Отстали от поезда

Кризис в машиностроении грозит увольнением тысячам человек и остановкой конвейеров автозаводов

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

«Российские железные дороги» (РЖД) 17 февраля начинают сбор заявок на приобретение инфраструктурных облигаций на 15 миллиардов рублей. Ценные бумаги, как ожидается, выкупит ВТБ на деньги Фонда национального благосостояния. Привлеченных средств хватит, чтобы запустить инвестпрограмму железнодорожной госкомпании и обеспечить закупку техники в первом-втором квартале, считают эксперты. Это временно облегчит финансовое состояние вагоностроительных и локомотивостроительных предприятий, которые из-за падения спроса на свою продукцию и резкого роста цен на металл в течение года могут сократить несколько тысяч человек.

Положение производителей легковых автомобилей и LCV не столь удручающее. Но и автозаводам в 2015-м не избежать падения продаж (по разным оценкам, от 24 до 35 процентов), а также вынужденных остановок конвейеров и сокращения персонала. Энергетическое и тяжелое машиностроение Минпромторг рассчитывает поддержать за счет импортозамещения и зарубежных контрактов.

Стабильное сокращение

В Минтруде России «Ленте.ру» заявили, что ситуация в машиностроительном секторе «достаточно стабильная», не озвучивая никаких цифр. «Мы постоянно взаимодействуем с регионами и крупными производителями — в онлайне, в круглосуточном режиме. В ближайшее время масштабных реальных сокращений на машиностроительных предприятиях не ожидается», — сообщили в пресс-службе ведомства. Правда, оговорились, что регионы в этом году получат 52 миллиарда рублей в качестве субсидий для финансирования мероприятий по снижению напряженности на рынке труда (еще 30 миллиардов зарезервировано на выплату пособий по безработице — прим. «Ленты.ру»), а с декабря ситуацию с занятостью контролирует межведомственная комиссия под председательством вице-премьера Ольги Голодец.

Последнее неудивительно, поскольку на поверку все оказывается не так радужно, как утверждает министерство. Алтайвагонзавод (входит в «Сибирский деловой союз») и Рузхиммаш (входит в «Русские машины» Олега Дерипаски) намерены уволить почти треть сотрудников, соответственно, 2,7 тысячи и 1 тысячу человек, а подконтрольный Уралвагонзаводу «ЧТЗ-Уралтрак» до мая сократит более 80 процентов персонала — 6 тысяч человек, писала ранее газета «Коммерсант» со ссылкой на материалы Минпромторга. В начале февраля стало известно, что сокращений на ЧТЗ в первой половине года не будет. «Мы взяли тайм-аут до 1 июня. Если все пойдет хорошо, отменим озвученные ранее планы по сокращению персонала», — сказал ТАСС начальник управления по работе с персоналом «ЧТЗ-Уралтрак» Владимир Егорнин.

Крупнейший в России производитель локомотивов «Трансмашхолдинг» (ТМХ, блокпакетом владеет ОАО РЖД, 50 процентов контролируют Искандер Махмудов и Андрей Бокарев) до лета планирует уволить 9 тысяч человек, то есть 18 процентов сотрудников. «Принятое решение по сокращению персонала — вынужденное, поскольку в конце 2014-го и начале 2015 года на финансовое положение холдинга оказали негативное воздействие сразу ряд факторов, включая общее снижение заказа на продукцию компании, серьезное увеличение стоимости кредитных ресурсов и критический рост цен на закупаемое сырье и комплектующие», — сообщил представитель «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. Цены на продукцию металлургов, по его словам, выросли «на 35 процентов и выше». Еще ранее «Трансмашхолдинг» объявил о введении четырехдневной рабочей недели в московском офисе компании.

По словам источника в холдинге, объем заказов ТМХ в начале года упал на треть, а Федеральная пассажирская компания («дочка» РЖД, занимающаяся пассажирскими перевозками) заказала у ТВЗ (Тверской вагоностроительный завод, «дочка» ТМХ) всего 25 вагонов при мощности предприятия в 1,2 тысячи штук. «В настоящее время все предприятия группы "полностью или частично простаивают"», — добавляет собеседник.

Не может РЖД заключить и новые контракты на поставку локомотивов — нет средств. Железнодорожники рассчитывали привлечь 100 миллиардов рублей за счет выпуска инфраструктурных облигаций, из которых 60 миллиардов планировалось направить на закупку 467 локомотивов (70 процентов у ТМХ, 30 процентов — у группы «Синара» Дмитрия Пумпянского). Но предназначавшиеся РЖД деньги, поступившие из Фонда национального благосостояния банку ВТБ, в конце 2014 года по указанию Минфина были направлены на выкуп облигаций федерального займа. В результате оставшиеся без заказов машиностроительные заводы фактически остановились, а вопрос с выкупом облигаций вышел на уровень президента.

После соответствующего указания «сверху» ситуация, похоже, сдвинулась с мертвой точки: 19 февраля РЖД уже могут получить первый транш в 15 миллиардов, разместив инфраструктурные облигации в пользу ВТБ (сбор заявок начнется 17 февраля). Этого хватит, чтобы поддержать инвестиционные программы по выпуску железнодорожной техники в первом-втором квартале, считает гендиректор агентства Infoline-аналитика Михаил Бурмистров. «Думаю, в итоге проблема финансирования инвестпрограммы РЖД на текущий год будет решена. Здесь был вопрос кассового разрыва», — добавил эксперт.

Уралвагонзавод (УВЗ, занимает до 40 процентов рынка грузовых вагонов в РФ) 4 февраля отправил в вынужденный двухнедельный отпуск несколько тысяч сотрудников. Ранее компания снизила прогноз производства на 2015 год с 22-23 тысяч до 18 тысяч вагонов. По словам заместителя гендиректора по железнодорожной технике УВЗ Андрея Шленского, это уровень, который позволит не сокращать персонал, и он пока не пересматривался.

«Понятно, что надо договариваться о заказе 30-40 тысяч вагонов. Контрактовать на пять лет. Это позволит сохранить отрасль и не увеличивать цену перевозок», — отметил топ-менеджер УВЗ. Шленский добавил, что переговоры о контрактации компания ведет со всеми крупными игроками на рынке железнодорожных перевозок, не раскрыв с кем именно. УВЗ пока выручает дочерняя «УВЗ-Логистик», которой в прошлом году было продано почти 80 процентов вагонов.

Бурмистров считает, что в текущей рыночной ситуации заключить контракты на поставку с крупнейшими операторами (такими, как «Первая грузовая компания», «Федеральная грузовая компания», Globaltrans) крайне сложно и наиболее интересен для них формат аренды подвижного состава через «УВЗ-Логистик». Но даже если сам Уралвагонзавод или его логистическая «дочка» сможет привлечь финансирование, избежать оптимизации персонала, вероятнее всего, не удастся. «С загрузкой под 25 тысяч вагонов в год УВЗ в ближайшие годы работать не будет, поэтому лучше приспосабливаться к реальности, а это — 12-15 тысяч вагонов. И какая-то разумная оптимизация персонала необходима», — полагает он. Бурмистров оценивает весь российский рынок грузовых вагонов в 2014 году в 54,5 тысячи единиц (снижение на 8 процентов к 2013-му).

В Министерстве промышленности и торговли РФ отметили, что антикризисные меры разрабатываются для каждого конкретного машиностроительного предприятия. В частности, для поддержки входящего в «Трансмашхолдинг» Тверского вагоностроительного завода Минпромторг предлагает увеличить инвестпрограмму ФПК и нарастить объем закупки пассажирских вагонов, сообщил «Ленте.ру» заместитель министра промышленности Андрей Дутов.

Автопром нажал на тормоз

Непростая ситуация сложилась и в российском автопроме, который по итогам прошлого года просел на 10,3 процента. В том числе российский автогигант «АвтоВАЗ» (контролирует около 15,5 процента рынка) продал лишь 387,3 тысячи машин Lada, на 15 процентов меньше, чем в 2013-м.

Нынешний год может выдаться еще хуже, в том числе и для иностранных компаний, собирающих машины в России (сборочные производства в РФ имеют практически все ведущие мировые бренды, включая Ford, Nissan, Renault, Opel, Kia, Toyota, Hyundai, Volkswagen, Audi). Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) ожидает сокращения продаж в РФ в текущем году на 24 процента, до 1,89 миллиона автомобилей, а PwC прогнозирует падение на 35 процентов, до 1,52 миллиона машин. По итогам 2014 года, следует из данных PwC, продажи отечественных брендов снизились на 15 процентов, собранных в РФ иномарок — на 2 процента, импортных машин — на 20 процентов. При этом на приобретение авто россияне потратили на 16 процентов меньше, чем в 2013-м, — 58 миллиардов долларов.

С одной стороны, сокращается спрос из-за снижения реальной покупательской способности и желания отложить на черный день, с другой — растут ставки в банках и, следовательно, уменьшается число выданных автокредитов, поясняет аналитик RMG Андрей Третельников. По данным «Автостата», в четвертом квартале 2014-го лишь 35,5 процента новых автомобилей приобреталось в кредит, что является самым низким показателем за два года. К тому же ажиотажный спрос на автомобили в конце минувшего года грозит провальным результатом для автодилеров в начале текущего: в январе продажи легковых машин уже рухнули на четверть к январю 2014-го, до 115,4 тысячи штук (данные АЕБ).

По мнению Третельникова, не сможет существенно улучшить ситуацию и программа утилизации, на которую из бюджета в 2015 году выделят 10 миллиардов рублей (по ней планируется реализовать за год 170 тысяч авто, в 2014-м с сентября по декабрь продано более 160 тысяч). Скидку 50 тысяч рублей для машин в сегменте дороже 600 тысяч рублей эксперт считает «несущественной».

На практике все эти негативные тенденции приведут к значительному снижению спроса, увеличению издержек автозаводов и существенному росту цен на автомобили. По данным PwC, с сентября 2014 года по середину января 2015-го самые продаваемые иностранные бренды Kia, Renault и Hyundai подорожали на 14 процентов, 26 процентов и 7 процентов соответственно. «АвтоВАЗ» с 15 января поднял цены на 9 процентов, а с марта тольяттинская продукция может подорожать второй раз в году.

Массового увольнения персонала на автозаводах пока не будет, уверен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, но вынужденных каникул, сокращенной рабочей недели и снижения производства автопрому не избежать. Уже известно, что из-за падения спроса московский завод Renault приостановит сборку с 16 февраля по 6 марта, петербургский завод General Motors отправится на каникулы с 23 марта по 15 мая (конвейер обещают не останавливать), возможна вынужденная пауза в работе предприятия Nissan в Петербурге.

Беспалов отмечает, что на фоне падения продаж у европейских брендов свое положение в России могут укрепить корейские Huyndai (рост продаж в январе — 15 процентов) и Kia (1 процент) за счет более конкурентоспособных цен. «Думаю, что материнская компания им предоставляет скидки и берет на себя часть убытков, потому что не повышать цены при существенной девальвации рубля сложно», — полагает он.

Российский автогигант «АвтоВАЗ» лидирует не только по объему продаж машин в России, но и по темпам увольнений. Пришедший в начале 2014-го из группы ГАЗ на пост главы предприятия швед Бу Инге Андерсон начал оптимизацию расходов со снижения численности работников. Планировалось избавиться от 7,5 тысяч человек, но в результате за год уволили 13 тысяч сотрудников. Теперь объявлено о сокращении еще 1,1 тысячи руководителей, специалистов и служащих (общая численность персонала «АвтоВАЗа» — 52 тысячи человек). Рабочих обещают не трогать, во всяком случае пока.

Впрочем, крупнейшему российскому автопроизводителю, увеличившему чистый убыток по итогам 2014 года в четыре раза, до 25,4 миллиарда рублей, ничего больше не остается из-за «трудных экономических условий, в которых сейчас находится Россия», пояснял ранее Андерсон. В «КамАЗе» и группе ГАЗ о сокращениях не объявляли, но оптимизация персонала, вероятнее всего, произойдет — за счет увольняющихся по собственному желанию и уходящих на пенсию, считает Беспалов.

В группе ГАЗ признали, что их основные клиенты — предприятия малого и среднего бизнеса — значительно сокращают или полностью отказываются от закупок новых автомобилей. «Рынок сжимается с конца 2013 года. В 2014-м сегмент легких коммерческих автомобилей сократился на 15-20 процентов, а в январе 2015-го падение составило порядка 40 процентов. Исходя из состояния платежеспособного спроса на данный момент, очевидно, что сжатие рынка продолжится», — отметил представитель группы ГАЗ.

Падающий спрос на внутреннем рынке и снижение курса национальной валюты заставляют отечественные компании активнее наращивать экспорт. «КамАЗ» уже ощутил положительный эффект от девальвации рубля: поставки машин за границу в четвертом квартале прошлого года почти удвоились, достигнув 2,3 тысячи штук. «Задача развивать экспорт стояла перед нами и раньше. Однако при курсе рубля, который был, продажи за границу оказывались нерентабельны. Но как только рубль подешевел, упала цена в долларах, и конкурентоспособность наших машин на зарубежных рынках повысилась», — пояснил «Ленте.ру» представитель «КамАЗа» Олег Афанасьев.

Этому примеру следуют «АвтоВАЗ», намеревающийся удвоить экспортные продажи в 2015 году до 100 тысяч машин, и группа ГАЗ, которая заключила дистрибуторское соглашение о реализации автомобилей «ГАЗель NEXT» в странах Балканского полуострова и запустила сборку этой модели в Турции.

«Лента.ру» будет следить за ситуацией. Продолжение материала читайте в ближайшее время.