Новости партнеров

«Хочется, чтобы в 2017 году вот так не было»

Козловский, Хаматова, Церетели — о новом фильме Алексея Германа «Под электрическими облаками»

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

Вчера в Москве состоялась премьера нового фильма Алексея Германа «Под электрическими облаками», экзистенциальной панорамы России 2017 года в семи главах — с недостроенным (причем на месте музея) небоскребом, Чулпан Хаматовой в роли подростка-наркомана и картинами печального падения русского мира. О впечатлениях от фильма «Ленте.ру» рассказали гости первого отечественного показа картины.

Данила Козловский, актер:

Алексей Алексеевич Герман раньше всегда оглядывался в прошлое, далекое и не очень. Вернее, отступал назад, чтобы оттуда внимательно изучать настоящее. «Под электрическими облаками» — абсолютно новый и для него, и для нас опыт. Захватывающее и головокружительно красивое кинематографическое приключение. Герман здесь впервые не отступает в прошлое, а, наоборот — заглядывает в наше общее будущее, совсем близкое. Делает это с прежней целью и оставаясь собой.

Антонио Джеуза, куратор выставки «Сейчас 2017» в ММОМА:

Это настоящий поиск новой визуальности. Здесь очень тонкая работа с изображением, каждый кадр — движущаяся картина. Это сильная и непростая картина, которая вызывает очень сильные эмоции. Я не удивлен, что она делалась так долго: на самом деле пять лет для нее — даже мало. Я работаю над выставкой «Сейчас 2017» вместе с Еленой Окопной, поэтому я уже видел фильм на маленьком экране, но увидеть его в кинотеатре — совершенно другие ощущения. Для меня лично самый сильный эпизод фильма — история о музее. Это новелла о моральных качествах людей, которые пытаются сохранить искусство, сохранить прошлое. Для меня как для человека искусства это очень важно.

Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства:

Безусловно, этот фильм нужно посмотреть всем. Посмотреть, прочувствовать. Это очень глубокая картина, большое произведение искусства, которое затрагивает все — и эмоции, и чувства. В фильме объединяются современное искусство и классическое, — гениальная картина, на мой взгляд. Истории людей, персонажи, вообще вся драматургия. Поэтому надо погрузиться — найти время, сесть и посмотреть фильм, особенно в кинотеатре. Все актеры от первого до последнего эпизода сыграли потрясающе, каждый персонаж — больше чем просто персонаж.

Тихон Дзядко, заместитель главного редактора телеканала «Дождь»:

Сейчас, сразу после просмотра, эмоций не очень много — скорее, состояние легкого шока. Потому что от картины остается ощущение чудовищного опустошения. С другой стороны, с освобождением в конце. Хотя понятно, что это освобождение иллюзорное. Очень хочется, чтобы в 2017 году вот так не было, чтобы не было так и сейчас. Хотя настроение, впечатление и атмосфера — какого-то разложения и непонимания. Наверное, неслучайно, что первая новелла про язык, на котором никто не может говорить, отражает сегодняшнюю ситуацию. Поэтому мои эмоции — это, с одной стороны, шок и трепет, и какое-то удивление от силы картины, с другой стороны — мне очень понравилось.

Чулпан Хаматова, актриса:

Это такое актерское счастье — как бы кто ни относился ко мне как к актрисе, к Леше как к режиссеру, к фильмам нашим — это счастье, потому что Алексей дает возможность пробовать себя постоянно в разных качествах. И то, что он уже в четвертый раз меня приглашает в это рискованное, безумное мероприятие под названием «фильм Германа», для меня просто профессиональный глоток воздуха. Потому что я понимаю, что вместе с ним можно копаться, искать, сомневаться, падать, подниматься, снова падать, опять подниматься, спотыкаться, двигаться дальше — что и есть в моем личном понимании моя профессия, профессия актрисы: поиск и нахождение или ненахождение, но самое главное — поиск каких-то смыслов. Я очень его люблю.

Алиса Хазанова, актриса:

Фильм придется долго переваривать, он многоуровневый, непростой... Я очень удивилась тому, как по-разному можно рассказывать о современности, и это часто пытаются сделать в соответствии с последними технологиями, вставляя какое-то количество гаджетов немыслимое и вообще всячески давая понять, что это «современно-современно, про сегодняшнюю жизнь». А тут удивительным образом не было никакого отхождения от авторского языка, от того, как Герман кино снимает, и это очень современно и своевременно. Думаю, многие вещи, которые прозвучали в фильме, будут позже цитироваться. Не знаю, насколько сознательно все получилось так актуально, но оно получилось. Мне очень понравился эпизод в музее, он не мог не понравиться, потому что это такая квинтэссенция всего, что происходит. Достаточно лаконично и здорово сформулировано. Меня действительно поразила работа Чулпан. Это так здорово, что человек находит в себе совершенно неизведанный ресурс: человек, которого мы так много видели и знаем, и тут вдруг такое новое проявление — это очень здорово.