райков. «Во-вторых, некорректные изменения могут быть внесены уже в базу данных. Наконец, нельзя забывать и об обычной ошибке, связанной, например, с человеческим фактором и необходимостью вручную вводить большие объемы информации», — поясняет эксперт. «Контролирующие органы имеют возможность разобраться в причинах несовпадения баз данных автоматизированного учета и технических документов для 10 103 вагонов парка ПГК, эксплуатацию которых распорядился прекратить Росжелдор», — добавил представитель ВНИИЖТ.

Говорят эксперты

Эксперты также отмечают, что помочь решению проблемы фальсификации документов и искажения сроков службы техники в автоматизированном банке данных могло бы создание единой информационной базы, а также тотальная проверка уже выданных технических решений по продлению срока службы вагонов. По мнению генерального директора УВЗ Логистик Дмитрия Еремеева, «чтобы избавиться от сомнений, можно проверить, например, выданные разрешения за последние пять лет».

«Если сроки службы продлеваются искусственно, без оснований и с фальсификацией документов, то это уже правовой вопрос, которым должны заниматься соответствующие службы. Проблему нужно решать комплексно, но для этого необходима четкая работа всех служб», — считает заместитель генерального директора ЗАО «Институт проблем транспорта и логистики» Александр Кузнецов.

По мнению заместителя генерального директора «Уралвагонзавода» Андрея Шленского, «контроль в этой сфере должна осуществлять железнодорожная администрация, в частности, Минтранс и ФАЖТ». «Кроме того, необходимо провести проверку выданных в 2012-2014 годах документов, продляющих срок службы вагонов, а также выяснить, какая именно диагностика проводилась и на основании каких документов сроки эксплуатации были продлены», — добавил топ-менеджер. В пресс-службе РЖД от комментариев отказались.

Основанием для того, чтобы продлить срок службы грузовых вагонов является наличие у них остаточного ресурса (или возможности его возобновления), который можно оценить с помощью технического диагностирования. Зачастую подвижной состав требует значительного обновления, к примеру, усиления основных несущих элементов конструкции рамы и кузова. Однако, по мнению экспертов, на практике проверка носит формальный характер, а результаты псевдо-диагностирования не отражают фактическое техническое состояние вагона, который получает разрешение на дальнейшую эксплуатацию.

Благодаря вступлению с августа 2014 года в действие межгосударственного технического регламента Таможенного Союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» продление сроков службы железнодорожной техники сегодня происходит при условии проведения обязательной модернизации. На основании этих требований на территории стран Таможенного союза — РФ, Белоруссии и Казахстана идет масштабная работа по сертификации вагоноремонтных предприятий на проведение модернизации вагонов с продлением срока службы. Одним из главных элементов этого процесса являются новые Технические условия, которым должен соответствовать модернизированный вагон.

Немного истории

Напомним, в поле зрения контролирующих органов «Первая грузовая компания» попадает не впервые. Летом 2014 года Ространснадзор уже выдавал предписание о запрете эксплуатации 120 грузовых вагонов ПГК. Тогда Федеральная служба по надзору в сфере транспорта установила, что транспортная компания модернизировала ходовую часть вагонов на тележках типа 18-100 без проведения обязательной процедуры подтверждения соответствия требованиям безопасности, что является грубым нарушением федерального законодательства. Кроме того, пренебрежение правилами эксплуатации может привести к катастрофическим последствиям на железной дороге и повлечь за собой наказание вплоть до уголовного. Эксперты отмечали, что неправомерные действия одного из крупнейших в стране владельцев вагонного парка объяснялись желанием реанимировать морально устаревшую тележку и вагоны.

В 2015 году статистика аварийных ситуаций была открыта 17 января на станции Ельшанка Приволжской железной дороги. При осмотре состава была обнаружена течь цистерны с опасным грузом, собственником которой является «Первая грузовая компания». В ходе служебного расследования случая нарушения безопасности движения было установлено, что последний ремонт этого вагона осуществлялся в конце декабря 2012 года. В составе поезда вагон использовался для перевозки топлива для реактивных двигателей. В результате от обнаруженной течи никто не пострадал, угроз заражения местности, а также ущерба населению и территории не отмечено.