Каждый ценитель промышленной архитектуры, если он хоть немного знает Петербург за пределами стандартной обзорной экскурсии по городу, наверняка уже оценил обилие и разнообразие зданий, из которых могут получиться просто-таки идеальные лофты. Но почему-то пока этого почти не происходит: заявленных жилых лофт-проектов единицы, реализованных — и того меньше. При этом лофт-стиль не остановить: он «просачивается» в северную столицу, минуя новые проекты.
Русская Wikipedia очень точно и кратко формулирует происхождение слова и историю зарождения стиля:
«Направление «лофт» (англ. loft – «чердак») зародилось в 1940-х годах XX века в индустриальных кварталах Нью-Йорка. Скачок цен на землю в центре города вынудил владельцев промышленных предприятий вывести производство на окраины. Опустевшие фабричные здания встретили интерес со стороны богемы, привлеченной как характеристиками помещений (высокие потолки, хорошее освещение), так и низкими арендными ставками. Лофты оказались на пике моды к 1950-м годам, именно здесь сосредотачивалась артистическая жизнь Нью-Йорка. Вскоре за оригинальным жильем закрепился статус элитного. Снимать большие площади в историческом центре, в зданиях, уже близких к тому, чтобы получить статус памятника архитектуры, художникам становилось не по карману, и их место заняли успешные адвокаты и финансисты».
Подобную тенденцию мы наблюдаем в последние годы и в Москве — за тем исключением, что пристанищами бедных художников жилые лофт-кварталы все же не становятся. Впрочем, в реорганизованных промзонах тут и там возникают арт-кварталы — офисы, шоу-румы, конференц-помещения для представителей креативных профессий. Правда, жилье дневным обитателям этих кварталов все же приходится искать за пределами креативных кластеров: слишком дорого.
В черте же Санкт-Петербурга можно встретить множество зданий индустриальной архитектуры, но в лофты они не превращаются. «Большинство из них являются предметом охраны КГИОП, — поясняет Сергей Федоров, генеральный директор агентства “Терра Инкогнита”. — До сих пор единицы переделывали под офисы. При снижении спроса в офисном сегменте логично предположить преобразование таких зданий в формат жилого лофта. Его преимущества очевидны — высокие потолки, большие окна и, казалось бы, цена должна быть относительно невысокой для “промышленной” локации, но на практике — реконструировать старое индустриальное здание под жилье дороже, чем строить новое». Поэтому этого практически никто и не делает.
В петербургские лофты можно превратить складские и производственные помещения на проспекте Обуховской обороны, Октябрьской, Арсенальной и Синопской набережных, в районах порта на Васильевском острове. Но наличие подходящих объектов не означает реальную возможность их трансформации в жилые помещения, рассуждает Саша Лукич, главный архитектор и управляющий партнер проектного бюро Portner Architects: «Во-первых, большинство из этих объектов расположено в малопривлекательных локациях — покупателей не заинтересует жилье в районе с неблагоприятной экологией или с неразвитой транспортной системой. Во-вторых, это очень дорогие проекты для девелопера, которому нужно не просто реконструировать одиночный объект, но и позаботиться о его окружении и инфраструктуре. В-третьих, перевод здания в сегмент жилой недвижимости требует соблюдения строгих нормативов и предписаний, многие их которых, например, показатели инсоляции, крайне трудно обеспечить, так как здания строились по другим стандартам и для других целей».
«Настоящих жилых лофт-объектов в Петербурге практически не существует. На первичном рынке есть проект Jensen Group в Сестрорецке, есть также несколько проектов в разработке. Но пока ни один девелопер смело такой проект не реализовал, делится сведениями Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости компании Colliers International в Санкт-Петербурге. — На вторичном рынке есть несколько примеров успешной стилизации — в основном, в старом фонде. Такие предложения есть и на рынке продажи, и на рынке аренды. Кстати, они пользуются огромной популярностью среди иностранцев, которые очень чувствительны к этой стилистике, к историческому флеру помещения». Ну а пока «Петровский Арсенал» Jensen Group уже почти десятилетие все не выходит на стройплощадку, единственным петербургским лофт-проектом в стадии строительства остается Docklands «Балтийского монолита». Многофункциональный комплекс бизнес-класса на месте бывшего грузового дока речного порта на острове Декабристов в Василеостровском районе сейчас на стадии завершения устройства фундаментной плиты и стен цокольного этажа. Помимо двух бизнес-центров и гостиницы здесь строят три 11-этажных корпуса апартаментов, а целиком проект представляют как «лофт-квартал».
«Идея родилась от места — это территория старого речного порта. Мы долго думали и решили построить на его месте петербургский аналог London Docklands — района в Лондоне, появившегося в 90-х на месте портовых доков Темзы. Стилизованные районы c этим же именем построены в местах портовых гаваней австралийского Мельбурна и голландского Роттердама», — рассказывает Екатерина Запорожченко, директор по продажам УК Docklands. Проект на продолжении набережной Адмирала Макарова довольно удобно расположен, так как строительство моста через остров Серный, как и участка набережной до Адмиральского проезда начнется в третьем квартале этого года, а со строящегося Западного скоростного диаметра запланирован съезд на саму набережную. Промышленная застройка северной части острова Декабристов, пусть и остается пока в запущенном состоянии, вполне отвечает самому стилю лофт-квартала, к тому же она отделена от проекта. Апартаменты здесь продают от 100 тысяч рублей за метр, помещения нарезаны от 30-метровых до 100-метровых, а купить их можно либо с предчистовой отделкой, либо с полной — в дизайне от британского бюро Andrew Martin.
И, строго говоря, пока предложение классических лофт-проектов в Петербурге ограничивается вот этим единственным. Популярность же промышленной архитектуры именно в качестве статусного места проживания продолжает расти.
«С точки зрения дизайна, стиль лофт входит в нашу реальность (так же, как и стиль шебби-шик). Это демократичные интерьеры, которым придается определенный лоск за счет использования различных элементов. Но лофтов в полном смысле слова в Петербурге пока нет, — рассказывает Елизавета Конвей. — Есть отдельные примеры, где используются элементы этой стилистики, то есть любые индустриальные элементы — кирпич, открытые индустриальные конструкции, наливной пол, минимум декоративной отделки стен и потолка, историческая расстекловка окон».
Как родные смотрятся в лофте разного рода арт-объекты, особенно если это предметы современного искусства, начиная с середины прошлого века — московские «кейсы» это хорошо иллюстрируют.
Не будем забывать, что лофты начались с «Фабрики» Энди Уорхола, самого влиятельного художника и арт-деятеля последнего столетия, прежде чем превратиться в элитное жилье. Сам период зарождения популярности лофтов совпадает с формированием современной элиты, точно охарактеризрованной Девидом Бруксом в его книге «Бобо в раю» как «богемная буржуазия».
Иными словами, будь вы хоть законченным буржуа, теперь нужно держать богемную марку. Лофт, стиль жилья с его принципами естественности возникновения, демократичности, избранности и открытости новому, выражает ценности этого социального класса. Пока миром правят дети хиппи с дипломами лучших вузов мира, стиль лофт будет востребован, а значит — останется инвестиционно привлекательным.
А пока новых проектов практически нет, стиль лофт востребован на вторичном рынке, что уже сказывается на цене оформленных в этом стиле объектов. «Квартир в стиле "лофт" в Петербурге не так много, и на продажу они выставляются нечасто. Цена оказывается существенно выше обычной квартиры, но что касается ликвидности, работает правило для любого эксклюзива: либо жилье быстро находит своего покупателя, либо оно стоит в листинге годами», — рассказывает Владимир Гаврильчук, генеральный директор АН «Адвекс».
Среди тех, кто по различным причинам предпочитает снимать жилье, а не покупать, стиль «лофт» также набирает популярность. Соответственно, и стравки поднимаются по сравнению с другими квартирами сопоставимого качества. «Есть люди — как правило, высокооплачиваемые специалисты или молодые дети состоятельных родителей, — которые ищут жилье именно в стиле “лофт”, и они готовы за этот стиль платить, — объясняет заместитель генерального директора агентства АРИН Владимир Спарак. — В среднем “доплата” составляет 50-70 процентов по сравнению со стандартным вариантом». Звучит впечатляюще, особенно на кризисном рынке. Но даже если рост окажется скромнее, это повод для питерских рантье задуматься о «редизайне» подходящих по своим характеристикам квартир, и о придании им легкого промышленного шарма.