Новости партнеров

Путь самурая

Как небольшой компании привлекать инновации с открытого рынка

Гульнара Биккулова
Фотография предоставлена пресс-службой РВК

Мир меняется. Сейчас у любой компании есть шанс быть конкурентоспособной на глобальном уровне. Меняются каналы продаж, способы информирования покупателя о тех или иных продуктах. Появляются новые платформы, где можно покупать без посредников. Малый и средний бизнес понимает, что на этом рынке инновации — не блажь, а способ оставаться сильным и конкурентоспособным игроком. Гульнара Биккулова, член правления РВК и руководитель федерального стартап-акселератора GenerationS делится опытом о том, как небольшой компании выстраивать инновационную стратегию в условиях ограниченных ресурсов и какие инструменты поддержки есть в России.

Гульнара, инновации, опытно-конструкторские разработки, научные исследования — все это очень дорого. Как небольшой компании подступиться к этой теме?

Гульнара Бикулова: Здесь на помощь приходит модель «открытых инноваций». Компании берут готовые технологии и разработки с внешнего рынка и совместно с разработчиком адаптируют их под свои задачи. Это позволяет сэкономить на собственном R&D и выбирать из большого количества доступных на рынке решений. В контексте малого и среднего бизнеса модель «открытых инноваций» особенно успешно развивается в странах со стабильной экономической системой, где есть семейный бизнес, который передается из поколения в поколение. Обычно это очень традиционные предприятия, которые сдержанно воспринимают нововведения, но понимают, что им нужно меняться и идти в ногу со временем. Они предпочитают привлекать инновации с внешнего рынка, вместо того, чтобы кардинально менять собственный уклад.

Причем для малого и среднего бизнеса тема «открытых инноваций» немного серьезнее, чем для больших компаний. Большая компания, экспериментируя с идеями и технологиями из внешней среды, может позволить себе «поиграть» и с процессными инновациями, и с продуктовыми, и со стратегией. У маленьких компаний такой возможности нет, для них инновации — это способ выжить на конкурентном рынке. Так что для них это, как правило, стратегическое и долгосрочное решение.

Как лучше организовать работу, если внутри компании нет собственных технологических компетенций?

Как правило, в небольших компаниях часто нет собственных технологических компетенций, и модель «открытых инноваций» позволяет их приобрести. На практике это означает, что компания находит разработчиков интересных технологий и формирует с ними совместный бизнес. Количество таких партнеров обычно измеряется единицами, поскольку управление их интеграцией в действующий бизнес отвлекает серьезные ресурсы и стоимость ошибки очень высока. В развитых странах для поиска таких партнеров владельцы бизнесов обращаются в региональные агентства поддержки малого бизнеса, местные университеты, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы.

Более успешными являются те компании среднего и малого бизнеса, в которых руководитель имеет за плечами опыт работы в корпорации и понимает, как выстраивать систему управления инновациями. Ведь «открытые инновации» — это чисто менеджерская история. Есть стратегия, тактика, инструменты. На Западе люди изначально подходят к этой теме как к бизнес-процессу, там есть специалисты, которые умеют управлять сложным комплексом отношений с разнородными партнерами, позволяющим извлекать из всего этого многообразия стратегические преимущества для корпорации. В России тоже начинает приживаться такой подход. Я верю, что мы уже пережили стадию развития рынка, когда инновации были скорее данью моде или делались под принуждением. Имитировать открытость на протяжении долгого времени очень не просто, поэтому сейчас на слуху те компании, которые занимаются этим серьезно.

Какие инновации сейчас востребованы у российских компаний?

Традиционно считается, что в России пока не исчерпан ресурс «процессных» инноваций, что мы не очень эффективны с точки зрения бизнес-процессов и надо в первую очередь повышать эффективность работы, а потом уже думать про «прорывные» инновации. Но я считаю, что компаниям, которые строят долгосрочную стратегию, недостаточно формировать ее вокруг оптимизации бизнес-процессов. Если компания рассчитывает на лидерство, пусть даже на очень узком рынке, нужно выстраивать стратегию «открытых инноваций» — формировать вокруг себя сеть партнеров, с которыми эта цель может быть достигнута быстрее, экономичнее и эффективнее.

Куда идти небольшим российским компаниям, если они решили попробовать модель «открытых инноваций»?

Это вечная проблема. Вроде бы ресурсов предостаточно, но мы будто находимся в разных плоскостях. У среднего бизнеса свой круг общения, своя информационная среда. Она часто не пересекается с инновационной системой — технопарками, инкубаторами, венчурными фондами, стартап-площадками. Здесь прежде всего встает вопрос коммуникации. Обычно профессиональными коммуникационными платформами становятся отраслевые кластеры, которые сейчас активно формируются в России и которые вовлекают разных игроков, заинтересованных в совместном развитии. И большие корпорации, и маленькие компании, университеты, правительство, инфраструктурные организации. «Точками входа» также могут быть институты развития, за каждым из них есть свой пул технологических компаний и партнеров и экспертиза в том, как более эффективно выстроить сотрудничество.

Кроме этого, не стоит исключать и «личные связи». В России растет количество людей, включенных в «экономику знаний». У каждого есть знакомые или родственники, либо сами попробовавшие сделать стартап, либо проинвестировавшие в технологии. Каждый такой человек может стать проводником в инновационную экосистему.

На мой взгляд, если есть желание, возможности найдутся. При этом со стороны государства важно сделать так, чтобы сама инфраструктура стала более прозрачной и барьер входа в сферу инноваций был максимально низким. Мы в РВК тоже занимаемся развитием инфраструктуры, выстраиваем общее коммуникационное поле. Одна из наших программ, которая помогает развивать экосистему “открытых инноваций” — стартап-акселератор GenerationS.

Как работает GenerationS?

Акселератор проходит в несколько этапов. С марта по июнь мы собирали заявки от молодых технологических команд со всей страны. Их набралось больше двух с половиной тысяч, и за каждой заявкой стоит реальная наукоемкая технология. В этом году получился очень качественный отбор. В июле и августе эти команды прошли интенсивную программу развития бизнеса в онлайн-формате, затем в несколько этапов из них отобрали 141 проект — участников семи отраслевых направлений GenerationS, по которым мы работаем в этом году: энергетика, умный город, авиакосмическая отрасль, медицина и биотехнологии, робототехника, нефтегаз и телекоммуникации. Сейчас эти команды проходят очную акселерационную программу по своим отраслевым направлениям. Уже 24 ноября по итогам полуфиналов и финальной презентационной сессии определятся три проекта-победителя GenerationS-2015.

Мы проводим акселератор уже третий год. Особенностью этого года стал переход к модели корпоративных акселераторов. Каждое отраслевое направление курируют корпорации из числа лидеров своей отрасли, всего в проекте задействовано более 30 компаний. Среди них РусГидро, КЭС Холдинг, МОЭСК, МТС, Сбербанк-технологии, НПО «Сатурн», РКК «Энергия», МОРТОН, Johnson&Johnson, Фармконтракт, Сиббиофарм, Татнефтехиминвест-холдинг. Они предоставляют молодым командам экспертные ресурсы и возможность пилотировать свои технологии в реальных условиях. Партнерское участие также принимают ВТБ24, Альфа-банк, ЭФКО и многие другие.

Акселератор помогает привлекать к работе с инновационными компаниями малый и средний бизнес?

Такой эффект не закладывался специально, поскольку в этом году мы делали ставку на работу с большими компаниями. Но заметили, что в проект вовлекается и средний и малый бизнес. GenerationS — сетевой проект. У каждого отраслевого направления свой пул партнеров, менторов, экспертов, в том числе из успешных предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса.

Особенно ярко мы заметили этот эффект в прошлом году в Казани и в Томске. Мне было интересно узнать, что в Томске сложилась самодостаточная предпринимательская экосистема. Есть компании среднего и даже крупного размера, которые не очень известны на федеральном уровне, но при этом активно развиваются не только в России, но и имеют присутствие на международных рынках. А главное – это компании, которые живут, как это принято говорить, в концепции «устойчивого развития». Они не просто заинтересованы в том, чтобы развивался томский регион, но и много делают для этого, занимаясь социальными проектами и в том числе работая со стартапами.

А что будет идеальным результатом GenerationS этого года?

Поскольку нашей целью было вовлечь корпорации, хорошим результатом станут сделки наших корпоративных партнеров с участниками акселератора — пилотные испытания продуктов и технологий, тестовые закупки, включение продукции стартапов в технологические и маркетинговые цепочки корпораций. А в идеале хочется, чтобы наши корпоративные партнеры не прекращали начатую в этом году работу и продолжали заниматься “открытыми инновациями” и по окончании нашего совместного проекта. Сейчас у них появились свои собственные платформы, чтобы заниматься этим самостоятельно: инфраструктурные партнеры, венчурные фонды, ангельские клубы и другие структуры.

По сути, в рамках GenerationS мы занимаемся хэдхантингом. Находим правильных людей в корпорациях, инновационных структурах, соединяем людей в команды, помогаем им настроить рабочие связи, чтобы система могла дальше функционировать без нас. Это тоже один из результатов, который мне очень нравится — то количество новых людей, которое появилось в GenerationS. Это огромный ресурс для развития инновационной экономики.

Ольга Будник

www.generation-startup.ru

Статья подготовлена по материалам РВК