Узкая тенистая улочка. Двух-трехэтажные дома с балкончиками оплетены виноградной лозой. Кое-где сушится белье. Прямо посреди улицы играют дети. Тишину нарушают только звонкие детские голоса и звуки работающих телевизоров, доносящиеся из открытых настежь дверей. Но это не Средиземноморье, а Анапа и боксы гаражного кооператива, над которыми возведено по нескольку этажей.
Гаражные кооперативы Анапы — это целые жилые микрорайоны с богатой инфраструктурой. Здесь можно полноценно жить и проводить свой досуг. Для этого есть все необходимое: кафе, магазины, ветеринарные клиники, строймаркеты, автозаправки. Неизвестно, можно ли здесь рожать, но в последний путь проводят достойно: похоронные принадлежности реализуются в добром десятке гаражей-магазинов. Жилой гараж стоит несколько дешевле, чем квартира, хотя некоторые многоэтажные боксы не уступают по отделке жилью класса люкс.
Многие приезжают на отдых и целенаправленно останавливаются в гараже. Дядя Вахтанг со своими внуками занимает гараж своей знакомой. Они дружат много лет, поэтому арендную плату она с него не берет — он оплачивает только потребленную электроэнергию. Гараж одноэтажный, без каких-либо излишеств, но дядя Вахтанг не жалуется: «Я сам из Карачаево-Черкессии — мы сюда месяца на два-три приезжаем. У меня восемь внуков, а частный сектор снимать значительно дороже».
Сергей приехал в Анапу на заработки из Поволжья. Работает на пляже и снимает жилой гаражный бокс в одном из ГСК за 25 тысяч рублей в месяц (около 800 рублей в сутки). Можно снимать и дешевле — есть гаражи за 300-500 рублей в сутки (все зависит от количества проживающих и отделки жилья).
«Квартира в сезон была бы значительно дороже, — говорит он, — поэтому я поселился в гараже. Да и не первый раз я уже тут. Все, что нужно для жизни, есть: электричество, плита, кондиционер, вода из скважины. Правда, пить ее нельзя, поэтому питьевую воду покупаю в магазине».
По соседству с Сергеем живет целая семья: мать, отец и сын. Отец семейства — молодой мужчина — восседает на пластиковом стуле под навесом из поликарбоната. Его жена суетится по хозяйству, пытаясь устроить нехитрый гаражный быт. «У нас есть квартира в Анапе, там сейчас наши родственники живут, — говорит он. — Они с севера приезжают. Некоторое время можно себе позволить жить в гараже. Коммерческой сдачей мы не занимаемся».
Фото: Сергей Селеев
Но гаражи отдыхающим, конечно же, сдают. Объявления в интернете — основной канал сбыта для подобного рода предложений. «Вчера одни съехали, а сегодня вот опять звонили, сейчас приехать должны, — рассказывает Наталья, хозяйка двух совмещенных двухэтажных гаражей. — Вообще, я рассчитывала на жителей Краснодарского края — они знают, что тут жилые гаражи, поэтому едут целенаправленно. Но в этом году вообще дороговизна, поэтому приехали издалека». По словам Натальи, для многих местных сдача жилплощади (в том числе гаражей) в аренду отдыхающим — единственный способ заработка. В городе недавно прокатилась очередная волна сокращений, постоянная работа есть далеко не у всех.
«Были проблемы с оформлением гаражей, — говорит она. — По закону мы можем это сделать по дачной амнистии, но наш сосед оформил через вступление в наследство — БТИ не может препятствовать этому. Вот сначала он так сделал, а потом мы».
Среди гаражных жителей много и тех, кто летом сдает свои квартиры отдыхающим и на это время переселяется в гараж.
«Квартиры сдают, а сами в гаражи переезжают — что тут такого? — говорит председатель одного из кооперативов. — У нас каждый член кооператива — собственник, и что они там делают — нас, правление, не интересует. Главное, чтобы вовремя платили взносы. За каждый гараж они сами отвечают».
Много и тех, кто живет в гараже круглый год. Кто-то вложился в долевое строительство, а теперь ждет, когда построится их жилье. Кто-то строит дом и временно переехал в гараж. Есть семьи, переселившиеся из другого региона, которым хватило денег только на гараж. В гараже, даже пригодном для жизни и с дорогим ремонтом, невозможно прописаться, поскольку по всем регламентирующим документам он все же остается нежилым помещением, — но это людей не останавливает: экономические моменты перевешивают административные. Впрочем, несколько лет назад в Анапе ходили слухи, что вот-вот должны разрешить прописку в гараже.
«Здесь живут, но не многие, — рассказывает член одного ГСК. — В основном сдают свои квартиры, а живут здесь. Одна семья вот только постоянно — они недавно переехали. За 1 миллион 200 тысяч купили двухэтажный бокс».
«Живем тут уже два года, — говорит владелец жилого гаража за 1,2 миллиона рублей. — Из Ахтубинска сюда переехали. Конечно, гараж купить дешевле — здесь же прописки нет, но мы не выписывались, когда уезжали, — там мать живет. Если брать двухкомнатную квартиру, то можно найти за 1,9 миллиона рублей. Если брать в новостройках, то, конечно, дешевле, но надо ждать, пока построят. Зато у нас сейчас есть деньги на утепление. Вот занимаюсь потихоньку: радиаторы дополнительные поставил, сейчас второй этаж утепляю. Прежний хозяин построил второй этаж, так что мы только отделкой занимались. Документы он тоже все сделал: как построил, сходил в кадастровую палату, они приехали, сделали замеры и выдали паспорт».
Фото: Сергей Селеев
Продать гараж без участия ГСК можно, только если гараж находится в собственности. Покупатель и продавец могут совершить сделку между собой, но для того, чтобы новый владелец стал членом кооператива, заключил договоры на поставку электричества, водоснабжение и водоотведение (если ГСК подключен к городским коммунальным сетям), все равно нужно решение правления.
«У нас приватизировано около 40 процентов гаражей. А вот сделки с землей были под запретом из-за ареста счетов ГСК, — предыдущий председатель долгов наделал. Но сейчас арест сняли, поэтому можно вновь продавать и покупать гаражи».
Ни строителей, ни покупателей жилых гаражей не смущает непонятный статус земли под некоторыми ГСК: «Земля под нашими кооперативными гаражами ни в каком статусе — ни в аренде, ни в собственности. Мы были в шоке, когда нас собирались сносить. Прошел суд, нас собирались сносить, но бывший мэр сносить запретил. Так что пока так. Но и налогов за землю мы не платим. Только несколько боксов оформили свою землю — за 24 сотки заплатили 100 тысяч рублей», — рассказывает председатель крупного ГСК с несколькими сотнями многоэтажных жилых гаражей.
Первые этажи жилых многоэтажных гаражей активно перестраивают под магазины, если гаражный бокс выходит одной стороной на проезжую часть, либо открывают производство, если гараж располагается в глубине кооператива. Получается, что многие работают там же, где живут, — зачастую «в тени», то есть не оформляя никаких документов.
«Те, кто не ставит машину, сдают свои гаражи в аренду, чаще всего в них и ведут деятельность, — говорит бухгалтер крупнейшего ГСК Анапы, — хотя по уставу она запрещена. Но мы не можем контролировать аренду — это частная собственность. Если вдруг что-то случается — проверяющие органы приезжают, штрафуют. Недавно муниципалы оштрафовали за свинарник».
Фото: Сергей Селеев
Председатель ГСК, в котором все гаражи жилые и во всех ведется производственная деятельность, занимает совершенно иную позицию: «Конечно, мы отслеживаем аренду, потому что арендатор должен заказать себе пропуск для того, чтобы его машину пропустили на территорию. Более того, если его деятельность мешает кому-то из членов ГСК, мы можем запретить ему этим заниматься. Такие случаи были. Но если человек никому не мешает — ни соседям, ни правлению, — он может спокойно работать. У нас почти все так и делают: на первом этаже работают, на втором — живут или отдыхают».
Причины, по которым люди не хотят иметь дело с государством, у всех схожи: налоги, проверки, отчетность.
«Когда я приехал сюда с севера, привез все оборудование и начал на себя работать, — рассказывает слесарь Антон. — Какой там! Как стали налоги лупить — я быстро все закрыл и стал под пиратским флагом работать. Да и кому мы нужны! Здесь никто не ходит, а мы сильно не афишируем. Давно работаем, клиентура своя».
Да и проверяющие в подобные места визитов не совершают: государство устраивает то, что официально безработные люди заняты делом, имеют жилье — пусть хотя бы и в гараже. Главное, что ничего не просят.