Баку для троих Для чего Сергей Лавров ездил в Азербайджан

Мохаммад Джавад Зариф, Эльмар Мамедъяров и Сергей Лавров на встрече в Баку

Мохаммад Джавад Зариф, Эльмар Мамедъяров и Сергей Лавров на встрече в Баку. Фото: Эдуард Песов / РИА Новости

Ситуация в Нагорном Карабахе оказалась в центре внимания участников трехсторонней встречи глав МИД России, Ирана и Азербайджана, состоявшейся в Баку. Хотя изначально предполагалось, что министры будут обсуждать преимущественно вопросы экономического сотрудничества, беспрецедентное обострение в зоне конфликта скорректировало повестку переговоров. Впрочем, как передает следивший на месте за ходом встречи корреспондент «Ленты.ру», полностью забыть о таких проблемах, как ценообразование на нефтяном рынке и развитие транспортной инфраструктуры, даже в сложившихся обстоятельствах дипломаты не могли.

Президентский прием

Сразу после прилета в Баку, вечером 6 апреля Сергей Лавров с делегацией проследовал в рабочую резиденцию азербайджанского президента Ильхама Алиева. «Нам очень приятно, что первая встреча министров иностранных дел России, Ирана и Азербайджана в новом формате проходит в нашей стране. Считаю, что это начало очень серьезного процесса регионального сотрудничества», — приветствовал гостя Алиев.

«Россия и Азербайджан — два друга, два соседа, мы дорожим нашими отношениями и стараемся их укреплять и развивать», — подчеркнул он, отметив позитивную роль Москвы в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта.

«Спасибо за добрые слова в адрес Российской Федерации», — ответил Лавров, передав Алиеву «самые теплые приветы» от российского президента Владимира Путина. Министр согласился, что отношения Москвы и Баку носят характер стратегического партнерства. Политиками был обрисован круг обсуждаемых тем: конфликт в Нагорном Карабахе, трехстороннее взаимодействие и региональное сотрудничество. Лавров также пообещал, что Россия будет содействовать имплементации договоренности о прекращении огня.

Тема возобновившихся боев была затронута одной из первых. «Как известно, в последние дни на линии соприкосновения войск произошло обострение с человеческими жертвами. Конечно, это вызывает беспокойство», — заявил азербайджанский лидер, добавив, что, по его сведениям, ответственность за новые столкновения лежит на армянской стороне.

Сергей Лавров (слева) и Ильхам Алиев

Сергей Лавров (слева) и Ильхам Алиев

Фото: Эдуард Песов / РИА Новости

Лавров воздержался от обвинений и сообщил, что прибыл в Баку с целью помочь разрешению конфликта. «Мы готовы содействовать тому, чтобы соглашение о прекращении огня не нарушалось. У нас есть предложения, которые мы совместно с сопредседателями (Минской группы ОБСЕ — прим. «Ленты.ру») стараемся активнее задействовать в интересах достижения договоренностей между Азербайджаном и Арменией», — сказал российский министр, отметив теплые и дружеские отношения России с обоими этими государствами.

Минская группа ОБСЕ — группа-стран членов ОБСЕ, возглавляющая поиск путей мирного разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. В состав Минской группы входят Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция, а также Армения и Азербайджан. Ее сопредседателями являются Россия, США и Франция.

Он подчеркнул, что в нынешней ситуации необходимо предпринять меры по формированию доверия между противостоящими сторонами при помощи ОБСЕ и Международного комитета Красного креста. «Важно успокоить ситуацию», — заключил Лавров.

Беседа продолжилась за закрытыми дверями. Переговоры на уровне министров были запланированы на следующий день.

Карабахское эхо

Утренний Баку встречал гостей флагами: не только огромным семидесятиметровым полотнищем, развевающимся на Площади государственного флага, но и множеством флажков, вывешенных из окон простых домов. «Эхо Карабаха», — пояснил «Ленте.ру» местный житель.

