Интрига по поводу преемника Владимира Якунина на посту главы ОАО «РЖД» разрешилась достаточно быстро. На смену близкому к главе государства политическому тяжеловесу пришел технократ-хозяйственник, обладающий относительно скромными аппаратными возможностями. С какими трудностями столкнутся Олег Белозеров и железнодорожный монополист в новых условиях?
«Дата рождения — 26.09.1969. Место рождения — Вентспилс, Латвийская ССР». Большинство сетевых справочников из серии «Кто есть кто» ограничиваются этими сведениями о Белозерове Олеге Валентиновиче, до вечера четверга трудившемся в Минтрансе РФ. Прочие дополняют информацию о других местах работы: «Ленэнерго» — после окончания Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов (питерский, да), аппарат президентского полпреда в Северо-Западном округе. Оптико-механический завод ЛОМО, заместитель директора. Глава ОАО «Российская топливная компания», по некоторым сведениям — актив братьев Ротенбергов, с которыми Белозеров остается в добрых отношениях. Далее в послужном списке идет Федеральное дорожное агентство — вплоть до руководства ФАД до перехода в Минтранс на позицию замминистра в 2009 году.
В аппаратном раскладе Белозеров — человек, близкий к Игорю Левитину, бывшему министру транспорта, нынешнему помощнику президента. Имеется несколько земельных участков, жилой дом и пара квартир. Защищена кандидатская «Организация логистики поставок в вертикально-интегрированных структурах корпоративного типа». Устойчивая репутация технократа. Похоже, это все.
Нельзя сказать, что появление Олега Белозерова на этом посту было совсем неожиданным. На его повышение указывали, к примеру, несколько источников газеты «Коммерсантъ» — правда, иногда сомневаясь в возможности подобного развития событий, «поскольку для господина Белозерова это был бы слишком резкий аппаратный взлет». Но взлет состоялся. И гораздо раньше, чем рассчитывали наблюдатели. Накануне Владимир Путин, находясь с визитом в Крыму, дал понять, что с предполагаемым уходом Якунина из РЖД возможны различные варианты: «Это его выбор, каждый человек смотрит на свое будущее так, как считает это нужным. Владимир Иванович давно и успешно работает в качестве главы РЖД… Но мы с ним еще об этом поговорим, сейчас он в отпуске находится, вернется — пообсуждаем». Теперь, видимо, темы для обсуждения могут быть любыми — кроме собственно железнодорожных.
«Мною принято решение назначить вас руководителем акционерного общества "Российские железные дороги»" с одновременным освобождением от должности первого заместителя министра транспорта Российской Федерации», — передает пресс-служба правительства слова Дмитрия Медведева, сказанные им на встрече с Олегом Белозеровым в четверг. «Вам надо сразу же приступать к исполнению обязанностей. Завтра все приемы-передачи обязанностей будут исполнены. Я думаю, что вице-премьер Аркадий Дворкович как председатель совета директоров компании РЖД вас представит».
Медведев также отдельно отметил — бывший глава РЖД Якунин очень многое сделал для развития этого крупнейшего холдинга.
Так в два дня, самое большее — в три осуществилась не только смена начальства РЖД, но и, если можно так говорить, деполитизация отрасли. Без революций и драм, явочным порядком. Вполне возможно, Белозеров с годами получит рычаги влияния, распространяющегося далеко за пределы железных дорог. Но пока первоочередные амбиции Олега Валентиновича — стать президентом РЖД не только по удостоверению и табличке на кабинете.
О том, насколько это будет легко, можно понять по тем же спискам претендентов, возникшим в трехдневный срок между объявленным уходом Владимира Якунина в сенаторы и назначением его преемника. Значимое место в них заняли профессионалы отрасли, чьи шансы, судя по занимаемым постам, можно было расценить как приблизительно равные. В списках на случай фигурировали, помимо прочих, и начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов, и первый вице-президент РЖД Вадим Морозов, заменявший во время отпуска Владимира Якунина.
