Пикассо и его женщины Отрывок из биографии художника, написанной его внуком

Портрет Ольги в кресле, 1917 год

Портрет Ольги в кресле, 1917 год. Изображение: Музей Пикассо, Париж

В конце августа в издательстве «КоЛибри» выйдет книга «Пикассо. Интимный портрет». Автор — Оливье Видмайер-Пикассо — внук художника. Когда Пикассо не стало, мальчику было 12 лет. Его воспоминания о деде и документальные разыскания легли в основу биографии, в которой Видмайер-Пикассо честно описывает сложный характер своего великого родственника и его любовные увлечения. «Лента.ру» публикует отрывок из книги, посвященный одной из возлюбленных художника — Мари-Терез Вальтер, бабке биографа.

Однажды субботним днем, 8 января 1927 года, Пабло сквозь витрину «Галери Лафайет» увидел девушку. Не сводя с нее глаз, он дожидался, когда она выйдет, и, дождавшись, с широкой улыбкой сказал ей: «Мадемуазель, у вас такое интересное лицо. Я хочу написать ваш портрет». И добавил: «Чувствую, что вместе мы создадим прекрасные вещи. Я Пикассо, — пояснил он, указав через стекло на большую книгу о нем не то на китайском, не то на японском. — Давайте встретимся. Приходите в понедельник в одиннадцать к станции метро „Сен-Лазар“».

Так Мари-Терез Вальтер, в будущем моя бабушка, встретила мужчину своей жизни. А для Пабло эта встреча стала вторым рождением. Мари-Терез понятия не имела, кто такой Пикассо, но отметила его великолепный черно-красный галстук (который она сохранит до конца жизни): «В прежние времена девушки газет не читали, и имя Пикассо мне ни о чем не говорило. Мне понравился его галстук. Ну и он сам тоже...»

В красном кожаном футляре от Herme`s Мари-Терез также хранила календарик за 1927 год, прядь волос Пабло и листок бумаги с наброском ее портрета. Как видно, 1927 год многое для нее значил.

На свидание она пришла. Странный господин уже был на месте. «Я пришла просто так... потому что у него была милая улыбка, — скажет она полвека спустя. — Он повел меня в кафе пообедать, потом в мастерскую, там он разглядывал меня, мой силуэт, мое лицо. Потом я собралась уходить. Он сказал: „Приходите завтра“. И потом это „завтра“ повторялось изо дня в день, а мама верила, что я хожу на работу».

Завязавшийся разговор не прерывался ни на день. Мой будущий дед предусмотрительно нанес визит к Мари-Терез в Мэзон-Альфор. Он быстро заручился одобрением Маргерит, матери Мари-Терез, успокоенной учтивостью этого господина. Мари-Терез будет просто приходить позировать в мастерскую на улице Ла-Боэси, это была «ничейная территория», куда никто никогда не заглядывал. Даже Ольга там не бывала. Пабло говорил Мари-Терез: «Я не позволяю себе глазеть по сторонам, но тут такой беспорядок...»

Сначала Пабло изображал ее в реалистической манере. Говорил, что она «спасла ему жизнь». Мари-Терез вряд ли понимала, о чем речь. Поскольку ей не было еще восемнадцати, Пабло приходилось тщательно скрывать их отношения, чтобы его не обвинили в совращении малолетних.

Лицо Мари-Терез в профиль, 1931

Лицо Мари-Терез в профиль, 1931

Иллюстрации из книги: «Пикассо. Интимный портрет»

Пабло все чаще отсутствовал и возвращался к супружескому очагу все позднее. Ольга (Ольга Хохлова, жена художника — прим. «Ленты.ру») ни о чем не спрашивала, ей было довольно слышать: «Ну, я пошел!» или «Добрый вечер». Раз он возвращается — стало быть, честь семьи не роняет. Тайное счастье общения с Мари-Терез позволяло моему деду выносить затворничество супружеской жизни. И он, и Ольга старательно избегали объяснений. Ольга все глубже погружалась в скорбь, Пабло — в безразличие. Тем временем он с упоением рисовал милую и нежную Мари-Терез.

Роскошные, но пока еще не названные рисунки, как, например, иллюстрации к «Неведомому шедевру», — это плод его новой любви, о чем Ольга совершенно не подозревала. Считать ли такое умолчание свидетельством его уважения к супруге? Трудно сказать. В Испании не признавали разводов, и Пабло как испанскому гражданину было не на что надеяться в этом плане.

Разве что на некое соглашение...

Пабло сплетал свои инициалы с инициалами Мари-Терез, как когда-то в отрочестве — с именем юной Анхелес, а позже Евы. Эта игра с переплетением букв, принимавшим форму гитары, чрезвычайно занимала его. Он вновь обрел утраченную непосредственность и беззаботность и был счастлив, как юный влюбленный.

«Жизнь с Пабло была невероятно увлекательной, — вспоминала бабушка. — Сплошная любовь, поцелуи, ревность и обожание». Мари-Терез отличалась от прочих девушек: она была юна, наивна и к тому же совершенно не знакома с артистической средой.

Такая молоденькая — рядом с многоопытным Пабло...

У моей бабушки не было социальных амбиций, она и не подозревала ни о чем подобном. Стройная и спортивная, что в ту пору было скорее исключением, она занималась академической греблей (плавала на одиночке), велоспортом и гимнастикой с мячом (как не вспомнить тут его купальщиц, играющих в мяч на пляже в Динаре); позднее она регулярно занималась верховой ездой, а потом, в Шамони, альпинизмом. Свежая и непосредственная, она была не робкой, но сдержанной, хорошо воспитанной, но не «выдрессированной» в том смысле, в котором бывали тогда воспитаны девочки: для исполнения скрупулезно прописанной женской роли в обществе. И еще она была совершенно бескорыстной. Это была сама чистота, и Пабло немедленно ощутил ее прелесть. Наконец он может быть самим собой. Ему больше не нужно хитрить.

Так мой дед скрытно соорудил гнездышко, о котором столько мечтал. «Мы с ним всегда жили вдали от чужих глаз, — рассказывала Мари-Терез, — тихо и спокойно. Никому ничего не говорили. Мы были счастливы, с нас этого было достаточно». Художник, которого не преследовали материальные заботы, и всецело преданная ему модель...

Отрезанные от мира любовники затворились в башне из слоновой кости, где безраздельно правил Пабло. Он заставил свою беззаботную музу затвориться в четырех стенах (она еще поплатится за это!), но ему удалось вернуть себе потерянный рай. Специалисты сходятся во мнении, что «период Мари-Терез» ознаменован созданием рисунков и гравюр, замечательных по чувству и выразительности. Но Пикассо-художнику нужна не столько личность Мари-Терез, сколько ее лицо и плавные линии тела. Сама она очень просто сказала об этом незыблемом ритуале в отношениях женщины и мужчины, модели и художника: «По словам Ренуара, сначала художник насилует женщину, а потом начинается работа».

Обнаженная, зеленые листья и бюст, 1932 год

Обнаженная, зеленые листья и бюст, 1932 год

Иллюстрации из книги: «Пикассо. Интимный портрет»

Безропотная возлюбленная, Мари-Терез сообщала свою пластику творениям Пабло, становясь попеременно то ребенком, то стыдливой девушкой, то женщиной, отдавшейся в порыве страсти пылкому божеству, предстающему то в человечьем, то в зверином обличье. Покорная вдохновению Пикассо, Мари-Терез не особенно интересовалась его работой. Она никогда не слышала слова «кубизм». Однажды в конце жизни она вдруг призналась в этом. Она никогда не принадлежала к среде художников Монмартра или Монпарнаса, кубистов, сюрреалистов — к этому миру избранных, миру интеллектуалов и богатых светских людей. Она безраздельно восхищалась Пабло и почти ничего не знала о Пикассо.

В то время как с 1927 по 1931 год Мари-Терез плавно выходит из тени, Ольга, безмятежная супруга с первых портретов, превращается в гневную Дидону. Так ей удается внушить Пабло вдохновение особого рода: в некоторых произведениях он воплощает жестокость их столкновений! Но если ссоры в конце концов и стимулируют его в плане творчества, в эмоциональном плане ему здесь больше делать нечего. Чувства его устремляются в иные дали.

Лето 1927 года, Динар. Ольга с Пауло играют возле плетеной кабинки на маленьком пляже, неподалеку стоит другая кабинка, снятая для Мари-Терез, которая поселилась в местном пансионе. Пабло достаточно небрежно пройтись по песчаному берегу, чтобы попасть из одного мира в другой...

Это повторится следующим летом. И еще раз! В 1928 году в связи с работой над проектом памятника Аполлинеру, умершему десять лет назад, Пабло вернулся к скульптуре, которую забросил в 1914-м. Он пользовался советами скульптора Хулио Гонсалеса, с которым встречался в Барселоне, в кафе «Четыре кота», а позже в его мастерской на Монпарнасе. Четыре варианта небольшой статуи «из пустоты, из ничего», как ему подсказывал сам Аполлинер, вновь пробудили у него желание взяться за скульптуру. Созданные по следам путешествия в Италию эскизы монументальных картин (с узнаваемыми очертаниями крепкой фигуры и овалом лица Мари-Терез) дали импульс новому пластическому опыту.

В мае 1930 года он купил замок Буажелу под Парижем, в Жизоре. Тамошние конюшни и служебные корпуса как нельзя лучше подходили для затеянных им масштабных работ, а в будущем он намеревался поселить в Буажелу Мари-Терез. (Судьба распорядилась иначе.) Отныне он мог поочередно заниматься монументальной скульптурой и живописью, изучая их всевозможные сочетания. Так были созданы бюсты, женские головы и серия портретов, в том числе знаменитая «Мечта», на которых белокурая Мари-Терез излучает свет и покой.

(…)

Летом 1933 года Ольга, Пауло и Пабло вновь отправились в Канны, а потом в Барселону. Семейная поездка напоминала официальный визит: Пабло стал знаменитостью, почести каталонцу оказывал весь город. Всеобщее признание, во всяком случае, внешние его проявления — точнее, пышность приема доставила громадное удовольствие Ольге, купавшейся в лучах славы своего великого мужа. Но приближалась гроза. Пабло тайно привез Мари-Терез и устроил ее в отеле поблизости, пока еще скрывая то, что было ему жизненно необходимо. А по возвращении в Париж он впервые попытался разузнать у крупного парижского адвоката, мэтра Анри Робера, о возможности развода, так как недавно принятая в Испании процедура расторжения брака еще не устоялась.

Ольга начисто перестала фигурировать в его творчестве. Зато Мари-Терез была повсюду — в рисунках, гравюрах, картинах, скульптуре (взять хотя бы скульптуру «Женщина с вазой», которую также называют «Женщина с факелом», — она будет представлена на Парижской выставке 1937 года; ныне установлена на могиле Пабло в Вовенарге). Летом 1934 года Пабло вместе с Ольгой и Пауло предпринял длительную поездку в Испанию. Мари-Терез последовала за ним. Она по-прежнему соглашалась держаться в тени, но, как явствует из их переписки, никогда еще они не были так близки. Пабло даже познакомил юную любовницу со своей сестрой Лолой.

Портрет Мари-Терез Вальтер в красном берете. 15 января 1937.

Портрет Мари-Терез Вальтер в красном берете. 15 января 1937.

Иллюстрации из книги: «Пикассо. Интимный портрет»

Осенью на развалинах семейного очага, где гремели раскаты гнева Ольги, разъяренной частыми отлучками и, что еще хуже, угрюмым молчанием мужа, Пабло работал над книжными иллюстрациями и гравюрами, в которых все отчетливее проявлялось присутствие маленькой девочки с чертами Мари-Терез, ведущей за собой слепого Минотавра, — навязчиво повторявшийся автопортрет, давший начало знаменитой серии «Минотавромахия». Страдания Ольги становились нестерпимыми.

«А потом в один прекрасный день я поняла, что беременна, — позднее вспоминала Мари-Терез. — Он встал на колени, плакал и повторял, что это величайшее счастье его жизни». И вот наступило 24 декабря 1934 года. «Завтра я развожусь», — пообещал он. Он хотел жениться на Мари-Терез и теперь мог это сделать. Пабло приступил к процедуре развода — к полному отчаянию Ольги, которая, несмотря на очевидный крах своего замужества, разводиться не желала. Так как они поженились без брачного контракта и, следовательно, на них по умолчанию распространялся закон о совместном владении имуществом (куда включались и произведения искусства), им предстоял раздел собственности.

В тот день после обеда Мари-Терез и Пабло сидели в парке Монсури, ожидая известий от мэтра Робера, который вел бракоразводное дело. Роды приближались, они оба были взбудоражены и встревожены... Постановление о непримирении сторон — первый этап процедуры развода — было подписано 29 июня 1935 года. Пабло получил разрешение продолжать процедуру развода, Пауло доверили опеке Ольги. Судебный пристав тотчас направился в квартиру супругов, чтобы приступить к назначенной судом описи имущества. Ольга скрылась. Она вместе с Пауло переехала в соседний отель «Калифорния» на улице Берри, рядом с Елисейскими Полями. В доме 23 воцарилась тишина. Пабло остался один.

Пабло с дочерью Майей в день, когда она родилась. Клиника «Бельведер», Булонь-Бийянкур. 5 сентября 1935

Пабло с дочерью Майей в день, когда она родилась. Клиника «Бельведер», Булонь-Бийянкур. 5 сентября 1935

Иллюстрации из книги: «Пикассо. Интимный портрет»

Меньше чем через три месяца Мари-Терез должна была родить. «Знаешь, я свободен!» — заявил он. Расспрашивать о подробностях она не стала. 5 сентября 1935 года Мари-Терез родила дочь Майю. По закону Пабло не имел права признать ребенка. Но он, на время отложив живопись, все время был рядом с Мари-Терез и маленькой дочкой. «Весь день он провел у меня, — рассказывала моя бабушка, — готовил еду, занимался Майей, разве что постель не стелил, зато выстирал пеленки».

(…)

Ольга прекрасно понимала, что благодаря скрытности Пабло она в своем окружении всегда сможет высоко держать голову. Честь для Ольги была превыше всего. Положение замужней женщины позволяло ей сохранять внешнюю респектабельность. Поэтому она не стала настаивать на исполнении решения о раздельном проживании, не привела в действие процедуру раздела супружеского имущества, на что имела полное право. Она отказалась от богатства и осталась мадам Пикассо.

Перевод Галины Соловьевой

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше