Снести «крышу»

Почему власти вновь настойчиво призывают не «кошмарить бизнес»

Фото: Евгений Переверзев / «Коммерсантъ»

На Госсовете по развитию малого и среднего бизнеса, состоявшемся 7 апреля под председательством президента России Владимира Путина, осудили избыточность госрегулирования, непомерные налоги и «крышевание» со стороны чиновников. Помочь малым предприятиям — самое время. Дешевая нефть, санкции и общий спад в экономике неизбежно затормозят развитие государственного сектора, и именно малый бизнес может стать новой точкой роста. Но вливаний бюджетных средств мало.

Эксперты считают, что необходимо перестраивать всю систему подходов к развитию малого предпринимательства в России, прежде всего относительно доступа к госзаказу и работы с банками, а также повышать доверие предпринимателей к судебной системе.

«Малышей» пожалели на словах

Госсовет прошел необычно бурно. Президент России Владимир Путин в свойственной ему манере потребовал упростить для россиян условия открытия малых предприятий и оградить бизнес от «крышевания». Вопрос в столь резких формулировках Кремль обозначил, пожалуй, впервые с кризисного 2008-го, когда премьер-министр Дмитрий Медведев (тогда занимавший пост президента) призвал «не кошмарить бизнес».

«Нам нужно внимательно все проанализировать и сделать выводы, чтобы не было никаких крючков, позволяющих любому уровню власти или чиновникам самых разных ведомств держать бизнес в черном теле», — заявил Путин на Госсовете.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) развивается по-прежнему медленно, представлено в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, а его вклад в ВВП страны — всего около 21 процента, констатировал президент.

В развитых странах доля малых предприятий в ВВП значительно выше, иногда более 50 процентов. По данным общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», на январь 2015 года, в стране зарегистрировано 5,56 миллиона компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу. Из них 3,5 миллиона индивидуальных предпринимателей, 1,83 миллиона — микропредприятия, 234,5 тысяч малых компаний и 18 тысяч — средних.

Глава государства посетовал, что молодежь не тянется за длинным рублем, а предпочитает кресла госслужащих: «Мы видим, что люди не спешат в создании своего бизнеса. Сейчас лишь 6 процентов граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела. Молодежь сегодня предпочитает госслужбу, работу в органах местной власти или в крупных компаниях с госучастием».

Путин сообщил, что рабочая группа Государственного совета по развитию малого предпринимательства «подробно проанализировала» существующие проблемы, предложив упростить условия вхождения в малый бизнес. «Полностью с этим согласен. Начинать свой бизнес должно быть легко, а рисковать и ошибаться — не страшно», — резюмировал он.

Но, судя по всему, далеко не все предложения этой группы найдут поддержку в Кремле. Губернатор Тульской области Владимир Груздев, возглавляющий рабочую группу Госсовета по малому бизнесу, заявил о необходимости увеличить вклад малых предприятий в валовый национальный продукт до 45-50 процентов «в ближайшие годы». Для этого, по его мнению, в частности, нужно разрешить индивидуальным предпринимателям не регистрировать ИП (ограничиться приобретением патента) и предоставить двухлетние налоговые каникулы при регистрации нового малого предприятия, в качестве разовой льготы, которой сможет воспользоваться каждый гражданин России.

«Для предпринимателя, кроме всего прочего, важна еще прибыль предприятия, которое он создает. Поэтому сегодня создал на себя, завтра — на вас, послезавтра — на тещу, еще через два года — на шурина. Вот и все. Вопрос в том, что юридическая техника должна быть у нас отточена, когда будут соблюдены и интересы государства, и интересы граждан, ИП в данном случае», — отреагировал Путин на предложение об освобождении физлиц-предпринимателей от налогов. Он добавил, что отказываться «с порога» от этой идеи не стоит, но ее необходимо проработать.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил создать специальное государственное агентство, «единый интегратор всех форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства». Новую структуру, по его словам, можно сформировать на основе банка поддержки малого и среднего бизнеса «МСП банка» (входит в группу ВЭБа) и Агентства кредитных гарантий. Министр пояснил, что агентство могло бы заняться планами закупок госкомпаний у малых предприятий, а в перспективе взять на себя функции в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего бизнеса, а также предоставления грантов и микрозаймов.

На заседании Путин, видимо, для острастки многочисленных российских контролирующих органов, поручил Генпрокуратуре «проанализировать обоснованность проверок, проведенных в 2014 году, прежде всего, внеплановых».

