Ненасытный Facebook

Соцсеть намерена стать YouTube, газетой и колл-центром

Фото: Dado Ruvic / Reuters

В феврале один из ключевых топ-менеджеров Facebook Крис Кокс сделал заявление: «Facebook не намерена поглощать интернет». Свежо предание, однако недавние анонсы и слухи создают впечатление, что Facebook прокладывает маршрут к мировому онлайн-господству.

Messenger — больше не приложение

Не успели улечься страсти вокруг того, что Facebook заставляет пользователей скачивать Messenger отдельным мобильным приложением, как выяснилось, что он вовсе и не приложение! На мартовской конференции для разработчиков f8 представители Facebook называли Messenger не иначе как платформой.

Во-первых, разработчики теперь могут создавать сторонние приложения для Messenger. Пользователи же с их помощью получили возможность обмениваться не только текстом, фото и стикерами, но и «гифками», аудиоклипами и другим контентом, а также устанавливать новые приложения напрямую из мессенджера.

Кроме того, разработчики смогут встраивать кнопку Messenger в свои приложения — например, если пользователь купил онлайн-билет в кино, он может сразу рассказать об этом другу.

Однако наиболее интересная история — Messenger Business. Идея в том, что бренды получают прямой и личный канал для общения с покупателем. Если пользователь совершает покупку на сайте, а через Messenger получает информацию о статусе заказа и доставке или заказывает столик в ресторане, то для бизнеса это означает возможность перевести всю службу поддержки клиентов на платформу Facebook, избавившись от колл-центров.

Что это значит для Facebook? Очевидно — новые каналы для монетизации. Этот вопрос — один из главных для инвесторов соцсети, чья выручка сейчас почти полностью полагается на рекламу. Как минимум Facebook сможет запустить новые форматы рекламы приложений, а модели коммерческого сотрудничества в рамках Messenger Business практически не ограничены.

Что это значит для пользователей? Во-первых, почти наверняка в Messenger появятся платные функции, пусть даже в формате сторонних приложений. Разговоры о платных стикерах шли давно, но Facebook пошел дальше, — не исключено, что поделиться каким-то типом контента бесплатно не удастся. Кроме того, изменится само понимание личных сообщений: коммуникация с брендами явно отличается по содержанию от дружеских диалогов.

Facebook как глобальное издательство

Для издателей, размещающих на сайтах плагины Facebook для комментариев, новостью стало решение соцсети транслировать эти комментарии на их Facebook-страницы. В результате если пользователь прокомментировал статью на Huffington Post, его комментарий увидят друзья по соцсети вне зависимости от того, видели ли они статью и подписаны ли на страницу издания.

Однако, как это часто бывает, в отношениях Facebook со СМИ более интересны недавние слухи. Газета The New York Times на прошлой неделе сообщила, что Facebook хочет перенести на свою платформу статьи из газет и журналов, чтобы уменьшить время загрузки контента. С одной стороны, эта информация пока не подтверждена, с другой — сама NYT названа в числе вероятных партнеров Facebook по новой инициативе.

Facebook давно вынашивает идею стать для своей аудитории новостным хабом. Сейчас пользователи соцсети могут поделиться анонсами и ссылками на интересную статью и даже сохранить эти ссылки в список для чтения. Однако соглашение со СМИ о новом формате превратит соцсеть в самостоятельную издательскую платформу, — пользователям не придется переходить на сайт издания, чтобы прочитать свежий номер.

Пока не известно, планирует ли Facebook размещать полнотекстовые статьи (наиболее предпочтительный для соцсети вариант) или это будут развернутые анонсы либо модифицированные версии материалов.

Напомним, что крупнейшая российская соцсеть «Вконтакте» в 2012 году создала похожий механизм, — пользователи могут читать статьи из СМИ по ссылкам друзей, без перехода на другие сайты.

Что это значит для Facebook? Конечно, соцсеть выходит на переговоры с позиции силы, — для многих СМИ Facebook является бесценным источником трафика и обратной связи с читателем. Однако важно и то, что заставив СМИ размещать статьи на своей платформе, Facebook многократно увеличит время пребывания пользователей на сайте, а как следствие — и свои рекламные тарифы.

Что это значит для издателей? Очевидно — потерю рекламных доходов и доходов от подписки. Хотя, по слухам, Facebook планирует делиться с партнерами рекламной выручкой. Возможно — размывание медиабренда, ведь говоря о новой статье, пользователь заявит, что прочитал ее не в газете, а на Facebook. Но есть и положительная сторона: мелкие СМИ получат охват аудитории, о которой вряд ли могли мечтать.

Что это значит для пользователей? Facebook продвигает идею экономии трафика и времени на загрузку статей со сторонних серверов, что важно для пользователей мобильных устройств. Но есть и другая мотивация: социальная сеть уходит от самого понятия социальности, пресловутого user-generated content.

Контент, создаваемый одними пользователями для других, — это вполне рабочая модель для обычного онлайн-сервиса. Однако для одной из крупнейших в мире публичных компаний этого явно недостаточно: соцсеть хочет стать полноценным медиапорталом. Сможет ли пользовательский контент конкурировать с профессиональными репортажами National Geographic или популярными подборками с Buzzfeed — большой вопрос.

Видео с телепортацией

Продолжая идею соцсети как медиапортала, Facebook анонсировала несколько важных нововведений относительно видеоконтента. Во-первых, это плагин для вставки загруженных на Facebook видеороликов на сторонние сайты. Ничего не напоминает? Правильно, соцсеть передала вполне однозначное сообщение YouTube.

Во-вторых, анонсирована поддержка трехмерного видео в ленте новостей. Трехмерные видео будут доступны для очков дополненной реальности Oculus Rift, — точки обзора меняются при повороте головы. В компании нововведение называют функцией «телепортации».

В более ограниченном варианте такую функцию уже тестирует тот же YouTube: при просмотре некоторых видеороликов можно переключаться между различными точками, с которых велась съемка. 

Что это даст Facebook? Скорее всего, соцсеть будет внедрять в ролики видеорекламу, а доходами делиться с сайтами, которые встраивают их в свой контент. Не случайно на f8 представители компании объявили, что клиенты принадлежащей ей сети для размещения видеорекламы LiveRail получат доступ к данным пользователей соцсети.

В свою очередь, сферические видео — заявка на инновационность и интеграция технологий ранее приобретенной компании Oculus VR со своим основным продуктом. Не стоит списывать со счетов и вовлеченность молодой аудитории, с которой у Facebook в последнее время не ладится.

Что получат пользователи? Больший охват для собственного видеоконтента, который, однако, должен быть достойным перепоста на сторонних ресурсах. Это еще один звоночек от Facebook как новостной платформы, — профессиональные СМИ нередко обращаются к пользовательскому контенту, освещая происшествия, стихийные бедствия и другие события, где важны свидетельства очевидцев. Ну и 360-градусные ролики должны стать принципиально новым опытом для пользователей.

Подводя итог, можно сказать, что глобальные приоритеты Facebook лежат в сфере бизнеса, профессионального контента и популяризации видео. К первому десятилетию работы в прошлом году Facebook подошла как мобильная платформа для всевозможных коммуникаций: почти 86 процентов глобальной аудитории соцсети в 1,4 миллиарда пользователей — мобильные. Не исключено, что второй юбилей Facebook отметит как медиапортал с диверсифицированными источниками монетизации.

Однако эта траектория не может не напомнить другую историю из мира интернета — взлеты и падения MySpace. Начав как соцсеть, которую на повороте обошла сама Facebook, MySpace попытался найти источник развития в развлекательном контенте. Успешным начинание назвать можно с большой натяжкой. Хочется верить, что Facebook в попытках оправдать ожидания инвесторов и реализовать амбиции глобального контент-хаба не забудет о главном: более чем миллиарде пользователей, для которых социальная сеть — одна из важнейших площадок для общения.

Обсудить
«Религиозность нашего социума сильно переоценена»
Почему передача Исаакиевского собора РПЦ стала проблемой для церкви и общества
Олег МихеевБанкрот-фронт
Как политики задолжали миллионы и вынуждены жить на 10 тысяч рублей в месяц
«У молодых вообще нет собственной позиции»
Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов
Казус Чудновец
Чем закончится дело жительницы Катайска, осужденной за репост. Репортаж
Детские деньги
Как открыть частный детсад и сэкономить
Леонид Хазанов: Налоговая блокада
Или как облегчить экспорт металлургам
Большая перемена
Частные инвесторы заинтересовались школами и детсадами
Кислая ситуация
Почему российский рынок еще долго не избавится от дефицита молока
Без ствола
Российские власти сокращают число владельцев гражданского оружия
Поколение пять
Истребители XXI века вступают в права
Недостаток ресурсов при избытке амбиций
Что не так с индийской системой закупок оружия
Мне хардбольно
Как играют в самую травмоопасную военно-спортивную игру
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонииСидеть!
Как молодая советская власть карала своих граждан
После большевистской попытки захвата власти 3-4 июля 1917 года в Петрограде«События в столице застали Ильича врасплох»
Как Сталин, Ленин и Троцкий провели «жаркий» июль 1917 года
Ястреб сбит, ястреб сбит!
Пушка-ловушка, орлы и другие неожиданные способы уничтожить беспилотник
Стрелять, Карл!
Подстреленный Гитлер и отпуск в фашистской Италии: обзор Sniper Elite 4
Говоря «да»
Молодые и красивые обитатели Бруклина на снимках вундеркинда Гарольда Файнстайна
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
A view of the cathedral in Naumburg/Saale, Germany, 21 Janaury 2016. After the first application in summer 0215 failed, a second attempt is being made to register Naumburg Cathedral as a UNESCO world heritage site. Саксония с замками и вином
«Лента.ру» открывает неизвестные россиянам уголки Германии
Страна оленья
Почему Якутия — главное направление для путешествий в этом году
В отпуск с кошкой
Как правильно организовать путешествие с домашними животными
Руины господского дома в усадьбе Ольгово. Дмитровский район, Московская область
Призрак Пиковой дамы
Где в Подмосковье можно встретить привидение
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
Я не знаю, как она это делает
Личный опыт: быть фитнес-звездой Instagram и многодетной матерью одновременно
Натянуть уши на нос
Шесть необычных поводов для обращения к пластическому хирургу
Фильтр «зависть»
Звезда Instagram из Нью-Йорка показала изнанку интернет-славы
Ружье и палатка: уникальные автомобильные опции
Инструменты, ружье, пылесос и другие необычные вещи в комплекте с машиной
Ferrari для чемпиона
На аукционе продадут Ferrari Майка Тайсона
Летают, но низенько-низенько
11 машин, способные ехать по любой поверхности. Точнее, даже не ехать
20 роскошных авто. В камуфляже
Маскировка, которая нужна, чтобы стать заметным
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды