Новости партнеров

Встать у штурвала

Как получить капитанский диплом и не свалиться за борт

Фото: Corbis / East News

С наступлением осени яхтенные школы открывают набор на зимние теоретические курсы. Самое время идти учиться на капитана, чтобы уже весной, получив права, где-нибудь в Хорватии или Турции взять яхту в аренду и провести неделю с друзьями или с семьей на море. «Лента.ру» расскажет, как стать главным человеком на борту.

Капитан яхты — это не только человек, способный управлять судном. В первую очередь это тот, кто умеет управлять людьми и не боится брать на себя ответственность за свои решения. От капитана зависит практически все: безопасность экипажа, микроклимат на борту, качество отдыха в целом. Стать капитаном непросто. Яхтенная школа — всего лишь первая ступенька на мостик. Но без соответствующего сертификата на право управления судном капитаном точно не стать.

Право без права

Во многих цивилизованных странах капитанский диплом для выхода в море формально не требуется вовсе. Владельцу судна достаточно иметь страховку, аналогичную нашему КАСКО. Другое дело, что страховая компания, оформляя документы, может потребовать права. Но для аренды яхты, что случается гораздо чаще, наличие прав яхтенного капитана обязательно.

Некоторые страны имеют собственные национальные морские права, признающиеся по всему миру. Программа обучения для получения таких прав сертифицирована в международном агентстве по береговой охране (MCA) — специальной организации, занимающейся выработкой правил и обеспечением безопасности на море.

Национальные права, и даже несколько, существуют и в России. Главная организация, выдающая права в нашей стране, — Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС). Это по сути своей водное ГАИ. Права, выдаваемые ГИМС, даже внешне похожи на старые автомобильные. Даже если вы обычный рыбак на маленькой резиновой лодке, то вам надо в ГИМС. В правах ГИМС существует четыре категории, по аналогии с автомобильными — лодка, катер, скутер и яхта. Кроме того, отдельно вы открываете для себя регион плавания — внутренние водные пути (реки, озера, водохранилища) или открытое море.

По стопам ГИМС пошло Министерство транспорта, также получившее разрешение выдавать свои собственные права. Они аналогичным образом делятся категории и по идее должны приниматься везде, но на практике бывает по-разному.

Не так давно Федерация парусного спорта России начала выдавать спортивные права для участия в гонках. Вот и получается, что для того, чтобы прийти на соревнования на лодке, нужны права ГИМС, а чтобы в соревнованиях поучаствовать — права Федерации. При этом ни одни из этих прав официально за границей не признаются.

Некоторые могут возразить: мол, мне давали яхту по правам ГИМС в Хорватии. Действительно, охочие до денег коммерсанты могут сдать вам яхту по вышеназванным правам, но при этом они не предупредят вас о том, что страховка по вашим правам работать не будет. А если учесть, что любой, пусть даже самый простой страховой случай обходится в тысячи евро убытков, ваш отдых может быть как минимум безвозвратно испорчен, а по максимуму вы попадете на круглую сумму.

Загвоздка все в том же MCA. Ни одна российская программа обучения не прошла сертификации в этой организации. ГИМСу это, по-видимому, не очень надо, так как основной контингент его — рыбаки и владельцы катеров. Минтрансу — тоже. Федерация парусного спорта уже четвертый год собирается отправить программу на согласование в MCA, но воз и ныне там. Именно поэтому для тех, кто хочет управлять яхтой по всему миру, в России появились школы, выдающие международные права. По иронии судьбы эти документы, конечно же, недействительны в России.

Поверх барьеров

Кроме национальных существуют две международные школы, прошедшие сертификацию программ обучения в MCA и открывшие в различных странах мира свои филиалы. Одна из них — британская Королевская яхтенная ассоциация (Royal Yacht Assosiation или сокращенно RYA), а другая — канадско-американская школа International Yacht Training (IYT). Спор о качестве обучения в этих двух школах идет постоянно.

На первый взгляд кажется, что RYA — предпочтительнее. Требования к образовательному процессу, оборудованию и расположению учебного класса, а также местам проведения практики у RYA значительно строже. Все это привело к тому, что школ RYA в России нет. Есть те, кто оказывает посреднические услуги по отсылке студентов за границу. Для россиян это не очень удобно. Во-первых, дороже, во-вторых, занимает больше времени, в-третьих, требует хорошего знания языка, так как по стандартам RYA преподавание ведется на английском. Получается, пока язык не выучишь — капитаном не станешь. Да и понимать совершенно незнакомый материал на другом языке — достаточно сложное дело.

