Ненасытный Facebook

Соцсеть намерена стать YouTube, газетой и колл-центром

Фото: Dado Ruvic / Reuters

В феврале один из ключевых топ-менеджеров Facebook Крис Кокс сделал заявление: «Facebook не намерена поглощать интернет». Свежо предание, однако недавние анонсы и слухи создают впечатление, что Facebook прокладывает маршрут к мировому онлайн-господству.

Messenger — больше не приложение

Не успели улечься страсти вокруг того, что Facebook заставляет пользователей скачивать Messenger отдельным мобильным приложением, как выяснилось, что он вовсе и не приложение! На мартовской конференции для разработчиков f8 представители Facebook называли Messenger не иначе как платформой.

Во-первых, разработчики теперь могут создавать сторонние приложения для Messenger. Пользователи же с их помощью получили возможность обмениваться не только текстом, фото и стикерами, но и «гифками», аудиоклипами и другим контентом, а также устанавливать новые приложения напрямую из мессенджера.

Кроме того, разработчики смогут встраивать кнопку Messenger в свои приложения — например, если пользователь купил онлайн-билет в кино, он может сразу рассказать об этом другу.

Однако наиболее интересная история — Messenger Business. Идея в том, что бренды получают прямой и личный канал для общения с покупателем. Если пользователь совершает покупку на сайте, а через Messenger получает информацию о статусе заказа и доставке или заказывает столик в ресторане, то для бизнеса это означает возможность перевести всю службу поддержки клиентов на платформу Facebook, избавившись от колл-центров.

Что это значит для Facebook? Очевидно — новые каналы для монетизации. Этот вопрос — один из главных для инвесторов соцсети, чья выручка сейчас почти полностью полагается на рекламу. Как минимум Facebook сможет запустить новые форматы рекламы приложений, а модели коммерческого сотрудничества в рамках Messenger Business практически не ограничены.

Что это значит для пользователей? Во-первых, почти наверняка в Messenger появятся платные функции, пусть даже в формате сторонних приложений. Разговоры о платных стикерах шли давно, но Facebook пошел дальше, — не исключено, что поделиться каким-то типом контента бесплатно не удастся. Кроме того, изменится само понимание личных сообщений: коммуникация с брендами явно отличается по содержанию от дружеских диалогов.

Facebook как глобальное издательство

Для издателей, размещающих на сайтах плагины Facebook для комментариев, новостью стало решение соцсети транслировать эти комментарии на их Facebook-страницы. В результате если пользователь прокомментировал статью на Huffington Post, его комментарий увидят друзья по соцсети вне зависимости от того, видели ли они статью и подписаны ли на страницу издания.

Однако, как это часто бывает, в отношениях Facebook со СМИ более интересны недавние слухи. Газета The New York Times на прошлой неделе сообщила, что Facebook хочет перенести на свою платформу статьи из газет и журналов, чтобы уменьшить время загрузки контента. С одной стороны, эта информация пока не подтверждена, с другой — сама NYT названа в числе вероятных партнеров Facebook по новой инициативе.

Facebook давно вынашивает идею стать для своей аудитории новостным хабом. Сейчас пользователи соцсети могут поделиться анонсами и ссылками на интересную статью и даже сохранить эти ссылки в список для чтения. Однако соглашение со СМИ о новом формате превратит соцсеть в самостоятельную издательскую платформу, — пользователям не придется переходить на сайт издания, чтобы прочитать свежий номер.

Пока не известно, планирует ли Facebook размещать полнотекстовые статьи (наиболее предпочтительный для соцсети вариант) или это будут развернутые анонсы либо модифицированные версии материалов.

Напомним, что крупнейшая российская соцсеть «Вконтакте» в 2012 году создала похожий механизм, — пользователи могут читать статьи из СМИ по ссылкам друзей, без перехода на другие сайты.

Что это значит для Facebook? Конечно, соцсеть выходит на переговоры с позиции силы, — для многих СМИ Facebook является бесценным источником трафика и обратной связи с читателем. Однако важно и то, что заставив СМИ размещать статьи на своей платформе, Facebook многократно увеличит время пребывания пользователей на сайте, а как следствие — и свои рекламные тарифы.

Что это значит для издателей? Очевидно — потерю рекламных доходов и доходов от подписки. Хотя, по слухам, Facebook планирует делиться с партнерами рекламной выручкой. Возможно — размывание медиабренда, ведь говоря о новой статье, пользователь заявит, что прочитал ее не в газете, а на Facebook. Но есть и положительная сторона: мелкие СМИ получат охват аудитории, о которой вряд ли могли мечтать.

Что это значит для пользователей? Facebook продвигает идею экономии трафика и времени на загрузку статей со сторонних серверов, что важно для пользователей мобильных устройств. Но есть и другая мотивация: социальная сеть уходит от самого понятия социальности, пресловутого user-generated content.

Контент, создаваемый одними пользователями для других, — это вполне рабочая модель для обычного онлайн-сервиса. Однако для одной из крупнейших в мире публичных компаний этого явно недостаточно: соцсеть хочет стать полноценным медиапорталом. Сможет ли пользовательский контент конкурировать с профессиональными репортажами National Geographic или популярными подборками с Buzzfeed — большой вопрос.

Видео с телепортацией

Продолжая идею соцсети как медиапортала, Facebook анонсировала несколько важных нововведений относительно видеоконтента. Во-первых, это плагин для вставки загруженных на Facebook видеороликов на сторонние сайты. Ничего не напоминает? Правильно, соцсеть передала вполне однозначное сообщение YouTube.

Во-вторых, анонсирована поддержка трехмерного видео в ленте новостей. Трехмерные видео будут доступны для очков дополненной реальности Oculus Rift, — точки обзора меняются при повороте головы. В компании нововведение называют функцией «телепортации».

В более ограниченном варианте такую функцию уже тестирует тот же YouTube: при просмотре некоторых видеороликов можно переключаться между различными точками, с которых велась съемка. 

Что это даст Facebook? Скорее всего, соцсеть будет внедрять в ролики видеорекламу, а доходами делиться с сайтами, которые встраивают их в свой контент. Не случайно на f8 представители компании объявили, что клиенты принадлежащей ей сети для размещения видеорекламы LiveRail получат доступ к данным пользователей соцсети.

В свою очередь, сферические видео — заявка на инновационность и интеграция технологий ранее приобретенной компании Oculus VR со своим основным продуктом. Не стоит списывать со счетов и вовлеченность молодой аудитории, с которой у Facebook в последнее время не ладится.

Что получат пользователи? Больший охват для собственного видеоконтента, который, однако, должен быть достойным перепоста на сторонних ресурсах. Это еще один звоночек от Facebook как новостной платформы, — профессиональные СМИ нередко обращаются к пользовательскому контенту, освещая происшествия, стихийные бедствия и другие события, где важны свидетельства очевидцев. Ну и 360-градусные ролики должны стать принципиально новым опытом для пользователей.

Подводя итог, можно сказать, что глобальные приоритеты Facebook лежат в сфере бизнеса, профессионального контента и популяризации видео. К первому десятилетию работы в прошлом году Facebook подошла как мобильная платформа для всевозможных коммуникаций: почти 86 процентов глобальной аудитории соцсети в 1,4 миллиарда пользователей — мобильные. Не исключено, что второй юбилей Facebook отметит как медиапортал с диверсифицированными источниками монетизации.

Однако эта траектория не может не напомнить другую историю из мира интернета — взлеты и падения MySpace. Начав как соцсеть, которую на повороте обошла сама Facebook, MySpace попытался найти источник развития в развлекательном контенте. Успешным начинание назвать можно с большой натяжкой. Хочется верить, что Facebook в попытках оправдать ожидания инвесторов и реализовать амбиции глобального контент-хаба не забудет о главном: более чем миллиарде пользователей, для которых социальная сеть — одна из важнейших площадок для общения.

Обсудить
Demonstrators take part in a protest aimed at showing London's solidarity with the European Union following the recent EU referendum, inTrafalgar Square, central London, Britain June 28, 2016. REUTERS/Dylan Martinez TPX IMAGES OF THE DAYСпасет ли уход Меркель Европу?
Свое 60-летие Европейский союз встречает в состоянии экзистенциального кризиса
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество


Из ЕС в сексуальное рабство
Что вынуждает румынок отправляться на Сицилию, где их ждет неволя
Китайский интерес
Пекин желает смерти уйгурским боевикам в Сирии, но вмешиваться в войну не готов
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Кровавое воскресенье 22 января 1905 года«Идиоты говорят, что Россию погубил заговор»
Почему революция 1917 года была неизбежна
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Старт ракеты с Dream Chaser — кораблем компании Sierra Nevada (в представлении художника)Еще батуты
Как американские компании опережают Россию в сфере пусков ракет
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Восточные легенды
Культовые японские автомобили ушедших лет
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Пиджак и боб
Самое крутое автомобильное видео марта
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах