Комедии, основанные на фантастическом повороте сюжета, триллер о том, как коротка дорога от секса до буквальной войны полов, авангардная, но при этом способная угодить решительно всем мультипликация — российский прокат на этой неделе будто бы задался целью возродить главные тренды того кино, которое мы любили 20-25 лет назад. Не то, чтобы в этом было что-то плохое.
«Поклонник»
В массовом кино начала 1990-х не было жанра важнее секс-триллеров — фильмов о том, в сколь опасный и остросюжетный переплет может завести обыкновенное влечение. «Роковое влечение» и «Основной инстинкт», «Щепка» и «Увлечение» — эти и им подобные картины находили угрозу в представительницах женского пола, за соблазнительностью скрывавшими сталкерские наклонности и разнообразные психопатологии (феминистки, как водится, негодовали). «Поклонник» оживляет давно вышедший из моды формат, пикантно меняя гендерные роли — здесь уже учительница-разведенка в порыве забытья отдается соседу-старшекласснику, о чем вскоре пожалеет: парень совсем не так безобиден, как кажется. Режиссер Роб Коэн, правда, лишь к финалу как следует расходится — этому фильму пошла бы большая провокативность, для когда-то пронизанного напряжением жанра он, пожалуй, слишком застенчив. Но и так «Поклонник» как минимум добивается утверждения Дженнифер Лопес в гордом статусе MILF.
«Призрак»
Беззастенчиво вдохновленный «Привидением» с Патриком Суэйзи и Деми Мур «Призрак», история по-дурацки погибшего, но не упокоившегося авиаконструктора-гения, на деле, конечно, не ограничивается тупым воспроизведением схемы чужого хита. Нет, режиссер Войтинский скрещивает сюжет о незаконченных земных делах новоиспеченного призрака с другим популярным в 80-е жанром — воспитательной комедией: во всей Москве скончавшегося героя Бондарчука видит только школьник-заика. А значит, обоим придется друг другу помочь. Все это в достаточной степени безобидно и порой даже действительно смешно — хотя и держится почти исключительно на обаянии Бондарчука, остающегося одним из последних все еще убедительных харизматиков нашего кино.
«Машина времени в джакузи 2»
Еще одна комедия, без всякого стыда эксплуатирующая ностальгию по жанровым находкам 1980-х, — в данном случае, правда, речь о путешествиях во времени. Если оригинал при этом был пропитан обаятельной тоской и по самим восьмидесятым, в первую очередь, за счет присутствия именно тогда прославившегося Джона Кьюсака, то сиквел «Машины времени в джакузи» обходится и без Кьюсака, и без единого смыслового оправдания своему необязательному, вымученному сюжету и часто тошнотворному юмору. Оставшись без Кьюсака, троица лохов, по-разному воспользовавшихся путешествием в 1980-е в прошлом фильме, теперь отправляется в будущее — но и там ее ждут все те же унылые, вовсе не посвежевшие к 2024 году гэги про Гэндальфа, гей-пропаганду и бесконечный ЛСД-трип. Этого добра нам хватает и без машины времени.
«Барашек Шон»
Великая британская мультипликационная студия Aardman прославилась «Уоллесом и Громитом», среди прочего породившим безумно популярный у детей младшего школьного возраста спин-офф о приключениях деревенского барана-оппортуниста Шона. Теперь Aardman отправляет Шона на большой экран — и добивается удивительного, редкого эффекта: вроде бы строго детский и по месседжу, и по методам фильм оказывается одинаково действенным для зрителей любого возраста. Красота «Барашка Шона», во многом, обусловлена ловкостью, с которой его авторы обходятся вовсе без диалогов, замененных здесь блеянием, рыком, визгом и прочими животными междометиями — но не только. История о том, как Шон и его стадо отправляется в большой город выручать своего рассеянного недотепу Фермера, заимствует и переосмысляет еще и лучшие гэги немого кино — некоторые сцены овечьих приключений здесь не уступают лучшим скетчам Бастера Китона и Гарольда Ллойда.
«Оскар 2015. Короткий метр: игровое кино»
Телефонистка горячей линии пытается отговорить звонящего от самоубийства — с помощью юмора. Два одиночества встречаются в аэропорту — он принимает ее за ту, кто должен был его встретить, она не спешит его переубеждать. Пара британских мальчишек получает в подарок от отца по живому цыпленку — и радуется, не зная, что жизнь их семьи уже не будет прежней. Юная беженка из Афганистана пытается послать деньги семье, но терпит неудачу за неудачей — пока не встретит сверстницу-швейцарку.
Короткометражки, в этом году претендовавшие на «Оскар», как видно уже по описаниям сюжета, все так или иначе повествуют о трудностях коммуникации — между отчаявшимися и полными надежды, детьми и родителями, мужчинами и женщинами, представителями разных культур, в конце концов. Что важнее — все они находят убедительный способ эти трудности преодолеть, показать, что диалог на равных не только возможен в принципе, но и сам по себе способен разрешить тупиковые жизненные ситуации.
«Пациенты»
Русская семья между духовностью и здравым смыслом — камерная, разыгранная в сущности на четверых актеров комедия Эллы Омельченко демонстрирует, что и отечественное кино может осваивать сложные, если не сказать, болезненно злободневные темы. Пускай и в шутливом, не лишенном мелодраматики и клише формате: молодая семейная пара здесь, войдя в некоторое душевное пике, пытается найти решение в кардинально разных местах. Он идет к психотерапевту, она — к батюшке, а значит, вскоре мозгоправ и духовник схлестнутся в борьбе за власть над двумя запутавшимися душами. К чести Омельченко — вместо того, чтобы выбирать чью-то сторону, она предпочитает показать, что выходом не могут быть ни психоанализ, ни молитва, а только честность по отношению к самому себе. Учитывая все то, что творится вокруг, — само по себе значительное достижение.