Мужские иглы

Как обновить деловой гардероб в преддверии нового сезона

Фото: пресс-служба Suisupply

Лето, а вместе с ним и пора отпусков заканчиваются, не за горами новый деловой сезон, и самое время подумать об обновлении осеннего гардероба. Все идет к тому, что сильной половине человечества рано или поздно придется шить одежду только на заказ. «Лента.ру» заранее разобралась в тонкостях услуг по индивидуальному пошиву.

Если в начале нулевых от костюма серьезного человека требовался только правильный логотип на ярлычке, а в девяностые годы пиджак мог быть просто малиновым, то сейчас уже неприлично подходить к формированию собственного гардероба спустя рукава. Причем выбор теперь не столько между пиджаком Armani и пиджаком Hugo Boss, сколько между разными направлениями индивидуального пошива — bespoke и su misura (или made-to-measure — MTM). Разбираемся, что здесь к чему.

Bespoke vs. Su misura

В мастерских bespoke вещи изготавливают персонально под заказчика, с учетом всех его анатомических особенностей, а не только роста и стандартных объемов (шеи, груди, талии, бедер).

Su misura — это подгон лекал из стандартного набора: удлинение брюк, рукавов, углубление пройм. Кроме того, этот вид пошива предоставляет клиенту право выбора ткани, подклада, отделки, фурнитуры (пуговицы и другие застежки) и персонализации (например, монограмма на рубашке или внутреннем кармане пиджака). MTM предлагают практически все главные производители классической мужской одежды — Kiton, Ermenegildo Zegna, Brioni, Dolce & Gabbana, Tom Ford. Для них это способ проявить лояльность к клиентам и расширить аудиторию за счет состоятельных людей с нестандартными фигурами, способных заплатить за костюм сумму большую, нежели за модель из регулярной коллекции.

Bespoke-пошивом занимаются небольшие ателье-сартории, как правило, не выпускающие регулярных коллекций. Принято считать, что bespoke предназначен для людей с нестандартной фигурой, однако эксперты рынка с этим не согласны.

«Не бывает людей с нестандартной фигурой, — считает Дмитрий Дюбюк, директор по развитию московского бюро индпошива Club Bespoke. — Бывают плохие портные. А костюм bespoke призван не скрывать недостатки, но создавать правильный образ, комфортный для человека».

Итальянские портные, представители неаполитанской школы кроя (когда костюмы не только хорошо сидят, но и не стесняют движений), еще в середине прошлого века придумали так называемый «трамвайный тест»: человек в пиджаке, сшитом по мерке, поднимает руку, словно держится за поручень трамвая. Воротник и лацканы при этом не должны топорщиться.

В Италии сохранилось пять исторических сарторий, сохраняющих традиции пошива bespoke, — Cesare Attolini, d’Avenza, St. Andrews и хорошо у нас известные Brioni и Kiton. Но вообще bespoke-ателье значительно больше, некоторым из них меньше десяти лет — например, миланское SantErasmo Cinque, основанное портным Алессандро Леонарди, выпускником лондонского колледжа дизайна Central Saint Martins. Там, в частности, выполняются заказы московского Club Bespoke.

Как в Голливуде, только в Москве

В Москве несколько компаний предлагают пошив made-to-measure. Mercury, официальный российский представитель Ermenegildo Zegna, Tom Ford, Dolce & Gabbana и уже упомянутых Kiton и Brioni, два раза в год — в канун каждого сезона — предлагает своим клиентам MTM-сессии. Несколько дней в разных корнерах и бутиках покупатели, записавшиеся на встречу с портным, выбирают фасоны и модели будущих костюмов, пиджаков, рубашек и пальто. С клиентов снимают мерки, записывают пожелания.

Позже заказчиков приглашают на примерку, где происходит окончательная «доводка» костюма, который шьют в Италии. Его привозят в Москву без пуговиц и петель, брюки тоже подгоняют по росту на месте. Готовый заказ клиент получает спустя несколько недель после MTM-cессии. За su misura в Mercury уже много лет отвечает Франко Алькуати. По его мнению, главное — чтобы клиент определился с предпочтениями. «Есть поклонники одной марки, заказывающие у нее все, от пиджака в стиле casual до домашнего костюма, — говорит он. — Есть взыскательные клиенты, которые расспрашивают, у какой марки самые лучшие такседо, у какой — летние пиджаки неаполитанского кроя без подкладки, у какой — рубашки. Я обычно рекомендую заказывать вечерние костюмы у брендов с известной модной историей — Dolce & Gabbana, Tom Ford. В их смокингах появляются на красной дорожке голливудские звезды».

