В Центральном павильоне на ВДНХ открывается 6-я Московская биеннале современного искусства, кураторы которой — Барт де Баре (директор музея современного искусства MUHKA в Антверпене), Дефне Айас (директор Центра современного искусства Witte de With в Роттердаме) и Николаус Шафхаузен (директор венского Кунстхалле) — рефлексируют на тему «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Смотр пройдет в новом формате: основными станут не выставки, а дискуссии об искусстве, мастер-классы и перформативная программа. Проект продлится до 1 октября, а по его итогам, до 1 ноября, будет организована выставка-документация. Помимо этого, зрители традиционно смогут побывать и на смотрах параллельной программы, а также увидеть работы специальных гостей — всего их ждут почти сто проектов, разбросанных по всему городу. Самое интересное — в обзоре «Ленты.ру».
Рембрандт. Другой ракурс
8 сентября — 11 октября, ГМИИ имени Пушкина
В качестве своей дебютной выставки в рамках специального проекта Московской биеннале ГМИИ имени Пушкина подготовил экспозицию «Рембрандт. Другой ракурс». Зрителям представлен диалог старого и нового, классики и современности — экспонатами стали живописные и графические произведения Рембрандта Харменса ван Рейна и металлические конструкции Дмитрия Гутова, созданные по мотивам работ голландца. Проект демонстрирует, что такое реализм искусства нового времени на примерах расслаивания и рассеивания — зрителю достаточно занять определенное положение в зале относительно той или иной композиции, чтобы увидеть в тяжеловесных масштабных конструкциях повторение невесомых каллиграфических штрихов на бумаге, выведенных Рембрандтом. Это такой почти театральный перформанс, в котором посетитель выступает и в качестве режиссера, и в качестве главного действующего лица.
АЕС+Ф. INVERSO MUNDUS
9 сентября — 1 ноября, Мультимедиа Арт Музей
Прототипом для видеоэпопеи АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес), который показывали в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале, послужила старинная гравюра Inverso Mundus («Перевернутый мир»). На ней среди прочего изображены свинья, потрошащая мясника, мужчина и женщина, обменявшиеся костюмами и ролями. В интерпретации группы современных художников сюжеты карнавала эпох позднего Средневековья и Возрождения предстают сценами современной обыденности — женщины-инквизиторы истязают мужчин, дети и старики сражаются в боях без правил, а дворники-метросексуалы заваливают город мусором. Вдобавок все это представлено в формате трехканальной панорамной видеоинсталляции.
петер_вайбель: technē_революция
11 сентября — 1 ноября, Московский музей современного искусства
Куратор 4-й Московской биеннале современного искусства, а ныне руководитель Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ Вайбель на этот раз выступает в качестве спецгостя 6-го издания смотра. Выставку, которая расположится на четырех этажах здания музея современного искусства в Ермолаевском переулке, делает бессменный биеннальный комиссар Иосиф Бакштейн. Название проекта techne отсылает к греческому «искусству» и «ремеслу». Поэтому получивший известность благодаря экспериментальной поэзии и радикальным перформансам Вайбель представит разнообразные арт-объекты. Это интерактивные медиаинсталляции, экспериментальные фильмы, видео — «Эпистемиологическая видеология», «Бесконечный сэндвич» и другие работы. На примере экспонатов будет показано, что такое «расширенное кино», одним из главных европейских идеологов которого выступает художник, а также рассказано об общих корнях творчества, технического прогресса и проблемах современности.
Своя земля / Чужая территория
16 сентября — 4 октября, Центральный Манеж
Один из самых масштабных проектов биеннале посвящен феномену спорных территорий и пограничных зон, находящихся в ситуации постоянной нестабильности. Каждый из 31 участника выставки отвечает на главный вопрос Московской биеннале — «Как жить вместе?» Речь не только о территориальных спорах в разных уголках планеты, но и границах между своим и чужим, будь то граница физического пространства или «воображаемого сообщества». Российские и иностранные художники размышляют о конфликтах со свойственным им локальной спецификой и национальным контекстом.
В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986-1992
17 сентября — 13 декабря, Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Выставка представляет собой путешествие в прошлое — авторы экспозиции знакомят зрителя с произведениями перестроечных лет и атмосферой конца 1980-х — начала 1990-х годов. Проект исследует время, когда в России по большому счету не было ни галерей, ни фондов искусства, ни ярмарок в том виде, в каком они существуют сейчас. Посетители увидят не только произведения искусства, но и документы, фотографии, каталоги, аудио- и видео материалы. Символично, что выставка не дает ответов на вопросы, а наоборот, подталкивает зрителя к активному участию и осмыслению современных художественных процессов.
Павел Пепперштейн. Будущее, влюбленное в прошлое
18 сентября — 1 ноября, Мультимедиа Арт Музей
Проект одного из основателей арт-группы «Инспекция "Медицинская герменевтика"» Павла Пепперштейна исследует идею построения новых утопий будущего. В МАММ реконструировали проект Пепперштейна «Победа над будущим», который он представлял в Русском павильоне на Венецианской биеннале 2009 года и который до сих пор не утратил свою актуальность, а также показывают новый живописный проект мастера «Холодный центр солнца». Среди экспонатов — утопические рисунки, созданные Пепперштейном на основе опыта русского авангарда, супрематизма с типичными для него элементами абсурда и юмора.
Михаль Ровнер. Смещения
18 сентября — 29 ноября, Мультимедиа Арт Музей
В рамках биеннале МАММ представляет новые работы израильской художницы Михаль Ровнер — колоссальные видеоинсталляции, которые лучше всего выражают ее творчество. «Конек» Ровнер — мультиэкранные инсталляции, рассказывающие о пути человека, об осмысленности его существования. Сначала художница снимает видео, вовлекая в эти перформансы много участников, а затем эти видео подвергаются сложной технологической обработке. Если авангард — это задача вектора движения, то Ровнер возвращает зрителю чувство единой связи с космосом и рассказывает о проблемах настоящего времени. Например, о том, что в современном едином и хрупком мире человек — единица себе подобных, где бы он ни находился — в Европе, Африке, Америке, России или Азии. За 20-летнюю карьеру художница проводила выставки в США, Франции, представляла свой проект на биеннале в Венеции и вот уже во второй раз приехала в Россию.
Аниш Капур. Моя алая родина
22 сентября — 17 января 2016, Еврейский музей и центр толерантности
Работы Аниша Капура, родившегося в Бомбее и с 1970-х работающего в Лондоне, уже были показаны в в Галерее Тейт, на Венецианской биеннале и Гран Пале. Теперь в рамках биеннале в России — первая персональная выставка мастера. Зрители увидят пять масштабных и знаковых для Капура скульптур, созданных в 1993-2012 годы. Хотя под «скульптурой» понимаются вовсе не традиционные статуи. Сталь, воск и цвет — три «первоэлемента» объектов Капура, с помощью которых он преображает материал и создает настоящие пейзажи, выражая новое понимание уникального. К выставке обещан public-talk с художником.
Надежда/Hope — Российские промышленные города глазами художников
23 сентября — 31 октября, Трехгорная мануфактура
Более 20 художников из 6 стран мира за два года посетили семь российских промышленных городов, побывав в Екатеринбурге, Ижевске, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Норильске. Авторы проекта искали вдохновение в архитектуре, промышленности, повседневной жизни и истории, а по итогам экспедиций создали свои произведения. Это фотографии, арт-объекты, живопись и графика, объединенные одной темой, вынесенной в название проекта — «надежда». Адаптированную версию проекта представят и европейской публике — осенью 2016 года выставка откроется в Кунстхалле Вены.
Кинотеатр повторного фильма
23 сентября — 1 ноября, Круговая кинопанорама на ВДНХ
Мало кто знает, что на задворках шумного ВДНХ находится кинотеатр «Круговая кинопанорама», построенный в 1959 году к открытию в Москве первой Американской выставки. Тогда специальной круговой кинокамерой с 11 объективами снимали виды черноморского побережья, Москвы, Тбилиси, Курильских вулканов, Карпатских гор. Совершить воображаемое путешествие по стране можно и сейчас, а заодно — увидеть работы современных художников Натальи Вициной, Дмитрия Гутова, Таисии Коротковой, Александры Паперно, Светланы Шуваевой, Евгения Юфита, пытающихся переосмыслить архивное кино.
Метагеография. Пространство — образ — действие
25 сентября — 7 февраля 2016, Государственная Третьяковская галерея
Проект Третьяковской галереи посвящен проблеме восприятия окружающего пространства человеком и исследует связи философии, искусства и науки. В залах галереи на Крымском Валу осмысливают географические образы через произведения живописи первой половины ХХ века и работы современных художников, исторические карты и геодезические инструменты. Вместо классической музейной развески предметы расположены в неожиданных местах — чтобы изучить экспонаты посетителям придется подняться по пандусам, взойти на подиумы, имитирующие природный рельеф, и даже заглянуть внутрь геодезического купола. В экспозиции из более 120 предметов представлены работы разных жанров и направлений — от Наталии Гончаровой и Франциско Инфанте до Аркадия Насонова, от Андрея Балдина до Кирилла Савченкова.
Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки
25 сентября — 7 февраля 2016, Музей современного искусства «Гараж»
Выставка легендарной франко-американской художницы, умершей пять лет назад в возрасте 98 лет, будет представлена в рамках специальной программы смотра. Творчество Буржуа часто называют энциклопедией современного искусства — здесь и кубизм, и сюрреализм, и конструктивизм. Ее работы — абстрактные и фигуративные, реалистичные и фантасмагоричные. В Москву приедет серия из более 80 скульптур-энвайронментов, созданных за последние двадцать лет жизни художницы. Каждая «Клетка» — это микрокосм с индивидуальными чертами, охватывающий широкий спектр эмоций и ассоциаций, источниками для которых послужили воспоминания о непростом детстве Буржуа. Наряду с «Клетками» на площади перед музеем установили девятиметровую бронзовую паучиху Maman (одну из знаковых работ художницы), а в атриуме «Гаража» впервые в мире покажут инсталляцию «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (это фраза из дневника Буржуа).
Галерея «Пальто». Юбилейная выставка
26 сентября — 18 октября, Музей Москвы
Вместо отмененной выставки Александра Бродского, которую в Музее Москвы все же надеются провести в следующем году, в рамках Московской биеннале на площадке представят юбилейный проект галереи «Пальто». Следует напомнить, что выставочной площадью галереи является не что иное, как подкладка пальто художника Александра Петрелли, которое он распахивает перед зрителями, приходя на вернисажи и другие мероприятия. За двадцатилетнюю историю галерея провела более 400 групповых и персональных выставок. В этот раз зрителям представят редкие видеоматериалы, групповые проекты, фотохронику эволюции стиля художника. Участниками проекта также станут Олег Кулик, Сергей Шутов, Сергей Братков, Владимир Дубосарский и другие.
Станционный смотритель, Творческое объединение «Купидон»
30 сентября — 29 ноября, Stella Art Foundation
Stella Art Foundation представляет третью часть проектного «триптиха», который творческое объединение «Купидон» показывает в пространстве Фонда. Первая часть «Show and tell. Художник и его модель. Омут» проходила в 2009 году, вторая, «Метаморфей», — в 2011-м. Как отмечают авторы проекта, они сталкивают в одной инсталляции несовместимые модели искусства и разные способы его понимания, из-за чего возникают новые смыслы и метафоры. По сути, на примере «компактного мультиверсума, суммы мирков, вложенных в единое выставочное пространство» зрителя знакомят с современным московским концептуализмом.
Андрей Бартенев. Скажи: я тебя люблю!
30 сентября — 8 ноября, Московский музей современного искусства
Выставка в Московском музее современного искусства (ММОМА) посвящена «человеку-перформансу» и «мастеру инсталляций». Ретроспектива работ Андрея Бартенева за последние 25 лет разместится в двух корпусах музея на Гоголевском бульваре. Левое крыло музея отдадут 1990-м, а один из главных экспонатов — проект «Снежная королева» 1993 года. Авангардная интерпретация сказки Андерсена была показана в Третьяковке, лондонском Музее Виктории и Альберта, а также вместе со своим создателем послужила главной темой первого номера журнала «Птюч». Правое крыло займут крупные инсталляции и кинетические скульптуры 2000-х, в том числе работа Cоnnection Lost. Field of Lonely Hearts, участвовавшая в выставке в Русском павильоне на 52-й Венецианской биеннале. Зрителей ждет не обычная выставка, а хаос маскарада, перформансы и карнавальная фантасмагория.