X5 Retail Group (объединяет сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») совместно с Федеральной службой государственной статистики (Росстат) представили новый индекс потребительских цен, отражающий изменения стоимости продуктов питания и причины этих изменений. Индекс «Пятерочки» позволит следить за динамикой цен на продукты в конкретной торговой сети и поможет экспертам рынка, регуляторам, органам власти в их работе. Кроме того, индекс «Пятерочки» пригодится для расчета своего бюджета тем, кто приобретает продукты в магазинах эконом-класса.
Условные цены
Согласно данным Росстата, опубликованным 5 ноября, в октябре стоимость продуктовой корзины (условного минимального набора продуктов питания из 33 наименований) в расчете на месяц составила 3516,5 рубля, увеличившись на 6 процентов относительно начала года. При этом в Москве минимальный продуктовый набор стоил 4196,5 рубля (рост на 6,4 процента с начала года), в Санкт-Петербурге — 4211 рублей (рост на 8,2 процента).
Начальник управления статистики цен и финансов Росстата Лариса Кобринская на презентации в агентстве ТАСС нового информационного инструмента обратила внимание на важность Индекса потребительских цен (ИПЦ). «Он широко используется при проведении государственной финансовой и денежно-кредитной политики, для анализа и прогноза ценовых показателей в экономике, изучения социально-экономических явлений, пересмотра социальных выплат, а также при расчете прожиточного минимума», — подчеркнула Кобринская. Росстат ежемесячно мониторит 506 товаров и услуг массового потребления, в том числе цены на продукты питания.
Однако средняя цена различных продуктов в корзине сродни средней температуре по больнице, подчеркивают в Росстате. «Учитывая просторы нашей страны и различные факторы, влияющие на ценовые показатели, стоимость продуктовой корзины в разных регионах России значительно отличается», — отметила Кобринская. По данным Росстата, в октябре самый дорогим был минимальный набор продуктов в Чукотском автономном округе — 8222 рубля, а самым дешевым — в Курской области (2776 рублей). В разных регионах средняя стоимость одних и тех же продуктов различается в разы. Кроме того, Росстат высчитывает средние цены, исходя из данных торговых сетей разных ценовых сегментов — от премиальных до эконом-класса.
Расплели сети
Директор по корпоративным коммуникациям X5 Retail Group Елена Коннова рассказала, что в компанию поступает много запросов о динамике стоимости продуктов. При этом назвать цену конкретного продукта очень сложно, поскольку она меняется в зависимости от производителя (российского или иностранного), региона, логистических издержек и других обстоятельств.
Покупателя, в отличие от чиновников и экспертов, и подавно интересует не абстрактная «средневзвешенная цена» по России, а стоимость определенного товара в конкретной сети.
В связи с этим X5 Retail Group первой из торговых сетей решила ежемесячно публиковать собственный индекс потребительских цен, поясняя при этом причины роста или снижения стоимости отдельных продуктов. «Весь набор поступающих к нам вопросов мы квалифицировали как большой информационный запрос. И решили раскрыть средние цены на основные продукты в одной из наших сетей», — объяснила Коннова на презентации проекта индекса «Пятерочки».
В качестве основы для расчета индекса X5 Retail Group приняла розничные цены в сети «Пятерочка» (а не «Перекресток» или «Карусель»), поскольку именно она обеспечивает более 70 процентов товарооборота X5 и объединяет 6000 магазинов. Индекс «Пятерочки», по словам Конновой, базируется на тех же методах, которыми пользуется Росстат при подготовке официальной статистики. Индекс охватывает магазины «Пятерочка» в европейской части России, поскольку в Сибири и на Дальнем Востоке крупные федеральные торговые сети представлены слабо.
X5 Retail Group — одна из крупнейших российских продуктовых розничных сетей. Компания управляет магазинами экономкласса «Пятерочка», а также супермаркетами «Перекресток» и гипермаркетами «Карусель». Магазины сети расположены более чем в 1000 российских населенных пунктах. Выручка X5 в третьем квартале увеличилась на 28,6 процента по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, достигнув 196 миллиардов рублей. Чистая прибыль увеличилась за тот же период на 21 процент — до 4,14 миллиарда рублей.
Информационный продукт, помимо индекса (соотношение цен в сети с данными Росстата по минимальной корзине), включает два аналитических показателя: «стоимость продовольственного набора "Пятерочки" по средним ценам» и «стоимость продовольственного набора "Пятерочки" по минимальным ценам».
«Благодаря новому индексу все желающие смогут сравнить среднестатистическую стоимость этой корзины, которую ежемесячно рассчитывает и публикует Росстат, с фактическими расходами, необходимыми для приобретения такой же корзины продуктов по средним и минимальным ценам в одной из крупнейших торговых сетей», — говорит директор по маркетингу и поддержке торговой сети «Пятерочка» Полина Киселева. Она отметила, что пользоваться индексом смогут как эксперты рынка и журналисты, которым нужно ориентироваться на показатель средних цен в «Пятерочке», так и рядовые покупатели — им следует обратить внимание на минимальные цены для планирования своих расходов на продукты питания в магазинах эконом-класса.
Индекс «Пятерочки» будет публиковаться ежемесячно на седьмой рабочий день, после публикации данных Росстата.
Сэкономили на овощах
Индекс «Пятерочки» и данные Росстата свидетельствуют о некотором замедлении роста и стабилизации цен в июле-сентябре. Стоимость продуктовой корзины, по данным Росстата, в июле составила 3766 рублей против 3517 рублей — в октябре. При этом продуктовый набор по средним ценам в сети «Пятерочка», согласно индексу X5, стоил в июле 3755 рублей, а в октябре — 3449 рублей, то есть ниже среднероссийских и региональных значений. Стоимость продуктовой корзины по минимальным ценам зафиксирована на уровне 2458 рублей в июле и 2151 рубль — по итогам октября.
Киселева добавила, что цены в сети «Пятерочка» следуют за общими трендами роста или снижения стоимости продуктов, но находятся стабильно чуть ниже рынка. Максимальная разница между средними ценами по России и в «Пятерочке» приходится на фрукты и овощи — например, картофель в сети дешевле почти на треть.
В июле-сентябре средние цены, по словам топ-менеджера «Пятерочки», снижались за счет поступления на рынок свежих фруктов и овощей. Лариса Кобринская из Росстата также подтвердила, что снижение цен носило сезонный характер.
«Это достигается за счет того, что «Пятерочка» всегда старается сохранять низкие цены на социально-значимые продукты и продукты-драйверы. Кроме того, помогает взвешенная закупочная политика и промо-акции», — пояснила Киселева.
В европейской части России отмечено восемь основных продуктов-драйверов, которые в большей степени формируют динамику цен: картофель, морковь, капуста, молоко, куры, растительное масло, яблоки и бобовые (горох и фасоль). Стоимость основных продуктов-драйверов в «Пятерочке» в июле-октябре снижалась: подсолнечное масло подешевело на 30 процентов, охлажденное и замороженное мясо кур — на 18 процентов, питьевое молоко — на 5 процентов.
Директор по маркетингу «Пятерочки» обратила особое внимание на то, что ассортимент этой сети на 90 процентов формируют продукты отечественного производства.