Большой куш Крупнейшие слияния и поглощения 2015 года

Фото: Ueslei Marcelino / Reuters

Количество сделок на российском рынке слияний и поглощений (M&A) в 2015 году уменьшилось на 19 процентов к позапрошлогодним показателям. Всего было зафиксировано 504 сделки, свидетельствуют данные KPMG. Их объем в денежном выражении упал еще сильнее — на 29 процентов, составив 55,8 миллиарда долларов. При этом глобальный рынок M&A вопреки кризису продемонстрировал превосходный результат, побивший рекорд 2007 года в 4,6 триллиона долларов. По данным MarketWatch, общий объем сделок по слиянию и поглощению, объявленных в 2015 году по всему миру, превысил пять триллионов долларов. «Лента.ру» выбрала по пять крупнейших сделок M&A на российском и глобальном рынке.

$160 миллиардов

Покупка производителя ботокса Allergan

В ноябре 2015 года стало известно, что американский фармацевтический гигант Pfizer и зарегистрированный в Ирландии производитель ботокса Allergan намерены объединиться и создать крупнейшую в мире фармкомпанию. Это слияние назвали крупнейшим в фармацевтической отрасли и третьим по величине в истории M&A. Сумма сделки оценивалась примерно в 160 миллиардов долларов. Ее закрытие ожидается во второй половине 2016 года.

$117 миллиардов

Слияние AB InBev и SABMiller

В сентябре крупнейшая в мире международная пивоваренная компания AB InBev (российское подразделение концерна «САН ИнБев», выпускающее марки пива BUD, «Клинское», «Сибирская корона», Stella Artois, «Толстяк» и другие) запустила процесс слияния с конкурирующей SABMiller. Эксперты называют эту сделку крупнейшей за всю историю среди производителей напитков. Процесс слияния должен завершиться во второй половине 2016 года. Сумма сделки составит примерно 117,4 миллиарда долларов. Через четыре года эффект от синергии будет равен 1,4 миллиарда долларов ежегодно.

$81 миллиард

Приобретение BG нефтегигантом Shell

Фото: Arnd Wiegmann / Reuters

В апреле нефтегазовый гигант Shell договорился о покупке британской газовой компании BG Group. Акционеры BG получат за каждую акцию по 3,83 фунта стерлингов, а также 0,4454 акции Shell. Сумма сделки составляет 81,5 миллиарда долларов, после ее закрытия акционеры BG будут владеть 19 процентами акций Shell. Закрытие крупнейшей сделки в нефтегазовой сфере ожидается к середине февраля 2016 года.

$67 миллиардов

Вторая по величине сделка в IT

Американская корпорация Dell и фонд прямых инвестиций Silver Lake приняли решение купить крупнейшего производителя систем хранения данных EMC. Сделка была названа второй по величине в технологическом секторе после слияния AOL и Time Warner в 2000 году (165 миллиардов долларов). Ее сумма составила примерно 67 миллиардов долларов. Для финансирования покупки Dell привлекла кредиты в объеме 40 миллиардов долларов.

$63 миллиарда

Пятый в мире производитель еды

Фото: Eduardo Munoz / Reuters

В марте американские производители продуктов H.J. Heinz Company и Kraft Foods Group подписали соглашение о слиянии. Сумма сделки составила 62,6 миллиарда долларов. Новая структура будет называться The Kraft Heinz Company и станет третьим крупнейшим производителем продуктов питания и напитков в Северной Америке и пятым в мире. Согласно прогнозу руководства, годовая выручка компании составит примерно 28 миллиардов долларов. The Kraft Heinz Company Kraft Heinz будет владеть восемью брендами, стоимость каждого из которых превышает миллиард долларов, и еще пятью брендами, которые оцениваются в 0,5-1 миллиард долларов. Процесс слияния завершится к 2017 году.

$7 миллиардов

Продажа «Стройгазконсалтинга» Газпромбанку и UCP

Газпромбанк и фонд United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича в апреле прошлого года приобрели на паритетной основе 100 процентов «Стройгазконсалтинга» (СГК), некогда одного из крупнейших подрядчиков «Газпрома». Продавцами выступили основатель компании Зияд Манасир и бизнесмен Руслан Байсаров.

Продажа собственниками строительной организации стала следствием конфликта Манасира с «Газпромом», произошедшего еще в октябре 2013 года. Предприниматель пожаловался в возглавляемую Игорем Сечиным президентскую комиссию по ТЭКу на газовую госмонополию, обвинив концерн в затягивании проектов и недофинансировании. В результате СГК лишился крупных контрактов от «Газпрома», составлявших основу его финансового благополучия. Манасир пытался выйти на рынок дорожного строительства, тем самым диверсифицировать бизнес. Но ситуация в компании все равно ухудшалась, в суды посыпались миллиардные иски от банков-кредиторов. В 2014 году в состав совладельцев холдинга вошел Руслан Байсаров, который к моменту продажи СГК довел свою долю до 74 процентов.

$5,7 миллиарда

Консолидация Polyus Gold семьей Керимова

Структуры, подконтрольные семье сенатора Сулеймана Керимова, в конце прошлого года консолидировали немногим менее 100 процентов акций Polyus Gold — головной структуры одного из крупнейших в России золотодобывающих холдингов. Керимов приобрел 37 процентов Polyus за 1,3 миллиарда долларов в 2009 году у Владимира Потанина. Позднее довел размер этого пакета до 40 процентов. В апреле 2015-го фонд Suleyman Kerimov Foundation перевел принадлежащие ему ценные бумаги Polyus Gold в собственность 20-летнего сына Сулеймана Керимова Саида. Через полгода, в ноябре, владельцы более 58 процентов Polyus согласились на оферту (предложение) подконтрольной Керимову компании Sacturino Limited о продаже ценных бумаг. Выкуп этого пакета производился исходя из оценки всей компании в девять миллиардов долларов. Большую часть средств на выкуп акций (5,4 миллиарда долларов) — Sacturino заняла в ВТБ.

$2,4 миллиарда

Покупка «Роснефтью» доли НПЗ Essar

Фото: Essar Oil / Reuters

«Роснефть» летом 2015 года договорилась о вхождении в уставный капитал нефтеперерабатывающего завода индийского холдинга Essar Oil в городе Вадинар западного штата Гуджарат. Стороны договорились о продаже до 49 процентов акций НПЗ, являющегося вторым по мощности в Индии. Этот контракт стал частью пакета соглашений российского нефтедобытчика с индийской компанией, предусматривающего также поставки около 100 миллионов тонн нефти в течение ближайших 10 лет.
Партнеры планируют более чем вдвое увеличить объемы переработки на заводе в Вадинаре: с нынешних 20 миллионов тонн в год до 45 миллионов тонн к 2020 году. Кроме того, в рамках сделки они договорились расширить индийскую сеть заправочных станций Essar с 1600 до 5000 в течение двух лет.

$2 миллиарда

Обратный выкуп акций «Уралкалия»

Крупнейший российский производитель калийных удобрений «Уралкалий» провел в 2015 году крупнейший в отрасли обратный выкуп с рынка своих акций (buyback), потратив на это более 2 миллиардов долларов. О готовности выкупить до 16 процентов собственных акций на 1,5 миллиарда долларов «Уралкалий» объявил в апреле. Таким образом менеджмент стремился поощрить владельцев ценных бумаг, которым компания не смогла заплатить дивиденды за 2014 год (холдинг получил чистый убыток за год в размере 33,3 миллиарда рублей). В рамках первого buyback «Уралкалий» приобрел 11,56 процента акций на 1,09 миллиарда долларов. Акции выкупались дочерней структурой «Уралкалия» Enterpro Services Ltd.

В августе совет директоров одобрил программу выкупа еще 14 процентов акций и глобальных депозитарных расписок (GDR) на общую сумму до 1,3 миллиарда долларов. К октябрю компания приобрела с рынка около 22 процентов уставного капитала, включая 12,5-процентную долю китайской Chengdong Investment Corporation (китайцы купили акции «Уралкалия» в 2013-м).

$1,6 миллиарда

Покупка структурой Фридмана активов E.ON

В декабре 2015 года немецкий концерн E.ON продал нефтяные и газовые активы в норвежском Северном море компании DEA Deutsche Erdoel AG, подконтрольной российскому миллиардеру Михаилу Фридману. Предметом сделки стала компания E.ON E&P Norge, которой принадлежат 43 лицензии на месторождения нефти и газа.

Этой сделке предшествовала эпохальная история с попыткой компании LetterOne Фридмана купить британские активы немецкой RWE. В марте LetterOne договорилась о покупке у RWE нефтегазового бизнеса ее дочерней компании DEA за пять миллиардов евро. Поскольку DEA имеет структуры во многих европейских странах, сделка требовала многочисленных согласований. Резко против выступило правительство Великобритании. Там опасались, что LetterOne может попасть под международные санкции, что усложнит условия ведения бизнеса. Министерство энергетики Великобритании дало Фридману полгода на то, чтобы он избавился от всех своих британских активов, угрожая отозвать лицензии на добычу полезных ископаемых. В результате DEA Group продала все месторождения природного газа в британском секторе Северного моря швейцарской компании Ineos.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше