Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Небо с овчинку

Кто владеет украинским рынком авиаперевозок

Венгерский лоукостер Wizz Air анонсировал закрытие украинского представительства с 20 апреля. В компании решение объяснили кризисом, нестабильной валютой и общим снижением рынка авиаперевозок на Украине — что, в общем, не удивительно, если учитывать политические реалии и вооруженный конфликт на востоке страны. Решение Wizz Air еще больше упрочило позиции Международных авиалиний Украины, которые и так считались местным монополистом в сфере международных перевозок. При этом МАУ принято связывать с именем бывшего губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, который недавно подал в отставку на фоне попыток Киева ограничить его влияние на госкомпании.

Как сообщила пресс-служба Wizz Air, компания планирует сократить общее число направлений до восьми, ими теперь будет заниматься Wizz Air Hungary. Один из двух самолетов Airbus A-320, оставшихся от «Визз Эйр Украина» переведут в словацкий Кошице, второй оставят на базе в Киеве. В результате Wizz Air продолжит полеты из Киева в Будапешт, Лондон, Кельн, Мюнхен, Гамбург, Дортмунд, Катовице (Польша) и Ларнаку (Кипр). А направления из украинской столицы в Барселону, Валенсию, Кутаиси, Москву, Милан, Неаполь и Венецию будут закрыты.

Единственным международным авиаперевозчиком в стране фактически остаются Международные авиалинии Украины, аффилированные с бывшим губернатором Днепропетровской области, олигархом Игорем Коломойским, констатируют эксперты. «По сути, сегодня из зарегистрированных в Украине авиакомпаний не летает никто, кроме МАУ. У них более 170 прав на линии, и ситуация, когда в стране не выдаются права на направления новым компаниям, их устраивает», — цитирует «Новое время» юриста Андрея Гука, специализирующегося на авиаперевозках.

Связь МАУ с Коломойским при этом остается отдельным предметом для спора. В январе 2013 года о смене акционеров компании сообщил «Коммерсантъ-Украина», ссылаясь на собственные источники в руководстве Международных авиалиний и в компаниях, сотрудничающих с ними. «Сделка закрылась как раз летом [2012 года], но еще до этого МАУ и "АэроСвит" начали ослаблять взаимную конкуренцию. Сейчас руководство МАУ говорит, что у компании один хозяин — Игорь Коломойский», — говорилось в статье.

Несмотря на то, что сам Коломойский и пресс-служба МАУ эту информацию категорически опровергли, украинские СМИ продолжают указывать на связь между бывшим днепропетровским губернатором и авиаперевозчиком (исходя из этого, в частности, в прошлом году составлен «Инсайдером» список украинских авиакомпаний). Упоминал об этом и Корреспондент.net в связи с утверждением Государственной авиационной службой и Министерством инфраструктуры Украины (МИУ) нового порядка распределения маршрутов для авиакомпаний в прошлом году. Считается, что официальное признание МАУ за Коломойским грозит последнему осложнениями с антимонопольным комитетом.

В 2014 году МАУ через суд добились отмены решения о передачи части направлений турецкому лоукостеру АtlasJet. Представители компании утверждали, что Мининфраструктуры не имело права принимать подобного решения, так как порядок предоставления и аннулирования разрешений на эксплуатацию воздушных линий — в компетенции Госавиаслужбы. «В компетенции же Министерства инфраструктуры находится формирование государственной политики в сфере транспорта, а не авиационных правил», — цитировало пресс-службу «Дело».

Положительным решением отдельного вопроса руководство МАУ не удовлетворилось и добилось изменения действующего «Порядка выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий». В документе появилась норма, согласно которой новые направления могла получить лишь компания, которая наполовину принадлежит гражданину Украины или самой Украине, а также уже выполняет рейсы по внутренним направлениям на протяжении года. Ни один из лоукостеров под эти требования не подходил.

Считается, что пролоббировать принятие таких правил помог глава Госавиаслужбы Денис Антонюк, ранее занимавший должность директора по развитию маршрутной сети Международных авиалиний Украины. В одном из недавних интервью он отмечал, что пассажиропоток авиакомпании за прошлый год снизился почти на 16 процентов по сравнению с предкризисным 2013 годом. По оценкам источников, Forbes, долги компании на сегодняшний день составляют около 250–270 миллионов долларов. Руководство авиалиний эту информацию не подтверждает.

При этом среди официальных активов Коломойского значатся еще две авиакомпании — Днеправиа и «Роза ветров». Как напоминает «Инсайдер», у него были еще две — Донбассаэро и Аэросвит, но их якобы искусственно довели до банкротства структуры группы «Приват».

Стоит напомнить, что недавняя отставка Игоря Коломойского с поста днепропетровского губернатора была связана со скандалом, возникшим из-за попыток официального Киева снизить влияние олигарха на госкомпании. Сначала Верховная Рада приняла поправки к закону об акционерных обществах, которые, по сути, национализировали «Укрнафта», — решающий голос в совете акционеров до этого принадлежал бизнесмену. Затем был смещен глава «Укртранснафты» Александр Лазорко, считающийся человеком из команды Коломойского.

Позднее пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины распространила заявление о намерении оказать поддержку Wizz Air в восстановлении деятельности компании на Украине. Вместе с тем были озвучены и планы по либерализации рынка воздушных перевозок, призванные сделать украинское небо более привлекательным для авиаперевозчиков.
«Ведомство делает все для ускорения заключения Соглашения об Общем авиационном пространстве. Сейчас этот вопрос вынесен на самый высокий уровень», — говорится в пресс-релизе министерства.

В сообщении также отмечалось, что МИУ совместно с Украэрорухом, Государственной авиационной службой и участниками рынка работает над программой развития внутренних аэропортов и «активизацией перевозок в целом». Указывалось, что уже состоялись встречи с иностранными авиакомпаниями, заинтересованными в организации авиаперевозок на Украину. «Мы уже начали работу для достижения двусторонних договоренностей на уровне авиационных органов ряда европейских стран», — подводит итог МИУ.

Здесь имеется в виду еще одно обстоятельство, сильно ограничивающее приход лоукостеров на украинский рынок. Так называемый договор об открытом небе (Соглашение о едином авиационном пространстве между Украиной и ЕС) был парафирован Украиной в октябре 2013 года, но до сих пор еще не подписан, — воздушное пространство Украина регулирует по принципу двусторонних соглашений с каждой из европейских стран. Считается, что основное препятствие к подписанию документа — спор Великобритании и Испании за аэропорт Гибралтара. Однако некоторые эксперты сочли отдельные территориальные несогласия недостаточной причиной для отказа Украины от открытого неба и выдвинули предположение, что отсрочка соглашения лоббировалась как Украиной, так и ЕС.

Как отмечает гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий, приход европейских лоукостеров действительно может обернуться для отечественной пассажирской авиации прямыми убытками и непосредственным переделом рынка. «Для этого им [местным перевозчикам] пришлось бы снижать цену, а они этого сделать не могут, поскольку их себестоимость гораздо выше, чем у европейцев», — заявляет Ланецкий.

Вместе с тем он отмечает, что после открытия неба на Украину вряд ли сразу придут самые выгодные европейские перевозчики, поскольку доля «летающих» людей в стране составляет около пяти процентов, — это те, кто может позволить себе авиаперелет. Пока же, учитывая общий финансовый кризис и непрозрачность правил ведения авиабизнеса для «пришлых», лоукостеры ожидаемо сворачивают представительства.

«Кризис будет усиливаться, авиакомпании это чувствуют первыми — по снижающемуся спросу туристов и командированных. В ближайшие два-три месяца встанут еще минимум две средние авиакомпании», — уверен Ланецкий.

Бывший СССР00:02 9 октября

Колесо Майдана

Зеленский подписал мирные соглашения по Донбассу. Почему украинцы недовольны?
Бывший СССР00:02 6 октября

«Надо удирать в Россию»

Почему польские белорусы радовались пакту Молотова-Риббентропа и мечтали вернуться в СССР