Цена костюмов MTM перечисленных выше марок складывается из стоимости ткани (как правило, это высококачественная шерсть, кашемир, викунья), оплаты труда портного (на некоторые модели пиджаков уходит до 30 часов ручной работы), логистических расходов и, конечно, наценки за бренд: костюм Kiton априори стоит дороже аналогичного костюма менее известной марки.

Индпошив круглый год

MTM в России занимаются и неитальянские бренды. Например, Icon Suit использует ткани итальянских и британских производителей — Loro Piana, Zegna, Holand & Sherry, Drapers и Thomas Mason.

Генеральный директор компании Дмитрий Мецаев заверяет, что все портные Icon Suit прошли полугодичное обучение со стажировками в Европе и виртуозно «сажают» мастер-модель на фигуру заказчика, проверяя посадку более чем в 70 точках тела.«В нашем бизнесе нет и не может быть случайных людей», — утверждает Дмитрий. MTM-пошив рубашки в Icon Suit занимает около четырех недель — с момента выбора мастер-модели и снятия мерок до получения заказа.

Большое преимущество брендов, специализирующихся на индивидуальном пошиве, — круглогодичный доступ к портным, не ограниченный несколькими днями «гастрольных» MTM-сессий. Этот подход исповедует, в частности, и компания Raschini. С апреля нынешнего года ее подразделение su misura возглавляет Марио Калдаролла, успевший поработать в нескольких итальянских модных домах.

Директор Raschini Сергей Викулин подчеркивает, что принципиальное отличие костюмов по мерке от готовой одежды не только в том, как они садятся по фигуре, но и в качестве работы и подборе ткани — например, для летних костюмов это сверхлегкая шерсть Cool Wool (200-240 г/м2), шерсть с шелком. «В Raschini особое внимание уделяют деталям — обработке петель, карманам, даже пуговицам, — комментирует Викулин. — Портные используют те же средства и приемы, что и сто лет назад». На исполнение заказа уходит полтора месяца.

Относительно демократичный вариант MTM-пошива предлагает компания Suitsupply, основная цель которой — переодеть в костюмы мужчин из среднего класса, привыкших к одежде casual. У бренда, базирующегося в Москве в хипстерском кластере на «Красном Октябре», достаточно широкая линейка относительно демократичных готовых костюмов. Тем же, кто хочет индивидуальности, предлагается заказать модель по цене ткани. Нужно выбрать материю из восьми десятков вариантов от Vitale Barberis Canonico, Subalpino, Guabello и др. и определиться с деталями (форма карманов, ткань подкладки, строчки, пуговицы). За работу портного денег в Suitsupply, как заверяют в компании, с клиента не берут. Заказ исполняют за 4-6 недель.

От шляпы до пижамы

Кроме костюма, на заказ по мерке можно сшить шляпу, кепку или галстук. Московский бренд «Инженер Гарин» предлагает аксессуарный bespoke. Как и в ателье по пошиву костюмов, с заказчика снимают мерку — окружность головы или шеи, затем предлагают варианты тканей, оговаривают детали (цвет подкладки в шляпе, цвет и материал отделочной ленты, форму и ширину бабочки или галстука).

«Ткани выбираются с учетом персонального цветотипа заказчика и его пожеланиями по расцветкам и орнаментам. Например, к свадьбам — когда новобрачные и гости одеваются в соответствии с брендбуком мероприятия, в котором указаны фирменные цвета. Материал заказчика не приветствуется, так как каждая ткань ведет себя в изделии непредсказуемо и добиться соответствия образцу сложно. В своих тканях мы уверены, поскольку шьем образцы и понимаем, какая из них годится на кепку или шляпу, а какая нет», — говорит Сергей Малыхин, основатель и дизайнер марки. Изготовление аксессуара требует около трех рабочих дней и обходится на 25-30% дороже готовой шляпы или галстука.

«Индпошив требует дополнительного времени на коррекцию существующего лекала или создание нового, плюс раскрой штучного изделия всегда отнимает больше времени, потому что тиражные мы кроим "слоями", то есть по четыре-шесть-восемь изделий за один проход», — поясняет Сергей Малыхин.

На заказ можно сшить и пижаму. Мужские пижамы made-to-measure предлагает российская марка IZBA rouge, недавно запустившая коллекцию для сильного пола IZBA homme. Как рассказал «Ленте.ру» представитель бренда, клиенту, желающему сшить пижаму по индивидуальному заказу, назначают встречу в бутике, где конструктор снимает мерки. Заказчик выбирает ткань из тех, что имеются в распоряжении марки. Пижама с пейслийским узором или в полоску будет готова через две-три недели.

Ценности00:0118 июля

Пора рожать

Младенцы зарабатывают для родителей миллионы. Звезды торопятся забеременеть