Баня, елка, самогон

Мало кто из российской глубинки сможет отдохнуть на Новый год за рубежом

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Если раньше новогодние поездки многие россияне бронировали еще осенью, то в этом году никто не торопится выкупать путевки и билеты. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), продажи зарубежных туров в зимние праздники сегодня в пять раз меньше показателя двухлетней давности.

Самостоятельные путешественники, предпочитающие отдыхать без путевок, тоже не так активны. В частности, как отмечают представители онлайн-сервисов по продаже билетов, пока на даты с вылетами с 28 декабря по 7 января забронировано почти в два раза меньше мест, чем в прошлом году к тому же моменту времени.

Самые активные продажи традиционно приходятся на период с 10 ноября по 10 декабря, но представители туротрасли уже прогнозируют падение выездного туризма на 50 процентов и более в зависимости от направления.

«Последние пару месяцев продажи встали по многим факторам: произошел очередной скачок валют, к которому добавились ситуация с банкротством "Трансаэро", падение экономики в стране и, как следствие, доходов населения», — говорит директор по работе с отелями и партнерами DaTravel.com Федор Егоров. Но основная причина отказа россиян от поездок — все-таки девальвация: если в прошлом году большая часть путевок приобреталась до резкого скачка валюты, то сегодня гражданам приходится покупать туры и билеты по верхней планке курса 2014 года.

Чем дальше, тем беднее

Уход с рынка «Трансаэро» привел сразу к нескольким неприятным последствиям. По словам директора «Связной Трэвел» Алексея Дороша, клиенты, купившие билеты на Новый год у «Трансаэро», вынуждены искать замену, причем уже по ценам на 30-50 процентов выше. Многие вынуждены изменить свои планы и вообще отказаться от новогодней поездки.

Кроме того, растут цены на зарубежные направления, поскольку крупный игрок в основном обслуживал выездные турпотоки. Если регулярные рейсы «Трансаэро» решено сохранить до 15 декабря, то все чартеры были отменены уже 25 октября.

«Не секрет, что во многом за счет союза "Трансаэро" и "Библио-Глобуса" на рынке было очень много доступных туров. Для самостоятельных туристов у перевозчика также имелось немало привлекательных по стоимости зарубежных рейсов», — объясняет Федор Егоров. Теперь, по его словам, на многих этих направлениях останется фактически один перевозчик, и цены неизбежно поднимутся.

По мнению президента «Натали Турс» Владимира Воробьева, рост цен и дефицит билетов ожидается на дальнемагистральных направлениях, где доминировала компания «Трансаэро»: в Бангкок, Пхукет, Гоа, Доминикану, Мексику и на Кубу. На ближнемагистральных (Египет, Турция) существенного увеличения тарифов, скорее всего, не произойдет, поскольку там самолеты «Трансаэро» заменят борты «дочки» «Аэрофлота» — «Оренбургских авиалиний». Если на массовых направлениях стоимость авиабилетов может увеличиться на 5-10 процентов, то на дальнемагистральных — от 20 процентов и более, соглашается Алексей Дорош.

В итоге многим россиянам, и в первую очередь из регионов, где платежеспособность населения падает более стремительно, поездки в этом сезоне окажутся не по карману. «В условиях драматического падения реальных доходов населения сильнее, конечно, пострадали небольшие региональные города: там изначально средний доход был значительно ниже, чем в миллионниках, а предложений по отдыху меньше», — говорит Алексей Дорош из «Связной Трэвел». С уходом с рынка «Трансаэро», с которым было связано огромное количество туроператоров, количество предложений для регионов еще сократилось, добавляет эксперт.

Поскольку «Трансаэро» совершал много прямых рейсов из российских городов на зарубежные курорты, то теперь вчерашним клиентам этой авиакомпании придется летать через столицу, что не только доставляет неудобства, но и значительно удорожает поездку.

Впрочем, за падение регионального туристического рынка отвечает не только «Трансаэро». Сокращают полетную программу из регионов за границу и другие перевозчики. Генеральный директор OZON.Travel Дмитрий Яковлев прогнозирует закрытие некоторых зарубежных направлений с вылетом из регионов из-за падения турпотока в целом.

Больше повезло путешественникам из столицы и крупных городов. «Спрос просел везде, но жители миллионников пострадали меньше», — рассуждает Дорош. Раньше те, кто выбирал, скажем, между Западной Европой или США, теперь могут хотя бы переориентироваться на Восточную Европу или Египет. Те же, кто мог позволить себе лишь самые недорогие пакетные туры в Египет или Турцию, в нынешних условиях, скорее всего, предпочтут отдохнуть внутри страны, либо вообще откажутся от каникулярных поездок в пользу других видов более насущных расходов, добавляет эксперт.

Родина, еду я на родину!

По словам представителей туррынка, даже те, кто не отказывается сегодня от полюбившегося за долгие годы отдыха вне дома, все равно предпочитают экономить. «Главный тренд лета — цена решает все и уход в "эконом"-направления — характерны и для предстоящих новогодних праздников», — отмечает PR-директор туроператора TEZ TOUR Лариса Аханова. Список зарубежных направлений для отдыха на праздники по-прежнему возглавляет Египет, где отели работают по системе «все включено» и можно вообще обойтись без дополнительных расходов.

Что касается других стран, то россияне зачастую выбирают более скромные варианты размещения, нежели ранее. «В этом году наше новогоднее портфолио адаптировано к изменившемуся спросу: мы добавили, например, отелей 3-4 звезды», — сообщили «Ленте.ру» в пресс-службе оператора TUI Россия. В итоге более 65 процентов объема продаж туроператора зимой составят туры со средним чеком менее 800 долларов на человека.

Горнолыжные туристы в качестве альтернативы дорогому отдыху в Западной Европе теперь выбирают безвизовую Сербию, Болгарию, Андорру и Финляндию. По словам Ларисы Ахановой, горнолыжники ставят во главу угла цену и планирование своих расходов на отдых. Есть два типа туристов: те, кто едут в конкретные отели, как правило, 4 и 5 звезд, и те, кто не смог отказаться от отдыха, но решил сильно сэкономить. «Это значит, что они предпочитают апартаменты и пансионы, туры предельно низкой стоимости, куда уже включены ski–pass, все трансферы, прокат и т.д.», — говорит Аханова.

Те же тенденции наблюдаются и среди самостоятельных путешественников. «Туристы из Москвы сменили Европу на страны СНГ, Турцию и Таиланд», — рассказывает Федор Егоров из DaTravel.com. В регионах откладывают покупку билетов за границу, отслеживая специальные предложения авиакомпаний. В целом, добавляет эксперт, предпочтения смещаются в пользу внутренних направлений, таких, как Калининград, Крым, Краснодарский край.

Хотя россияне и переориентируются на отдых внутри страны, это не покрывает спада выездного туризма. «Спрос на внутренние направления вырос всего на 10 процентов, а на внешние упал на 50 процентов и более», — констатирует Дорош. Внутреннему туризму мешают цены на перелет. По данным сервиса «Туту.ру», средние тарифы на авиабилеты по России на новогодние праздники выросли почти на 16 процентов: с 6353 рублей в прошлом году до 7367 рублей в этом — за один билет в одну сторону.

Большинство сограждан в этом году откажутся от отдыха, уверены эксперты. Если в первой половине года многие потребители еще жили «по инерции», стараясь по возможности путешествовать, то сейчас ситуация меняется в корне. «Многие туристы уже откладывают средства на летний отпуск, поскольку в текущих условиях не могут позволить себе отдохнуть два раза в год», — резюмирует гендиректор компании Level.Travel Дмитрий Малютин.

подписатьсяОбсудить
08:02 Сегодня

Дружеская война на поражение

Зачем Евросоюз предъявляет претензии американским корпорациям
10:49 28 сентября 2016

«Автошколы — это бизнес, не нужно на них цыкать»

Председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев о водительской реформе
Дружеская война на поражение
Зачем Евросоюз предъявляет претензии американским корпорациям
«Автошколы — это бизнес, не нужно на них цыкать»
Председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев о водительской реформе
Приручить дракона
Что мешает российским машиностроителям покорить Китай
Подозрительные лица
Кто и для кого хотел приобрести Vivacom
«Бурлаки прорубили здесь стенку, чтобы достать утопленника»
Алексей Иванов и Екатерина Дементьева читают «Золото бунта»
Не хочу учиться
11 показательных фильмов о детской и подростковой сексуальности
«Люди не видят разницы между порнографией и искусством»
Галеристы и фотографы о закрытии выставки Стерджеса
Дживан Гаспарян«Я хотел, чтобы дудук любили все»
Дживан Гаспарян об отношении к жизни, искусству и главных качествах музыканта
«Все мировые музеи наполнены обнаженкой»
Способствуют ли запреты на наготу нравственному воспитанию
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США