Особняком — бывший губернатор Свердловской области, нынешний первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Именно он был назван преемником Якунина летом 2013 года, когда со ссылкой на пресс-службу правительства распространили информацию — как оказалось, ложную — об отставке прежнего главы железнодорожной монополии. Все последующее время Мишарин провел на прежнем посту, оставаясь честным и надежным хранителем одной из главных аппаратных загадок 2010-х. В силу этого и по иным управленческим признакам он ближе других коллег располагался к главному железнодорожному креслу. Возможно, именно эта близость и сыграла с Александром Мишариным очередную злую шутку — пусть и не столь публичную, как случай двухлетней давности: любовь к очевидным для сторонних наблюдателей кадровым решениям никогда не была отличительной чертой власти новой России, особенно за последние пятнадцать лет.
Как бы там ни было, а теперь именно для Мишарина и для прочих отраслевых тяжеловесов Олегу Белозерову предстоит стать одновременно и компетентным коллегой, и требовательным начальником. Причем в кратчайший срок и параллельно с приемом дел железнодорожной монополии. Это первая из насущных задач нового президента — и, надо сказать, не самая сложная из имеющихся.
Помимо прочего, Олегу Белозерову придется выстроить свой, не зависимый от заслуг предшественника баланс с околоотраслевыми игроками — в том числе теми, кого активно называли среди возможных преемников Владимира Якунина. Речь в первую очередь идет о главе «Уралвагонзавода» Олеге Сиенко, чье предприятие испытывает проблемы со сбытом гражданской продукции — в частности, грузовых вагонов. Ранее УВЗ и РЖД находились в равной близости от первого лица, а железнодорожный монополист проводил достаточно независимую политику закупок подвижного состава у различных производителей, в том числе зарубежных. Теперь путейцам предстоит жить по другим аппаратным правилам. Грядет ли передел в отечественном вагоностроении — и, главное, по чьим правилам он пройдет?
И, наконец, самая малость — основные задачи компании в новый период существования. Дмитрий Медведев сформулировал их Олегу Белозерову так: «Хочу обратить ваше внимание на два момента: это ситуация с бюджетом, с инвестициями. Это очень серьезный экономический проект». Кроме того, по словам главы правительства, следует обратить внимание на проблемы пассажирских перевозок: «Здесь нареканий очень много. Люди недовольны, что маршруты отменяются. С другой стороны, железная дорога должна за это деньги получать и не просто в убытке находиться, а иметь ресурсы для развития».
Иными словами, новому президенту планово-убыточного РЖД предписано, помимо освоения бюджетных средств, искать деньги на стороне и резервы внутри. Прежде всего, по-видимому, сокращать расходы компании — особенно непрофильные, вроде спортивного клуба «Локомотив»: пять с половиной миллиардов рублей, выделенные монополией на футбол и хоккей в минувшем году, в нынешней экономической ситуации выглядят как воплощение лозунга «это не должно повториться». Однако, помимо этого, возникают новые вопросы и в оперативном управлении. Будет ли государство, как при Якунине, помогать железнодорожному монополисту иными средствами — к примеру, субсидиями на капитальные ремонты? Следует ли либерализировать рынок перевозок — понимая, что меньше будет не только расходов, но и пассажирских поездов? Что делать с пригородными электричками? За чей счет строить переходы-путепроводы для пассажиров? На чем — относительно безболезненно — можно сэкономить внутри компании?
Составить квалифицированное мнение по этим вопросам президенту РЖД Белозерову, безусловно, помогут. Прежде всего — вице-премьер Аркадий Дворкович, по совместительству председатель совета директоров ОАО «РЖД» и, пожалуй, самый упоминаемый претендент на нынешнюю должность Олега Валентиновича. В любом случае РЖД теперь будет ассоциироваться скорее со словом «технократия», нежели «политика». Тем паче — «геополитика», если судить по последней статье Владимира Якунина, опубликованной им за три дня до ухода с поста главы компании.