Это эхо раздавалось и из телевизионных динамиков: в одном из наиболее часто повторявшихся роликов маршировали колонны солдат, барражировали вертолеты, вели огонь системы залпового огня. Кадры перемежались с решительными выступлениями Ильхама Алиева. Но на улицах залитого солнцем бакинского бульвара совсем не чувствовалось, что в нескольких сотнях километров отсюда только недавно смолкли орудия.

На пресс-конференции после переговоров тема карабахского конфликта была затронута одной из первых. «Мы с удовлетворением констатировали достижение перемирия. Президент Путин разговаривал с лидерами Азербайджана и Армении, в Ереване находится премьер-министр Дмитрий Медведев, завтра он будет в Баку, и контакты шли на уровне начальников генеральных штабов трех стран», — рассказал Лавров о роли России в урегулировании кризисной ситуации.

Вопрос принадлежности Нагорного Карабаха — один из основных предметов разногласий между Баку и Ереваном

Вопрос принадлежности Нагорного Карабаха — один из основных предметов разногласий между Баку и Ереваном

Фото: Каро Саакян / РИА Новости

Он напомнил, что заключенные в 1990-е годы в Минске соглашения — бессрочные, и вновь подчеркнул необходимость доверия между сторонами. «Все компоненты договоренности уже на столе: вопрос в том, как найти формулировки. Мы уже близко», — подытожил российский министр.

Глава азербайджанского МИД Эльмар Мамедъяров, в свою очередь, выразил надежду, что солдаты вернутся в казармы, и прорыв в разрешении конфликта случится в скором времени. «Война — слишком серьезное дело, чтобы поручать ее генералам», — пошутил он, подчеркнув, что при условии вывода армянских солдат с оккупированных территорий возможно полноценное разрешение конфликта, а не его временная заморозка.

«Я думаю, представители Москвы и Ирана использовали очень весомые аргументы, чтобы убедить Баку не делать последнего шага в эскалации напряженности», — прокомментировал переговоры «Ленте.ру» старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин. Он пояснил, что речь могла идти об угрозе санкций.

При этом Сажин скептически оценил перспективу окончательного урегулирования. «Карабахская проблема даже сложнее, чем палестино-израильская. Вина здесь лежит на обеих сторонах, и за каждой из них есть некоторая правота. Ее можно решить только совместными усилиями Генассамблеи и Совета Безопасности ООН», — сказал он, добавив, что бесперспективно обсуждать конфликт без учета мнения Турции. Правда, Мамедъяров и Зариф встречались с главой турецкого дипведомства Мевлютом Чавушоглу 5 апреля — потому уместно предположить, что Лавров был ознакомлен с позицией Анкары.

Сам Зариф очень осторожно прокомментировал карабахский вопрос, выразив надежду, что конфликт будет разрешаться в соответствии с нормами международного права.

«Между Тегераном и Ереваном сильные торговые связи, по Армении ездит масса иранских грузовиков и бензовозов, в дни праздников много туристов посещают армянскую столицу, но нельзя сказать, что Иран на стороне Еревана», — рассказал «Ленте.ру» президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.

По его словам, между Ираном и Азербайджаном отношения не столь теплые, но Тегерану очень важно сохранять стабильность — в нынешних условиях напряженность на границе иранским властям совершенно ни к чему. «Конечно, Армения для Ирана — более удобный партнер, но торговые связи требуют хороших отношений с Азербайджаном как для Ирана, так и для России», — подытожил он.

Соединяя север с югом

Еще одна важная тема, которую обсудили министры России, Ирана и Азербайджана, — совместный транзитный проект «Международный транспортный коридор "Север — Юг"». По идее авторов грандиозного плана, железные дороги на западном побережье Каспийского моря свяжут три страны и позволят эффективно доставлять грузы из Европы.

