«Никогда Россию в Венеции не представляла женщина»

Комиссар павильона России на Венецианской биеннале Стелла Кесаева о нашей «женской сборной» и концептуализме

Стелла Кесаева
Стелла Кесаева
Фото предоставлено Art PR

Крупнейший в мире смотр современного искусства, Венецианская биеннале, в этом сезоне пройдет с 9 мая по 22 ноября. Организаторы увеличили срок проведения на месяц, мотивируя это беспрецедентным интересом публики — в прошлом сезоне более 130 выставок биеннале посетили свыше 500 тысяч человек. Свои национальные представительства в 2015-м там откроют 80 стран, а Россию в постоянном павильоне работы Алексея Щусева впервые представит женщина-художник — концептуалист Ирина Нахова. В преддверии открытия выставки о ее подготовке , «женской сборной» России и концептуализме, «Ленте.ру» рассказала комиссар павильона, глава московского выставочного фонда Stella Art и коллекционер Стелла Кесаева.

«Лента.ру»: Как в этом сезоне проходил выбор куратора, художника?

Стелла Кесаева: Это всегда трудный выбор. Как только заканчивается одна биеннале, сразу начинаю думать о следующей. Но поскольку никогда Россию в Венеции не представляла женщина, мы решили остановиться на Ирине Наховой, мастере тотальных инсталляций, во многом единственной у нас в стране. Она предложила куратора, захотела работать с Маргаритой Тупицыной. Я считаю, что это очень правильный выбор. Так у нас создалась женская команда в этом году.

Это не вполне типичная ситуация — когда художник выбирает куратора.

Я всегда исхожу из того, что художнику должно быть комфортно работать с куратором. Потому что иначе, если возникнет конфликт интересов, выставки не получится. У меня биеннальный опыт уже шесть лет, и я могу с уверенность сказать, что иначе нельзя. Нужна договоренность между комиссаром, куратором, художником. Не так, что я хочу куратора такого, а ты, художник, будешь работать с тем, кого я назначу. Нет. Только из согласованности может получиться хороший результат.

Для вас фигура художника Наховой когда возникла и в связи с чем?

Ирину Нахову я узнала, когда начала заниматься московским концептуализмом, и ее работы произвели на меня сильное впечатление. Ее инсталляции «Душ», «Пальто» и многие другие бесподобны! Они считываются сразу, понятны абсолютно всем. И вообще она — неординарная личность со своим удивительным миром, в котором живет.

Как обсуждался проект павильона?

Когда мы в июле пригласили Ирину, то сразу попросили сделать несколько предложений по проекту. Из них мы и выбирали, обсуждали. Проект называется «Зеленый павильон». Что будет внутри, не могу вам сейчас рассказать, потому что каждый художник всегда старается немножко посекретничать, сохранить некую тайну до открытия. Почему «Зеленый павильон»? Потому что мы решили перекрасить павильон в его оригинальный зеленый цвет. Такой, каким его задумывал Щусев. И какой он был во время открытия в 1914 году. С балюстрадами, с вензелями. Как шкатулка. Мы столкнулись со многими преградами бюрократическими, потому что нельзя было просто перекрасить в зеленый цвет, нам запретили власти Венеции. Пришлось сделать фальш-стены по всем фасадам. В общем, огромная работа.

Внутри будет тотальная инсталляция?

Да. Каждая комната представит отдельные этапы творчества Наховой. Те проекты, которые жили в ее голове, но которые она еще не делала.

Сегодня вас называют главным пропагандистом русского концептуализма в мире. Но деятельность вашего фонда и личной коллекции начиналась с фотографии и поп-арта, более популярных направлений в искусстве. Как вас заинтересовал концептуализм?

В Москве мы сначала сделали выставку Уорхола, Баскии и Вессельмана, чтобы заявить о себе. По мере того как я вливалась в столичную арт-жизнь, знакомилась с русскими художниками, ходила по галереям, я поняла, что мне нравится именно это направление. Потому что оно заставляет думать. И русские концептуалисты не похожи ни на кого, они уникальны.

Ваше назначение комиссаром павильона России на арт-биеннале истекает в этом году. Понравилась эта работа?

Мне это все очень нравится! Это огромная ответственность, когда ты представляешь Россию; огромная моральная и материальная, конечно, нагрузка. Если Министерство культуры РФ выделяет недостаточно средств, то хочется соответствовать международному уровню и не ударить в грязь лицом. Мы вкладываем дополнительно свои деньги. И это непрерывный труд. Сотрудники отработали и ушли. А я постоянно думаю обо всем, процесс не прекращается. Болею — думаю, с детьми занимаюсь — думаю об этом. И никуда от этого не денешься.

Кажется, в прошлом году глава минкультуры был достаточно скептически настроен на открытии павильона?

Нет. Мединский пришел к нам в павильон, и ему очень все понравилось. Он вообще скептически относится к современному искусству. Просто человеку неподготовленному нужно правильно преподнести и объяснить, что означает то, что он видит вокруг. И когда мы ему объяснили, что означает вся эта инсталляция, он был в восторге от идеи. Концептуальное искусство нельзя валить в одну кучу, нужно выставлять его очень тактично, размеренно, и маленькими порциями, как это делают, например, в МоМА в Нью-Йорке.

Я благодарна, что министр поддержал выделение в 2013 году большой суммы денег на дорогостоящий проект «Даная» Вадима Захарова. Тогда впервые на павильон России было потрачено порядка 24 миллиона рублей государственных средств.

Сегодня, когда уже все, кажется, определено, думали, какого художника было бы хорошо представить на следующей биеннале?

Нет-нет (смеется). Можно меня не спрашивать, потому что я не хочу про это думать. Пускай следующий комиссар об этом подумает.

Как вы считаете, после концептуализма, появилось ли еще какое-то направление, которое займет место в истории искусства?

Честно? Думаю — нет. Мне кажется, что это самое главное направление после Малевича и русского авангарда. И так же, как авангард, оно войдет и в историю России.

подписатьсяОбсудить
Свадьба в БишкекеЗа кражу невест не берут под арест
Почему в Киргизии принято начинать создание семьи с преступления
A man lights a candle by a portrait of Pavel Sheremet surrounded with flowers and candles at a place of his death in Kiev, Ukraine, Wednesday, July 20, 2016. A prominent journalist was killed in a car bombing in Ukraine's capital, Kiev, on Wednesday, sending shockwaves through the Ukrainian journalist community that was shaped by the gruesome killing of the publication's founder 16 years ago. (AP Photo/Sergei Chusavkov)Ищите женщину?
Убийство Павла Шеремета: целенаправленная охота или роковая случайность
Распаднические настроения
С чем останется Украина после интеграции в нее Евросоюза
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Policemen walking down stairs and securing the area in the underground station Karlsplatz (Stachus) after a shootout in Munich, Germany, 22 July 2016. After a shootout in the Olympia shopping centre in Munich, injuries and possible deaths were reported by the police. The situation is still unclear. PHOTO: ANDREAS GEBERT/dpaКТО стучится в дверь ко мне
Какие выводы стоит сделать из полицейской операции в Мюнхене
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
Планета Х напоминает НептунАнтихристы с Нибиру
Как Планета Х наклоняет Солнце и вызывает катаклизмы на Земле
Еще нарожают
Зачем персидская знать торговала телами своих жен
Турецкий бардак
Тайны и прелести Османской империи: фески, котики и шаурма
Рюриковичи мы!
Что скрывается за образом основателя великой Руси
«Она подозревала в нем будущего алкоголика»
Марина Степнова и Александра Боярская читают книгу «Где-то под Гроссето»
Стар? Супер!
Артисты, для которых возраст не имеет значения
The Lady Vanishes'  - Sally Stewart, Margaret Lockwood,       
Alfred Hitchcock and Googie Withers
An English girl on a train from Switzerland befriends an old woman. But when the woman disappears, her fellow passengers deny ever having seen her.
«Он всегда утверждал, что в их браке нет секса»
Жизнь Альфреда Хичкока и Альмы Ревиль в изложении Питера Акройда
«Явись же в наготе моим очам»
Генрих VIII и Анна Болейн, фавориты Елизаветы I в поэзии XVI-XVII веков
Чудаки пришли к успеху
10 самых необычных аккаунтов в Instagram
Потей с Кайлой
Чем автор фитнес-программы Bikini Body Guide привлекла пять миллионов фанатов
Игорь Ротарь на входе в индейскую резервацию. Надпись на плакате: «Незаконно проникающие нарушители будут застрелены. Выжившие будут застрелены еще раз». «Быть застреленным копами тут проще, чем в России»
Рассуждения россиянина, живущего в Сан-Диего, о свободе в США и РФ
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Убить за селфи
История «пакистанской Ким Кардашьян», которую задушил родной брат
Гран-при Венгрии
Онлайн-трансляция самой экваториальной гонки Формулы-1
Советский форсаж
Более 100 раритетов на Красной площади: видеотрансляция
Немаленький домик
Длительный тест MINI Cooper S Clubman: итоги, выводы и три цилиндра
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей