В библиотеке имени Достоевского при поддержке проекта «Эшколот» состоялась лекция израильского археолога Михаила Фрейкмана «Царица Савская и Соломон: Саба и Иудея в свете археологии». Он рассказал о том, как с помощью Библии можно изучать историю Древнего мира и как ладан связал Иудею и Сабу. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.
Царица Савская — одна из самых таинственных и легендарных личностей в мировой истории. Мы почти ничего о ней не знаем — неизвестно даже ее имя, а вся дошедшая до наших дней информация в основном ограничивается лишь коротким упоминанием ее в Библии.
Знаменитая встреча царицы Савской с израильским царем Соломоном, как гласит 10 глава Третьей книги Царств, произошла около трех тысяч лет назад в Иерусалиме. Из библейского текста не очень понятны истинные цели ее визита. Трудно поверить, чтобы правительница страны, находящейся на расстоянии в две тысячи километров от Израиля, рискнула бы отправиться в столь далекое и опасное путешествие только для того, чтобы «испытать загадками» Соломона. В Священном Писании лишь упоминается, что главным итогом встречи стало установление торговых отношений между двумя государствами.
Что это была за страна, которой управляла легендарная царица? Большинство современных ученых отождествляют ее с Сабой — одним из древнейших государств Ближнего Востока, находящимся на территории северо-западной части современного Йемена. Но почему тогда культ этой женщины сложился совершенно в другом месте — в Эфиопии?
Соломоново кольцо и Ковчег Завета
В отличие от скупого упоминания в Библии, в священной древнеэфиопской книге «Кебра нагаст» (в переводе с языка геэз — «Книга о Славе Царей») посещение Израиля царицей Савской описано очень подробно. Там говорится, что визит Македы (под таким именем она известна в Эфиопии) длился целый месяц, в течение которого славившийся своей мудростью Соломон раскрывал ей все тайны мироздания.
Но философскими беседами итоги поездки не ограничились. Через девять месяцев и пять дней после отбытия из Иерусалима у царицы родился сын Менелик I, ставший впоследствии основателем династии эфиопских императоров (последним из них был Хайле Селассие I, убитый в 1975 году). В возрасте 22 лет, взяв у матери кольцо Соломона, Менелик I отправился к отцу в Израиль. Если верить «Кебра нагаст», Соломон его принял радушно и предложил стать своим наследником, поскольку Менелик был его старшим сыном. Когда юноша отказался и решил вернуться на родину, заботливый отец отправил вместе с ним старших сыновей знатных израильских родов, а также подарил ему главную святыню своего народа — Ковчег Завета из Иерусалимского храма.
Фото: Robert Harding / Global Look
Эфиопы до сих пор утверждают, что настоящий Ковчег Завета по сей день хранится в главном храме Эфиопской православной церкви — соборе Святейшей Девы Марии Сиона в городе Аксум. Трудно сказать, насколько это заявление обоснованно, но есть одна любопытная деталь: после того как Ковчег Завета оказался в Святая святых Иерусалимского храма, о нем сразу перестали упоминать. Более того, когда в 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор разграбил и разрушил храм Соломона, Ковчега Завета там уже не было.
Как бы то ни было, современный эфиопский мир является уникальным хранителем культурно-религиозных традиций, восходящих еще к ветхозаветным временам. Только у эфиопских православных христиан существует древнеиудейская практика обрезания младенцев мужского пола на восьмой день после рождения, только они субботу почитают наравне с воскресеньем и соблюдают кашрут (система иудейских религиозных правил, регулирующих широкий круг юридических и ритуальных вопросов — прим. «Ленты.ру»).
Пожалуй, самое главное — нынешние эфиопские евреи (фалаша) считают себя потомками тех самых представителей высшей израильской знати, которых царь Соломон три тысячи лет назад вместе с Ковчегом Завета отправил в помощь своему сыну Менелику. В XX веке выдающийся лингвист Хаим Полоцкий доказал, что в древнеэфиопском языке геэз, на котором написаны все священные книги эфиопов, очень много слов заимствовано непосредственно из иврита.
Иудейская геополитика
Возникает закономерный вопрос: какое отношение имеет Эфиопия (библейское название — Куш) к царице Савской, если ее государство располагалось на юге Аравийского полуострова? Дело в том, что археологические раскопки в Йемене и Эфиопии говорят о необычайной схожести существовавших там культур. Например, культовая архитектура обеих стран не уступала по монументальности лучшим храмам Древнего Египта (храм в Йеха в Эфиопии, руины храма Бар'ан в Марибе в Йемене). Это дает основание предполагать и о политической общности этих территорий в первом тысячелетии до нашей эры. Иными словами, либо переселенцы из Йемена впоследствии обосновались в Эфиопии, либо наоборот, и на этот счет ученые до сих пор ведут споры.
Мне ближе точка зрения, согласно которой метрополией была именно Саба, поскольку известно, что она в древности была сильным государством, и ее побаивались в Иерусалиме. Возможно, именно этим и был обусловлен интерес Иудеи к Эфиопии. Оказывая на нее сильное культурное и политическое влияние (в Библии упоминается, что в Иерусалиме была большая эфиопская диаспора), иудейские цари стремились укрепить свои внешнеполитические позиции в регионе.
Сейчас на территории современного Израиля ведутся раскопки, в ходе которых все чаще и чаще встречаются артефакты сабейского происхождения. Они указывают на то, что в начале первого тысячелетия до нашей эры иудео-сабейские контакты заметно активизировались. Как я уже говорил, два государства отделяют друг от друга более двух тысяч километров. Казалось бы, какой был смысл вести торговлю на таком расстоянии, да еще через раскаленную Аравийскую пустыню?
Зачем дышать на ладан
Ответ на этот вопрос тоже можно найти в Библии. Она, кстати, может служить важным источником знаний о нашей древности, если подходить к ее сведениям с известной осторожностью. Некоторые ученые считают, что доверять ей вообще не нужно, поскольку она целиком основана на легендах или записях более поздних времен. Однако тщательный анализ библейских текстов показывает, что многие из них действительно основаны на реальных событиях и содержат множество достоверных деталей.
Фото: Reinhard, H. / Arco Images GmbH / Global Look
Ради чего велась столь рискованная и хлопотная торговля Иудеи с Сабой? «Купцы из Савы и Раемы торговали с тобою всякими лучшими благовониями и всякими дорогими камнями, и золотом платили за товары твои», — читаем мы в Книге пророка Иезекииля (Иез. 27:22). «Смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути Савейские», — находим в Книге Иова (Иов. 6:19).
Очевидно, речь идет о смолах миррового и ладанного деревьев, растущих на африканском побережье Красного моря, а также на юге Аравийского полуострова. С глубокой древности и по сей день мирру и ладан раскуривают, а также используют в религиозных целях. По всей видимости, это связано не только с приятным ароматом, но и с их особым свойством — при нагревании эти смолы дают легкий одурманивающий эффект.
Например, легендарная правительница Древнего Египта Хатшепсут отправляла несколько экспедиций за этими деревьями в страну Пут (Пунт), находящуюся в районе Африканского Рога (современные Джибути и Сомали). Как видно на сохранившихся фресках в храме Хатшепсут в Луксоре, саженцы в специальных деревянных кадках поставляли ей прямо во дворец.
Поэтому не следует удивляться тому, что, подобно современным наркотикам, благовония из Сабы и Пута стоили баснословно дорого, а все издержки по их перевозке на большие расстояния с лихвой покрывались огромной прибылью от их продажи.
Два маршрута
Ладан из Йемена в Иудею перевозили либо на судах по Красному морю, либо караванами через Аравийскую пустыню. В Книге Царств упоминается, что в районе современного израильского города Эйлата царь Соломон построил порт Эцион-Гевер, но современные раскопки выявили, что крупное прибрежное поселение на этом месте появилось двумя столетиями позже периода правления Соломона. Сухопутный путь проходил через Мекку и Медину, откуда часть караванов отправлялись на восток, в сторону Месопотамии и Персии (нынешние Ирак и Иран). Главный же маршрут шел через Петру (современная Иордания) и Иудею в порт Газа, откуда благовония распространялись по всему Средиземноморью.
В древнем мире ладан был равноценен золоту, поэтому контроль над путями его доставки имел важное стратегическое значение. Борьба за них в значительной степени определяла всю систему международных отношений на древнем Ближнем Востоке. Довольно-таки быстро монополию в торговле благовониями удалось установить Иудейскому царству, на чьей территории и находился порт Газа.
В ходе последних археологических раскопок на территории современного Израиля было найдено несколько сабейских жертвенников VIII-VII веков до нашей эры. Как определили их йеменское происхождение? В древности большинство жертвенников были вертикальными каменными прямоугольниками с выдолбленным сверху углублением для раскуривания благовоний и прочих трав. В Йемене же, в отличие от Иудеи и других регионов Ближнего Востока, по краям жертвенников не было ритуальных рогов, олицетворявших божественную силу. Именно такие безрогие жертвенники и продолжают находить в южной части нынешнего Израиля.
О чем говорят эти находки? Если посмотреть на карту, то сразу можно заметить, что сабейские жертвенники без рогов встречаются в основном вдоль торгового пути из Йемена в Газу. Именно эти дороги в древности принадлежали Иудейскому царству. То есть в VIII-VII веках до нашей эры между Иудеей и Сабой были интенсивные контакты и велась обширная торговля.
Сохранились свидетельства того, что мода на сабейские благовония серьезно повлияла на религиозные представления иудеев. Распространение ладана, а вслед за ним и культа сабейских богов очень возмущало библейских пророков: «и войдут Халдеи, осаждающие сей город, зажгут город огнем и сожгут его и домы, на кровлях которых возносились курения Ваалу и возливаемы были возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня» (Иер. 32:29). Но даже их авторитет был бессилен перед новой традицией курить ладан, которая вскоре распространилась по всему Ближнему Востоку.
Лишь бы не было войны
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Данные археологии подтверждают активные торговые и политические связи Иудеи с Сабой, но не во времена царствования царя Соломона (X век до нашей эры), а несколькими столетиями позже.
Поэтому само библейское повествование о романтической встрече царя Соломона с царицей Савской — это исторический анахронизм, метафорично отображающий возникновение и развитие тесных торговых и даже культурно-религиозных контактов в древнем мире. В этой связи не имеет большого значения, существовала ли эта женщина на самом деле и как ее звали — важно понимать, как в далеком прошлом люди общались. Сейчас раскопки в Израиле идут полным ходом, и, возможно, нас еще ожидают новые открытия. Главное, чтобы им никто не смог помешать.