Катастрофическое наводнение в Сочи, унесшее жизнь как минимум одного человека, скорее всего, станет причиной масштабной проверки объектов, построенных к Олимпиаде-2014 и не выдержавших испытания стихией. И.о. губернатора края Вениамин Кондратьев готов разбираться с этим щекотливым вопросом самым решительным образом.
«Река Херота вышла из берегов» — фраза, призванная объяснять все на следующий день после наводнения в Сочи. Водная артерия с ударением на второй слог, обычно напоминающая средних размеров ручей, после выпавших в четверг ста миллиметров дождя — более 80 процентов месячной нормы, как в Курске на минувшей неделе, — затопила низины. Среди них — новенький вокзал в Адлере (две тысячи пассажиров несколько часов были блокированы стихией) и не менее модерновый аэропорт в том же Адлерском районе.
Адлерский и Хостинский — два наиболее пострадавших района Большого Сочи. Хотя сейчас, через неполные сутки, об этом едва ли скажешь. Зона прилета, где накануне стояли по щиколотку в воде, отдраена и высушена, поломанные деревья и заборы снесены, оранжевые колонны спецтехники выстроены на обочине вдоль береговой линии — на всякий пожарный, а утонувшие машины в целом эвакуированы. Впрочем, эвакуаторы до сих пор везут на себе вроде бы чистые иномарки, у которых что-то все время стекает с брызговиков. Приглядевшись, можно увидеть и воду, плещущуюся за стеклом фар. После просушки эти машины, скорее всего, окажутся по ту сторону госграницы — в Абхазии, где еще в едином СССР привыкли иметь дело со своеобычными авто. Либо пострадавшие от наводнения машины поедут в сторону авторынков более холодных районов России — туда, где их не знают.
От администрации Сочи отходит очередной автобус с волонтерами. Последние партии — более ста человек — едут либо на улицу Гастелло в районе Чайсовхоз, где разрушения весьма серьезны, либо в поселок Мирный, откуда вода еще окончательно не сошла. «Очень много людей, — подтверждают в городском управлении молодежной политики, которое занялось организацией добровольцев любого возраста. — Мужчины воду везут, женщины вызываются посидеть с подтопленцами, с детьми, покараулить вещи эвакуированных. Наши коллеги из администрации тоже едут, из всех отделов и департаментов».
Спасатели в Адлерском и Хостинском районе, безусловно, работают, но их пока десятки. И главное, что заботит горожан, — чтобы не появился новый повод вводить усиленную группировку МЧС: о смерчах, которые вроде не предусмотрены прогнозом гидрометцентра, в Сочи говорят как о грядущей реальности ближайших дней.
Эффект, подобный стихии, должно было произвести на местное чиновничество появление на месте бедствия Вениамина Кондратьева, исполняющего обязанности главы Краснодарского края. Публичные разносы из серии «где вы есть и где вы должны быть» в адрес коммунальщиков и полицейского начальства стали сетевыми хитами среди горожан. По словам краевых функционеров, в Сочи сейчас работает полтора десятка комиссий — и это без учета вопроса о компенсациях (полная потеря имущества —100 тысяч рублей, частичная — 50 тысяч; уточнений пока нет, обход начинается на выходных). Сейчас основная цель — вернуть электричество, газ, коммуникации в пострадавшие районы; этим и занимаются. Срок — вечер пятницы.
А вот дальше начнется самое интересное, уже обещанное Кондратьевым. Газета «Коммерсантъ» приводит слова и.о. губернатора, сказанные им на одном из совещаний: «Где деньги, вложенные в этот современный город? Мы будем разбираться, кто их вложил либо не вложил». Сочинское наводнение стало, пожалуй, первым серьезным испытанием для Кондратьева, в конце апреля сменившего прежнего главу края Александра Ткачева. В сентябре у и.о. — выборы, поэтому если не на уровне подрядчиков Сочи-2014, то среди сочинского правящего класса ожидаются значительные перемены. Жители, кажется, не против — и в буквальном смысле готовят списки. «В связи с крайними, но, боюсь, не последними событиями опять возникают вопросы о том, кто должен заниматься обслуживанием, аварийной прочисткой и содержанием ливневой и хозбытовой канализации в городе Сочи, — пишут на сетевом ресурсе BlogSochi, где активны и горожане, и муниципальные деятели. — По определению это ООО "Сочиводоканал" и МУП "Водосток". Но что делать, если они с этой работой не справляются?»
Похоже, аудит новых коммуникаций Сочи в ближайшее время неизбежен и принесет много сюрпризов. Или, что то же самое, ничего удивительного не принесет. Как минимум за виды затопленного олимпийского аэропорта, отстроенного по последнему слову техники — как оказалось, не дренажной, — кто-то должен будет пострадать. И не один.
Снесенная с пляжей полоса продуктов стихии — глина, ил, песок — меняет цвет Черного моря до полукилометра к горизонту. Купающихся меньше, но не настолько, насколько можно было ожидать. Отпуск по расписанию, несмотря ни на что: уже вечером в четверг на Адлер пошли пассажирские борты из столицы. Отказавшихся — единицы, их места занимают счастливцы по линии горящих путевок. В курортном аспекте здесь все было, есть и будет штатно.
Сочи