Хотите видеть только хорошие новости?

Прелюдия к торгу

Нужна ли Белоруссии российская авиабаза

Российский авиационный комплекс радиолокационного дозора А-50, Барановичи, 2005 год
Российский авиационный комплекс радиолокационного дозора А-50, Барановичи, 2005 год
Фото: Виктор Толочко / ТАСС

Александр Лукашенко 11 октября вновь актуализировал вопрос о размещении в Белоруссии российской авиабазы. В ходе импровизированного брифинга для прессы на избирательном участке номер 1 в Минске он выступил с рядом противоречивых заявлений, из которых следовало, что белорусский лидер не обсуждал эту тему со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Лукашенко предложил представителям европейских СМИ не пугаться и посетовал, что журналисты уделили этому вопросу слишком много внимания. Уже на следующий день пресс-секретарь российского президента мягко отметил, что главы государств «обсуждали различные аспекты». При этом он заметил, что сторонам предстоят переговоры по этой теме. «Лента.ру» задумалась, могла ли Минску понадобиться российская авиабаза.

Странная реакция

В информационное пространство постоянно попадают противоречивые заявления о размещении российской авиабазы в Белоруссии. Особую активность в этом вопросе проявляет в последнее время президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он периодически открещивается от факта переговоров с российской стороной и настоятельно подчеркивает полное отсутствие необходимости размещать самолеты Воздушно-космических сил на территории его страны.

При этом Минск дает понять, что готов обсуждать этот вопрос с Москвой, — как это случилось в ходе брифинга после голосования, когда Лукашенко под занавес отметил, что обсудит «с Владимиром Путиным эту проблему — если Россия видит чего-то, что мы не видим, она скажет».

Впрочем, эпопея, связанная с созданием российской авиабазы, сопровождается скандалами с самого начала — то есть с апреля 2013 года. В публичном поле интенсивное обсуждение началось после того, как министр обороны России Сергей Шойгу заявил в присутствии Лукашенко, что к 2015 году в Белоруссии будет сформирована российская авиабаза.

Спустя несколько дней белорусский лидер всячески отрицал такую возможность, говоря о необходимости поставок истребителей для ВВС его страны. Несмотря на громогласные заявления Батьки, в конце того же 2013 года на 61-ю истребительную авиабазу в Барановичах (Брестская область) прибыло звено из четырех российских истребителей Су-27. Они предназначались для ведения совместного дежурства с ВВС Белоруссии.

После этого неоднократно звучали заявления руководства обеих стран, с российской стороны — о создании полноценной авиабазы, а с белорусской — противоречивые: то о желании увеличить российское присутствие, то лишь о необходимости поставок самолетов для ВВС Белоруссии.

Последнее обострение ситуации произошло после распоряжения президента России Владимира Путина от 19 сентября 2015 года — подписать соглашение о создании российской авиабазы в Белоруссии. Последовала странная реакция Минска: 6 октября Александр Лукашенко заявил, что с ним никто никогда не обсуждал вопроса о создании российской авиабазы, и она ему не нужна, а нужны самолеты для ВВС Белоруссии. В итоге за рамками дискуссии так и остался главный вопрос: зачем российская авиабаза в Белоруссии и нужна ли она вообще.

Защита Калининградской области

Созданием авиабазы в Белоруссии Россия преследует несколько целей. Основная — укрепление обороноспособности на западных границах, с прицелом на оборону Калининградской области, окруженной недружественными государствами блока НАТО: Польшей и Литвой. Актуальность этой проблемы заметно увеличилась после обострения отношений между Западом и Россией.

Размещение некоторого количества сил НАТО в прибалтийских странах (в том числе истребителей и ударных беспилотников) и активное перевооружение и налаживание военных контактов между скандинавскими государствами требуют российского ответа. Одним из возможных путей и является создание в Белоруссии российской авиабазы, вооруженной современными истребителями Су-27СМ3.

Данный самолет является модернизацией стандартного советского Су-27, приближающей его к наиболее современным российским серийным машинами данного класса — Су-35 или Су-30СМ. Кроме того, в отличие от базовой версии Су-27СМ3 имеет возможность применять широкую номенклатуру высокоточного оружия «воздух-поверхность».

Помимо истребителей планировалось также разместить в Белоруссии самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50. Эта машина обеспечивает обнаружение истребителей противника на расстоянии до 300 километров, на модернизированной версии А-50У максимальная дальность обнаружения еще выше, однако она пока засекречена. Наличие самолета ДРЛО — очень важный фактор, позволяющий с высокой эффективностью обнаруживать силы противника (в том числе наземные и надводные) и наводить на них дружественные средства поражения.

Возникает логичный вопрос: что же мешает обходиться авиацией ВКС РФ, размещенной на российских аэродромах в Псковской, Смоленской и Ленинградской областях? Естественно, авиация Западного военного округа (ЗВО) будет активно вовлечена в гипотетический конфликт. Более того — до Калининградской области от «собственных» авиабаз действительно лететь почти столько же, сколько от белорусского Бобруйска или Барановичей.

Но если рассматривать сценарий регионального конфликта, то станет понятно, что основной целью авиабазы в Белоруссии станет борьба с ВВС Польши. Учитывая последние внешнеполитические события, активную милитаризацию и военную интеграцию скандинавских стран (несмотря на то что в НАТО входит только Норвегия), при возникновении большого конфликта основные силы ЗВО будут связаны боями с силами Финляндии, Норвегии, Дании и Швеции — а это около 250 истребителей разных типов: американских F-18 и F-16, шведских JAS-39 Gripen, скоро к ним присоединятся еще 52 заказанных ВВС Норвегии истребителей пятого поколения F-35 производства США.

На этом фоне отвлечь большие силы ВКС РФ на борьбу с польскими ВВС, имеющими на вооружении 48 истребителей F-16 и 32 советских МиГ-29, будет непросто. Да и расстояние до Польши от Белоруссии заметно меньше: от самых близких аэродромов на территории РФ до той же Варшавы — минимум 750 километров, тогда как от тех же Барановичей — всего 350 километров, соответственно, подлетное время российских самолетов сократится в два раза. Учитывая возможности модернизированных тяжелых истребителей Су-27СМ3 и наличие восьми дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300ПС в составе вооруженных сил Белоруссии, входящей в объединенную систему ПВО ОДКБ (четыре были поставлены в 2005-2006 году, еще четыре должны поступить на вооружение ВС Белоруссии до конца этого года), таких сил будет достаточно для ведения боев с польскими ВВС, а также для нанесения ударов по наземным силам противника, в том числе и на его территории.

«Предстоят контакты»

При этом, что важно, интересов Белоруссии наличие базы Воздушно-космических сил России не ущемляет вовсе. Во всяком случае — не так, как это пытается показать Лукашенко. Более того, изначально инициатива размещения российской авиации в Белоруссии во многом исходила от самого же Минска, у которого возникли проблемы с защитой своих западных границ от угроз с воздуха. Проблемы возникли вследствие естественного старения авиации, оставшейся в наследство от СССР, — истребителей Су-27 и МиГ-29. Если ремонт и модернизацию легких и более дешевых МиГ-29 Белоруссия потянула, то с Су-27 все несколько сложнее.

В 2013 году было решено списать все 22 имеющиеся машины в связи с исчерпанием их ресурса, однако через год Лукашенко предложил отремонтировать и модернизировать часть самолетов. Возможно, 10-15 машин и удастся вернуть к жизни, но вряд ли надолго, так как ресурс планера самолетов все равно истекает. В итоге сначала белорусская сторона приглашала силы ВКС РФ к совместной защите воздушного пространства страны, но желание это постепенно перетекло в традиционное «дайте нам самолеты», поскольку средствами на закупку дорогих тяжелых истребителей республика не располагает.

Россия обещала передать четыре дивизиона ЗРК С-300ПС уже к концу этого года. Возможно, ценой такого щедрого подарка и является размещение авиабазы на территории Белоруссии — по крайней мере, передача дорогостоящих истребителей на безвозмездной основе (как того хочет Лукашенко) вряд ли будет интересна Москве.

Все это означает, что громкие заявления Батьки по поводу размещения авиабазы — всего лишь очередная прелюдия к торгу. Тем более что пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в ходе брифинга 12 октября уже обозначил время и место гипотетических переговоров по этой теме: «Конструктивное обсуждение будет продолжено. Предстоят контакты президентов: они увидятся на саммите СНГ в Казахстане на этой неделе. И у них будет возможность все эти вопросы обсудить».

Обсудить
Осталось прикопать
Неуязвимые бактерии угрожают гибелью человечеству
Спиральная галактика NGC 3521Их взрывы
Найден источник инопланетных сигналов
Адский пепел
Что сотворило с человечеством мощнейшее в истории извержение вулкана
Лица не увидать
Пользовательницы Instagram посвящают аккаунты своим пятым точкам
«Этим парням не нужен от меня секс»
История феминистки из Абу-Даби, которая живет за счет мужчин
Дональд Трамп с женой Меланией и моделью Хайди Клум в 2008 годуБойкот по-голливудски
На инаугурации Трампа не будет звезд?
Хейтеры возненавидят
Обычные женщины, прославившиеся в Instagram благодаря лишнему весу
За сотку до центра?
Настоящие раритеты, заканчивающие жизнь в роли африканского такси
Тест-драйв самого красивого бюджетника
Длительный тест Renault Kaptur, симпатичнейшего из бюджетников: часть первая
Тест седана с динамикой суперкара
Тест Audi S8 Plus — представительского седана с максималкой 305 км/ч
5 уникальных суперкаров, погибших в авариях
Очень редкие автомобили, которые закончили жизнь в ДТП
«Теперь она бомж и живет в закутке под лестницей»
История преподавательницы, лишившейся трех квартир в Москве
«Мы начали решать свои проблемы, как в 90-х»
За потребительские кредиты смогут отбирать квартиры
Развели тут бордель
Экскурсия по самому большому публичному дому Южного полушария
Война дворцам
Каких домов лишились в 2016 году звезды Голливуда