В понедельник, 17 августа, в «губернаторской» тройке претендентов на кресло в Совете Федерации от Калининградской области произошла неожиданная замена. В 13:33 по Москве председатель избирательной комиссии Калининградской области Инесса Винярская написала в своем Facebook: «Состоялось заседание областной комиссии. Вопросы касались кандидатур для наделения полномочиями членов Совета Федерации. […] Рассмотрели и удовлетворили заявление зарегистрированного кандидата Н.Н. Цуканова о выбытии кандидатуры Кретова П.П. для наделения его полномочиями члена СФ. Также приняли решение о кандидатуре Якунина В.И. для наделения полномочиями члена СФ взамен выбывшего Кретова П.П., предложенного кандидатом Цукановым Н.Н.». Первый и на момент написания статьи единственный комментарий к записи: «Якунин это кто?»
Руководителя группы по организации охраны труда и промышленной безопасности ООО «Газпром флот» Павла Кретова вместе с нынешним сенатором от региона Олегом Ткачом и мэром Калининграда Александром Ярошуком изначально включил в список кандидатур, выдвигаемых в Совет Федерации, Николай Цуканов — как кандидат на губернаторский пост. Впрочем, из трех перечисленных фигур Ярошук неоднократно заявлял о своем нежелании уходить в сенат, а Кретов вообще рассматривался местными элитами как фигура техническая. Так что в случае избрания Цуканова вопрос о продолжении работы Ткача в здании на Большой Дмитровке можно было бы считать решенным. Однако смена состава смешала региональным (да и, пожалуй, федеральным) аналитикам все карты.
То, что Якунин В.И. — это президент ОАО «Российские железные дороги», представители Калининградского избиркома подтвердили сразу. Чуть позднее в ходе поездки в Черняховск Николай Цуканов дал развернутый комментарий по этой теме: «Мы достаточно долго знакомы. Я обращался к нему (Якунину — прим. «Ленты.ру») неоднократно с просьбой оказать содействие в части дополнительных ж/д паромов, ускорения движения пассажирских поездов. Когда он приезжал к нам последний раз, мы договорились о взаимодействии. Я предложил, если будет такая возможность и желание, поплотнее поработать с Калининградской областью. Очень рад, что он принял мое предложение… Это позволит быстрее решать транспортные проблемы региона». По мнению Цуканова, согласие Якунина привлечет дополнительное внимание к губернаторским выборам в Калининградской области.
Очевидно, что готовность действующего главы РЖД стать представителем северо-западного российского эксклава в Совете Федерации означает серьезное укрепление позиций Николая Цуканова — подобным политическим тяжеловесом в верхней палате парламента не может, пожалуй, похвалиться ни один российский регион. С другой стороны, в области отсутствует негативное восприятие РЖД, имеющееся в ряде краев и областей в связи с отменой пригородных электричек — в Калининградской области вопросы с задолженностями перевозчиков удалось решить довольно оперативно. Кроме того, Калининград стал экспериментальной площадкой для обкатки нового формата внутригородского и пригородного сообщения — двухвагонного рельсобуса. Иными словами, решение о включении Якунина в «тройку» на первый взгляд содержит лишь плюсы.
Однако стоит отметить, что пожелания Цуканова о решении транспортных проблем региона, включая реализацию скоростного железнодорожного сообщения с Москвой, могут столкнуться с реалиями административного характера. Председатель комитета Совфеда по регламенту Вадим Тюльпанов заявил: «В соответствии с законом "О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы" член верхней палаты не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организации». Таким образом, в том случае, если Якунин станет сенатором, он будет обязан уйти с поста президента РЖД. Как следствие — реализация «железнодорожных» проектов в Калининградской области автоматически выйдет из сферы его полномочий.
Не стоит забывать и о существующей в законе лазейке. Дело в том, что в случае переизбрания Николая Цуканова на пост губернатора области делегирование «губернаторского» представителя в Совет Федерации не происходит автоматически. Глава региона имеет право сделать это в течение пяти лет с момента избрания, то есть у Владимира Якунина де-юре будет иметься гарантированный «запасной аэродром» до 2020 года. Об этом, в частности, сказал представитель законодательного собрания Калининградской области в Совете Федерации Николай Власенко.
Помимо лазеек закон ставит и серьезные препятствия потенциальному сенатору — в частности, «ценз оседлости»: для попадания в Совфед по «губернаторской» или «заксовской» квоте претендент должен проживать в регионе не менее пяти лет. Но, по мнению некоторых политтехнологов, в отношении Владимира Якунина может быть применена «президентская квота», не предусматривающая подобных ограничений. Поэтому вопрос о логике «регионального» выдвижения Якунина в Совет Федерации остается открытым.
Вполне очевидно, что уже подтвержденное согласие Якунина с большой долей вероятности означает, что осенью он действительно уйдет в Совет Федерации. Оставляя в стороне вопрос о его преемнике на посту главы РЖД, стоит задуматься о том, что даст сенаторство Якунина Калининградской области, в особенности в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Для Николая Цуканова, лишь недавно покинувшего «группу смертников» губернаторского рейтинга, усиление в лице политического тяжеловеса станет поистине царским подарком. Вряд ли кто-то сомневается, что богатый опыт и связи Якунина смогут поспособствовать привлечению инвестиций в регион, крайне заинтересованный в развитии туристической и рекреационной отраслей.