С информацией о RYA в России следует быть осторожней. Приведу лишь один факт. Некий весьма предприимчивый субъект зарегистрировал в нашей стране Русскую яхтенную ассоциацию. По-английски это звучит как Russian Yachting Association. Не трудно заметить, что в сокращении британская и русская ассоциации пишутся одинаково — RYA. Дальше дело за малым: логотип, похожий на английский, цветной принтер, ламинатор — и яхтенные права готовы.

В качестве альтернативы RYA в России появились филиалы IYT. И в этом случае тоже все пошло по обычному для нашей страны сценарию. Первая школа IYT открылась в 2004 году по соглашению с турецкой школой Джима Гекова. Долгое время, пока спрос на яхтинг в России оставался незначительным, школ было всего четыре-пять на всю страну. Но в последние пять лет их количество росло в геометрической прогрессии. Многие капитаны, а также те, кто решил променять скучные офисные будни на полную приключений жизнь на яхте, решили стать преподавателями. Для примера: в Испании, где король — главный яхтсмен всей страны, школ IYT — всего пятнадцать, а в России, где, как известно, в большем почете горные лыжи и хоккей с дзюдо, их тридцать семь! Это максимальный показатель филиалов IYT по всем странам.

С увеличением количества школ катастрофически стало падать качество образования. Многие школы вообще предлагают недельный курс и сразу выдают права капитана. Не далее как неделю назад у меня проходил практику выпускник одной из таких школ. Он не только не мог управлять яхтой, но даже не знал основных принципов хождения под парусами. Тем не менее имел в кармане диплом капитана.

На мой взгляд, в России не так важно, под каким брендом проходит обучение, — важно, кто учит и какие цели ставит. На одной чаше весов бизнес-эффективность и количество выданных дипломов, на другой — качество обучения. При этом реальная цена всему — человеческая жизнь. Ни больше ни меньше.

Большая разница

Как разобраться с таким количеством школ и отделить зерна от плевел? В первую очередь не стоит гнаться за дешевизной. Пару лет назад несколько школ закрыли за торговлю дипломами, сейчас они снова вышли на рынок. Во-вторых, оценивать школу по ее репутации, году образования и преподавательскому составу. В конечном счете именно от этого зависит, насколько основательно вы освоите материал, а значит — сумеете гарантировать безопасность экипажа. Конечно, конкуренция на рынке заставляет школы снижать цену, уменьшать количество часов теории. Но школы, думающие о качестве образования, а значит, и о своей репутации, редко идут на поводу у рынка. Велика цена ошибок на море. Поговорите с теми, кто уже стал капитаном, посмотрите сайты, форумы.

В реальности из всего многообразия можно выделить пять-семь школ в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, которые на протяжении десятка и более лет выпускают хорошо подготовленных яхтенных капитанов: Московская яхтенная школа, школа Олега Гончаренко, Русский яхтенный центр, 60 North Федора Дружинина, Центр морского права, Ассоциация шкиперов Алексея Панасенко. Здесь вы гарантированно получите хорошее образование.

Курс обучения делится на подкурсы: строение лодки, навигация, метеорология, планирование путешествия, юридические аспекты яхтинга, приемка и сдача лодки, радиообмен, спасение и безопасность на море, первая помощь. Как правило, у достойных школ есть дополнительные курсы — морской английский, гоночный яхтинг, медицинская помощь.

Еще одной особенностью хорошей школы является уровень сервиса для курсантов, особенно при первом выходе в море. Например, организация совместных флотилий, где новички-капитаны вместе с преподавателями впервые выходят в море. Выпускники не чувствуют себя брошенными на произвол судьбы и привыкают стоять на мостике постепенно, с минимальным стрессом. В дальнейшем такая школа помогает выпускникам арендовать яхты, оказывает бесплатные консультации по выбору маршрута и времени отдыха, организует дополнительные занятия по повышению квалификации.

Конечно, никто не застрахован от ошибок. Мало кто с первого раза способен освоить все тонкости морского ремесла. Но образование в хорошей школе поможет быстрее и легче принять правильное решение в сложной ситуации на море. А они порой бывают.