Кризис доверия

В «Опоре России» говорят, что инициативы, вынесенные на обсуждение Госсовета нужные и своевременные. Другое дело, что не все они первоочередные и, вероятно, не все получат поддержку.

Член правления «Опоры России», возглавляющий комиссию по малому и среднему бизнесу Общественной палаты, Дмитрий Сазонов подчеркивает неслучайность звучавшей 7 апреля риторики российских властей. По его мнению, именно малый и средний бизнес может стать точкой роста, которая поддержит российскую экономику в кризис. «В нынешних экономических условиях сложно ожидать увеличения поступлений в бюджет в связи с текущими ценами на нефть, экономическими санкциями против России и прочими негативными факторами. Потенциалом роста обладает именно малый и средний бизнес», — заявил он «Ленте.ру». Минэкономразвития ранее прогнозировало, что снижение ВВП в 2015 году не превысит 3 процентов, при снижении промпроизводства на 1-1,5 процента и падении инвестиций в основной капитал на 11 процентов.

«Проблемы малого бизнеса известны: высокие налоги, недоступность кредитных средств, избыточное отраслевое регулирование, недостаток квалифицированных кадров, падающий из-за кризиса спрос», — перечисляет зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов.

Вторят ему опрошенные «Лентой.ру» предприниматели. «Малому бизнесу часто не хватает не то что средств на основные фонды, а оборотного капитала. Получить кредит под оборотку без залога имущества практически невозможно, а у малого бизнеса имущества просто не хватает для залога», — жалуется директор малого предприятия HotWi-Fi Дмитрий Степаненко. Предприниматель подчеркивает, что 43 процента с зарплаты каждого работника платит в качестве налогов (отчисления в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и др.), что для малого бизнеса «непомерная нагрузка». Помимо налогов, есть еще «более 70 различного вида сборов и штрафов, которые малый бизнес ощущает на себе», — добавляет Сазонов.

Коммерческий директор онлайн-магазина мебели IFAB.ru Александр Дмитрюк говорит, что работать малому предприятию мешают устаревшая система оформления розничных продаж, требующая заполнения «рудиментарных документов», отсутствие инфраструктуры для работы с помощью электронной подписи и бюрократическая система бухучета.

Климов считает, что в России необходим стратегический пересмотр подходов к развитию МСП, поскольку «точечными усилиями принципиально ситуацию не изменить». «Для ИП серьезный камень преткновения в том, что они поражены в правах по сравнению с юрлицами, например, в доступе к некоторым видам госзаказа. По кредитам Банк России предъявляет повышенные требования к резервированию, хотя внятно объяснить, почему индивидуальный предприниматель менее надежен, чем ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, не может», — приводит пример Климов. Серьезным подспорьем для малого бизнеса со стороны государства, по его словам, могла бы стать помощь в доступе к госзаказу: «Нынешняя квота в 15 процентов по разным причинам не выбирается, и чем профессиональнее будет поддержка, тем лучше». Сазонов согласен, что такая мера необходима, поскольку «ни крупный бизнес, ни чиновники в этом не заинтересованы».

Глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин заметил «Ленте.ру», что ТПП продолжит настаивать на распространении налоговых каникул на более широкий круг хозяйствующих субъектов, в том числе на юрлица, что потребует принятие законодательных актов как на федеральном, так и на региональном уровне. «Механизм запуска "налоговых каникул", как и снижение ставок по специальным режимам налогообложения, во многом зависит от действий региональных властей. Для введения налоговых каникул для вновь созданных ИП необходимо принять региональный закон», — пояснил он. С «особой меркой» Катырин предлагает подходить к бизнесу в Крыму: «реализацию предложения о распространении "налоговых каникул" не только на ИП, но и на юридических лиц, можно было бы начать с Крыма, который выступил бы пилотным регионом для данной меры».

Дмитрий Сазонов из «Опоры России» обращает внимание еще на одну проблему, решить которую субсидиями или регулятивными мерами просто невозможно: «Прежде всего, это исполнение законодательства. То есть доверие к судебной системе со стороны предпринимателей, как и общества в целом. Это ключевой индикатор того, насколько у нас защищено право частной собственности, насколько предприниматель может рассчитывать на умеренное административное давление при открытии бизнеса».

Но Сазонов, к сожалению, не упоминает, что проблема доверия к судебной системе гораздо шире и сводится к доверию бизнеса государству в целом. Отсюда уход в тень, нежелание платить налоги и доминирующие сегодня среди индивидуальных предпринимателей тезисы: «я никому ничего не должен» и «если государство меня обирает, почему я должен поступать иначе».