Резонансное заявление Рамзана Кадырова о приказе чеченским силовикам открывать огонь по представителям правоохранительных органов других субъектов Федерации, проводящих спецоперации на территории Чечни без согласования с местными органами власти, вызвало бурную реакцию. Многие наблюдатели вспомнили о временах чеченского сепаратизма 20-летней давности, обвинив руководство республики в требовании особого статуса.
Кто что сказал?
В четверг, 23 апреля, СМИ и социальные сети распространили видео с выступлением главы Чечни Рамзана Кадырова на специальном совещании в прошедший понедельник — сюжет, показанный телекомпанией Грозный-ТВ. Кадыров, в частности, сказал: «Я официально заявляю, что если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения — москвич или ставропольчанин, — открыть огонь на поражение. С нами должны считаться. Мы не имеем права элементарно выезжать на территорию Ингушетии и проводить против экстремистов и террористов мероприятия. Если вы хозяева своей территории, то должны контролировать. Приехали в масках-касках — значит, они преступники. Хватит. Нас унижали, оскорбляли. Мы не для этого принимали конституцию, чтобы нас убивали».
События, послужившие поводом к резким высказываниям главы северо-кавказской республики, произошли в воскресенье, 19 апреля. По данным пресс-службы Чечни, спецоперация по задержанию некоего Джамбулата Дадаева проводилась в Ленинском районе Грозного сотрудниками Ставропольского УВД и ВОГОиП (Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений) из Ханкалы, при этом республиканское МВД об операции не оповестили. Житель Ставропольского края Дадаев находился в федеральном розыске по подозрению в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. При попытке задержания он попробовал протаранить полицейский автомобиль и открыл стрельбу по силовикам. Ответными выстрелами Дадаев был смертельно ранен и скончался на месте.
Сам Кадыров, заметим, сообщил о произошедшем (не приводя, впрочем, цитаты из собственной речи) в своем Instagram в понедельник, сразу после скандального совещания: «…Выяснилось, что у сотрудников Ставропольского УВД и ВОГОиП не было законных оснований для проведения операции. Грубым нарушением является и то, что МВД по ЧР не было поставлено в известность. Есть и другие серьезные нарушения, которые в интересах следствия не могут быть озвучены. Я потребовал провести тщательное расследование всех обстоятельств случившегося и вынести предусмотренное законом решение».
В силу специфики Чечни слова Кадырова получили поддержку местного населения. Вот характерные комментарии к вышеуказанной записи: «Рамзан, мы потеряли человека которых в наше время оч мало, он был мужественным храбрым умным и религиозным человеком, в Ставрополе его все любили и уважали Русские Армяни Черкессы Карачаевцы и т.д прошу тебя ради Аллаха накажи всех как надо», «Надо дать им понять, что в Чечне кем бы они не были они будут соблюдать наши законы!!!»
Вечером 22 апреля в Instagram главы Чечни появляется еще одна запись: «Дорогие друзья! Инцидент в Ленинском районе Грозного получил широкий общественный резонанс. Сегодня в Чечню приехал начальник ГУ МВД РФ по СКФО Сергей Ченчик. Мы подробно обсудили происшествие. Сергей Михайлович сообщил, что вопрос находится на личном контроле, проводится тщательное расследование, выясняются все обстоятельства, виновные понесут наказание…».
Любопытно, что в данном случае (уже через три дня после инцидента) появляются и комментарии, оправдывающие действия силовиков: «ага, опергруппа от нечего делать решила прокатиться в чечню и застрелить кого нибудь. Почему чеченцы не зная деталей начинают всегда своих выгораживать? с таким отношением остальная Россия никогда вас не будет воспринимать частью страны». Но большая часть по-прежнему всецело поддерживает Кадырова: «Люди успокоитесь, Если Рамзан Ахматович взял на себя разбирательства, то нет на этом сомнения, они понесут самые жесткие наказания плоть до гроба! Наш лидер самый лучший и мы его команда нохчий! И не надо обвинять всех русских, среди русских есть нормальные ребята и наши друзья, мы должны знать это! Если чеченец в метро танцевал это не значит что мы все танцоры!»
Нынешняя позиция Кадырова интересна, помимо прочего, еще и тем, что ранее чеченские силовики не особо обращали внимания на административные границы между субъектами Российской Федерации. К примеру, в августе 2012 года чеченцы, не известив руководство соседней Ингушетии, провели на ее территории операцию по уничтожению боевиков в селе Галашки. Рамзан Кадыров тогда заявил: «Если Евкуров там не наводит порядок, мы его наведем, тем более особой его заинтересованности в таком порядке и не чувствуется». Более того, он заметил: «Если Евкуров не желает сплоченности, братских отношений, то для нас эти принципы являются святыми, и поэтому мы определим границы и проведем их там, где исторически и по законам РФ они должны быть». Иными словами, позиция Кадырова трехлетней давности прямо противоположна нынешней, — если сейчас он практически жалуется на то, что не имеет возможности выезжать на территорию Ингушетии, то тогда это проблемой не считалось.
Кремль на слова Кадырова пока отреагировал осторожно. «Мне, к сожалению, неизвестно об этом заявлении, поэтому я ничего не могу сказать, я первый раз от вас слышу», — заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, пообещав в ближайшее время ознакомиться с высказываниями Кадырова. Председатель комиссии по безопасности Общественной Палаты России Антон Цветков поддержал Кадырова, но призвал его следовать закону, сообщает радиостанция «Говорит Москва». «С одной стороны, я понимаю напряженность руководства Чеченской республики и те условия, в которых они живут и работают. Действительно, угроза терроризма, с которой они достаточно часто сталкиваются, и то, что террористы могут использовать элемент маскировки под соседний регион какой-нибудь», — сказал Цветков.
В поддержку главы Чечни высказался и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. «Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать обсуждение другого человека. Но если вы хотите знать мою собственную позицию по этому поводу, я уверен, что все это додумано. Мне кажется, это неверная интерпретация, — сказал Владимиров на пресс-конференции в четверг, 23 апреля. — Вырвать из контекста можно все что угодно».
Владимиров сообщил, что знает обо всех спецоперациях, проводящихся на территории Ставропольского края, так как обеспечивает необходимые ресурсы для их проведения. Препятствовать работе органов в таких случаях нельзя, так как эти действия правомерны, отметил Владимиров.
Цена упорядоченности
В настоящее время в России отсутствует документ, который устанавливал бы единый порядок действий органов МВД одного субъекта федерации на территории другого субъекта. Как отметил в разговоре с корреспондентом «Ленты.ру» высокопоставленный сотрудник ведомства, подобные операции регулируются каждый раз отдельными документами — приказами и боевыми распоряжениями. В случае с Северным Кавказом правом отдать распоряжение органам одного субъекта федерации провести боевую операцию на территории другого субъекта мог начальник главного управления МВД по СКФО, наделенный правами заместителя министра.
В общем же случае деятельность сотрудников МВД регулируется рядом федеральных законов — в частности, «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом и другими актами, ни один из которых, однако, не устанавливает единый порядок взаимодействия правоохранительных структур разных регионов. В случае с Чечней имеется также отдельно установленный порядок согласования действий спецслужб в данном регионе, принятый после второй чеченской кампании, но силы закона он не имеет.
Учитывая взрывоопасность ситуации как на Северном Кавказе, так и в других субъектах федерации, где тоже бывали инциденты, связанные в том числе с работой чеченских силовых структур, избежать подобных эпизодов можно только установив единый порядок взаимодействия правоохранительных органов в случае необходимости проведения операций на территории иных субъектов федерации. Причем, учитывая специфику силового блока, работой которого руководит лично президент России, такой порядок должен быть введен в действие федеральным законом. Разработка закона, который исключит повторение подобного рода эксцессов, — в интересах не только правоохранительных органов, но и государства в целом.