«Помню, в детстве в Нахичевани я с интересом наблюдал, как поезда меняют колеса на границе с Ираном», — рассказал Мамедъяров и посетовал, что существовавшая с XIX века железная дорога между странами ныне бесполезна, так как часть ее проходит по армянским территориям.

Мохаммад Джавад Зариф, Эльмар Мамедъяров, Сергей Лавров (слева направо)

Мохаммад Джавад Зариф, Эльмар Мамедъяров, Сергей Лавров (слева направо)

Фото: Эдуард Песов / РИА Новости

Но Баку не намерен жить прошлым: глава азербайджанского дипведомства сообщил, что уже в конце месяца будет организовано движение по железнодорожному мосту через пограничную реку Астара между Азербайджаном и Ираном. Это заложит основы для дальнейшего взаимодействия: к концу года поезда смогут ходить до иранского города Решт и между Россией и Ираном вновь появится прямое железнодорожное сообщение.

Сергей Лавров отметил, что ему с коллегами удалось проработать концепцию коридора «Север — Юг» настолько, что уже готово конкретное поле действия для работы министерств транспорта, таможенных и консульских служб. В качестве примера он привел желание компании РЖД заниматься возведением железнодорожных путей на территории Ирана и Азербайджана. «Мы также обсудили каспийскую проблематику, договорились активизировать подготовку V Каспийского саммита, который должен состояться в Астане», — продолжил он.

Помимо этого, участники встречи подчеркнули необходимость взаимодействия на уровне спецслужб и разведок, чтобы успешно противодействовать террористам, использующим регион в качестве перевалочного пункта.

Нефтяной вопрос

Как и планировалось, стороны обсудили шаги по стабилизации цен на нефть. Инициатива оставить добычу на уровне январских значений была выдвинута в начале года в России и Саудовской Аравии. Но Иран к этому пока не готов.

«Мы уже обнародовали свою позицию: Иран пострадал от санкций и мы должны восстановить свои позиции на рынке», — объяснил Зариф. Его коллеги призвали дождаться запланированного на 17 апреля саммита в Дохе, где и будут обсуждаться меры контроля нефтяных цен.

Азербайджанские нефтяные запасы — один из основных источников дохода для государственной казны

Азербайджанские нефтяные запасы — один из основных источников дохода для государственной казны

Фото: Kai Pfaffenbach / Reuters

«Все эти страны сильно зависят от нефти, а ситуация на рынке чрезвычайно сложная. Цены не растут, и это уже сильно ударило по экономикам России и Азербайджана — причем для Баку удар оказался даже более болезненным», — считает Сажин.

По его словам, Иран играет одну из ведущих ролей в нынешнем тренде на долгосрочное снижение нефтяных цен: «После снятия санкций Тегеран, во-первых, активно увеличивает добычу нефти, а во-вторых — наращивает экспорт. Уровень продаж уже достиг досанкционного, но это в основном за счет реализации накопившихся запасов». Сажин указывает, что Иран не собирается замораживать добычу, пока не станет извлекать из недр по четыре миллиона баррелей в день, как до введения рестриктивных мер — на это может уйти несколько месяцев.

Новый формат

Представители всех трех держав высоко оценили новый формат, позволяющий и проработать двусторонние вопросы, и заняться реализацией масштабных трехсторонних проектов. «Я хотел бы выразить признательность нашим азербайджанским хозяевам за гостеприимство, за организацию очень важной встречи в новом формате “Азербайджан — Иран — Россия". Встреча была весьма полезной, конструктивной. Доверительные переговоры показали наличие перспектив долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества трех наших стран в самых разных направлениях», — сказал Лавров.

И добавил, что у России налажен контакт по двусторонним каналам и с Ираном, и Азербайджаном, есть прочные связи и между этими государствами, а трехсторонний формат придаст этой работе «добавленную стоимость». «У нас есть основания быть довольными состоявшимися переговорами. Будем докладывать об их этапах президентам», — подвел Лавров черту под бакинской встречей.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше