Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram

Картинки недели: бегемот и избитая властями иранская художница

Самые яркие новости мира искусства в картинках

Бегемот авторства дуэта Аллоры и Кальсадильи в центре Афин
Фото: NEON Terrapolis

Из миллионов изображений, которые ежедневно производятся на планете Земля, «Лента.ру» совместно с порталом «Артгид» отбирает самые любопытные. Может быть, некоторым из них повезет войти в культурный багаж человечества. Никто пока не знает, что это будет: бегемот-гигант, избитая иранским правительством художница-карикатуристка, ковер из человеческих пальцев или бабушки-граффитистки. Самые занятные картинки недели — в подборке «Ленты.ру».

Бегемот авторства дуэта Аллоры и Кальсадильи в центре Афин — часть проекта Terrapolis под кураторством Ивоны Блазвик, директора лондонской галереи Whitechapel. В проекте также участвуют скульптуры и объекты Сары Лукас, Ричарда Лонга, Яёи Кусамы и современных греческих художников: ради взаимодействия греческой и мировой арт-сцен проект и был задуман.

Неугомонная японка Яёи Кусама открыла в галерее Давида Цвирнера в Нью-Йорке новую версию своей инсталляции 2002 года The Obliteration Room («Комната забвения»). Это стандартный американский семейный дом с кухней и спальней, где все покрыто кусамовскими фирменными цветными горошками. Кроме горошков, никакого цвета в инсталляции нет, — интерьер «дома» полностью белый и служит лишь чистым холстом для художницы.

Неизвестные забаррикадировали кирпичами входы в Музей современного искусства и Музей архитектуры в Базеле. Ну, как неизвестные: художественная группа Atopie уже выложила фото с акции у себя в Facebook с подписью, гласящей, что это их рук дело. Незадолго до этого Atopie пыталась сделать выставку в заброшенном здании в центре Базеля, но полиция художников разогнала, и теперь главным городским институциям предъявлен вот такой ответ — он же протест против консюмеризма и коммерциализации искусства: мол, живому современному искусству к вам, бонзы арт-мира, вход заказан. Несмотря на то что музейные сотрудники не смогли во вторник попасть на работу, музеи не стали предъявлять художникам-хулиганам претензии.

Эту картинку, неприятно изображающую членов иранского парламента в виде козлов и обезьян, нарисовала 28-летняя художница-карикатуристка Атена Фархадани. Ее возмутил законопроект о жестком ограничении контрацепции в стране, предложенный к рассмотрению иранским парламентом в 2014 году. А теперь — внимание. За картинку девушка была арестована, посажена в тюрьму, где ее пытали (избивали, подвергали девятичасовым допросам), в декабре ненадолго освободили, — она заявила онлайн, что ее пытали, — посадили снова, и в ближайшее время она предстанет перед судом в Тегеране. Грозит ей «двушечка» в тюрьме плюс наказание плетью. За картинку. Где-то мы это уже видели.

Голландец Гюрт Сваненберг переосмысливает тему vanitas в современном ключе. (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие» — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп). Он расписывает черепа, кости и скелеты логотипами торговых марок, магазинов и рекламных агентств. Эти жутковатые объекты, говорит Сваненберг, отражают смерть нашего независимого общества, павшего жертвой массового консюмеризма.

В Карине, Австралия, открылась выставка Фионы Робертс Intimate Vestiges. Робертс исследует подсознательную изнанку повседневности: на занавесках в обычной комнате у нее открываются десятки глаз, ковер прорастает человеческими пальцами, подушки целуются, ножки стульев превращаются в ноги, а узоры на обоях неожиданно складываются в нечто патологоанатомическое. Жутко и красиво.

Вы бунтарь, борец с системой? Хотите вырваться из нее, забить на деньги и жить в гармонии с природой? Для этого достаточно купить дом-экокапсулу, придуманный дизайнерским коллективом Nice Architects из Братиславы. Домик, внутри которого есть спальное место, кухонька и санузел, полностью автономен. Энергию получает от солнечных батарей и ветряка, воду собирает дождевую, да к тому же и по дизайну неплох. По словам разработчиков, он обеспечивает хозяину автономную жизнь на период до года.

В Сиднее открылся фестиваль света Vivid Sydney. Световые работы всегда очень зрелищны, а тут весь город превратился в тотальную световую инсталляцию. Многие работы посвящены истории города и страны, как, например, это восьмиминутное световое шоу, сделанное коллективом Spinfex Group для здания исторической таможни. В нем участвуют только изображения жуков и бабочек, зверей и птиц, но все они символизируют этапы истории покорения Австралии, и сиднейцы легко считывают символику.

Граффити еще недавно считались уделом хулиганистых подростков, ан глядь — они уже почтенный вид искусства. В Лиссабоне, например, организация LATA65 занимается популяризацией граффити среди граждан пожилого возраста. С 2012 года LATA65 раздает пожилым краски в баллончиках, респираторы, трафареты, учит рисовать на стенах и тем самым подвигает бабушек и дедушек к активной жизни, а также дает им возможность оживить городские кварталы.

Мы все любим искусство и художников, а как лучше выразить любовь, как не захотеть взять объект любви с собой в повседневную жизнь? Лоренцо Кастеллини так и делает. В проекте Art Lies он действительно помещает знаковые образы из истории искусства — от ренессансных Данай и Венер до модернистских персонажей — в современную среду: на улицы, в кафе, в домашние интерьеры. Никакого фотошопа, все вручную: вырезает, приносит и фотографирует.

Культура00:0216 октября
Спектакль «Далеко отсюда» театра LiquidTheatre

Как большие

Эти российские театры делают вид, что они современны и независимы. Почему это не так?
Культура00:0114 октября

Галактика в опасности

Этот российский фильм 6 лет снимают на бюджетные деньги. Он стоит миллиард и не окупится