Стихия вновь занесла Владимира Путина в Хакасию. Полтора года назад он был здесь из-за паводка на Дальнем Востоке, лишившего домов тысячи людей. По пути в Хабаровск и Благовещенск Путин заехал на Саяно-Шушенскую ГЭС. Теперь множество людей остались без крова из-за страшных пожаров. Путин прибыл, чтобы лично проследить за ходом восстановительных работ. «Посадите нас чуть попозже, дайте поработать!» — встретил его глава республики Виктор Зимин.
«Российский "Борт номер 1" в настоящее время пролетает над территорией Новосибирской области на высоте около 10 600 метров со скоростью 880 километров в час. Рейс выполняется из Сочи, вылет зарегистрирован в 01.17 по Москве. Судя по курсу, самолет из спецавиаотряда "Россия" идет на Абакан», — сообщало с утра информационное агентство «Хакасия». Передвижения президента с помощью сайта flightradar пытались отследить и местные журналисты. В пресс-центре, организованном в абаканском доме правительства, их собрали слишком рано — к 7.30 утра. «Борт номер 1» приземлился в 10 часов.
Как писали местные сайты, для обслуживания большой делегации был задействован весь автотранспорт правительства и Верховного Совета Республики Хакасия. Привлекли даже иномарки бизнес-класса некоторых частных лиц.
Столько машин понадобилось, потому что Владимир Путин прибыл не один, а с главой МЧС Владимиром Пучковым, министром обороны Сергеем Шойгу, министром здравоохранения Вероникой Скворцовой, министром труда и соцзащиты Максимом Топилиным.
По дороге из аэропорта Абакана то тут, то там видны следы пожарищ. И совершенно на первый взгляд непонятно, то ли это результаты «большого огня», то ли следы местечкового пала травы. Из самолета тоже видны обширные темные пятна — горело совсем рядом со столицей республики. Что не почернело, осталось желтым. Кругом сухая степная трава, редкие деревья, дует сильный ветер.
Но степь продолжает гореть. За день до приезда Путина два новых очага были зафиксированы в Боградском районе республики. Причиной вновь называли палы травы.
Неудивительно, что с оценкой ущерба выходит путаница. На десятый день после самых масштабных пожаров, казалось, ни одно из ведомств не владеет точной информацией о числе погибших и пострадавших. Неясно, сколько домов сгорело полностью, сколько — частично. Погибших домашних животных и вовсе никто не брался подсчитать.
Первое, что потребовал Путин, — не затягивать с определением ущерба и выплатой компенсаций пострадавшим жителям. Прилетев в Абакан, он сначала отправился в пункт временного размещения лиц, лишившихся крова. Это в местном госпитале МВД. Там был и глава Хакасии Виктор Зимин. «Думаю, дня за три мы выдадим 90 процентов всем, кто у нас уже гарантировано имеет право на компенсации», — поспешил он заверить президента.
К этому времени около полутора тысяч пострадавших получили компенсацию по 10, 50 и 100 тысяч рублей. Трем семьям погибших выплатили единовременную помощь по миллиону рублей. Правительство выделило первые средства — 680 миллионов. «Потребуется гораздо больше ресурсов, — сказал Путин. — Нужно как можно быстрее все подсчитать».
Утраченные в пожарах документы он потребовал восстановить без бюрократической волокиты: «А то будут гонять из одного учреждения в другое». Глава Хакасии сохранял оптимизм: все, пострадавшие в пожарах, находятся в хороших условиях. «Кормим, поим, одеваем. Спасибо всей стране!», — поблагодарил он.
На встрече с Путиным в пункте временного размещения присутствовали около 20 человек. В основном женщины. И удивительное дело, они не столько искали виноватых, сколько хотели защитить невиновных. За чаепитием вопрос о расследованиях поднимался не раз. Сначала одна из женщин встала на защиту начальника местной пожарной охраны, которого задержали за халатность. А он, по ее мнению, и не мог бы справиться со стихией. Ну не в человеческих силах это было!
«Надо смотреть и насчет тех, кто занимался противопожарными мероприятиями, что они сделали, что они не сделали. Просто так никого не будут привлекать к ответственности, но если кто-то в чем-то виноват, пусть отвечает», — подчеркнул глава государства.
И еще одна женщина заступилась за местные власти. Кого-то из чиновников, по ее мнению, совершенно напрасно вызывают на допросы.
«Вы не переживайте за начальников», — успокоил ее Путин. И предположил, что это глава республики Виктор Зимин порекомендовал задавать такие вопросы.
«Я ничего не знал», — поспешил заверить президента руководитель Хакасии.
Впрочем, сам Зимин вскоре тоже поднимет эту тему на совещании с президентом.
Но до того как отправиться в дом правительства, Путин встретился с жительницей села Вершино-Биджа Надеждой Макаровой. Той самой, которая во время прямой линии в слезах обращалась к нему с просьбой о помощи. Она и сейчас в состоянии сильнейшего потрясения. Огонь в их деревню пришел стремительно. «Когда увидели, все заполыхало. Через 30 минут все дома горели», — жаловалась Макарова. Но добавила все-таки, что люди потихоньку отходят от трагедии.
«Ну, все будет хорошо! Не переживайте», — приободрил ее президент.
На совещании, наконец, озвучили данные о потерях: 34 погибших, 6600 пострадавших, четверо в наиболее тяжелом состоянии доставлены в Москву. 1423 дома полностью сгорели. Количество погибших животных — 10,5 тысяч голов.
«Прошу понять меня правильно, не с целью защиты мундира, — глава Хакасии заговорил громче. - Такого у нас еще не было! В Хакасии работы по безопасности на особом контроле».
Дальше он перечислял, как много сделано за последние пять лет. И казалось, сейчас скажет, кто же виноват в пожарах, как так произошло. Но виновата «погодная аномалия», «никто бы не справился и не остановил пятиметровую стену огня». «Все с честью боролись. Но это была стихия, с которой невозможно было бороться. Я знаю ваше мнение, ваши принципы: виновные должны быть найдены. Но только не крайние! Только бы не крайних нашли!», — уже почти умолял Путина Зимин.
Путин молчал. И до конца совещания не проронил ни слова ни о крайних, ни о виноватых. Зато сказал, что через полтора-два месяца снова приедет в Хакасию проверить ход работы по восстановлению жилья.
«Посмотрим, как она будет идти», — предупредил он на прощание.