Надежда Савченко сближает руководство России и Украины. Петр Порошенко поговорил по телефону с Владимиром Путиным, а юристы двух стран принялись дотошно изучать законодательство соседей. Президент Украины объявил, что алгоритм освобождения наводчицы согласован, а спикер российского Совфеда Валентина Матвиенко подтвердила, что у Москвы политическая воля для этого есть. «Лента.ру» разбиралась, как и когда Савченко, которую российский суд признал виновной в убийстве российских журналистов ВГТРК, может быть передана Киеву.
На президентском самолете
Валентина Матвиенко в среду, 20 апреля, сказала, что российское и украинское руководство обсуждают правовую формулу возможного обмена Савченко на осужденных в Киеве россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева. По ее словам, необходимо использовать любую возможность, чтобы спасти граждан России. «Для того чтобы это свершилось, нужна политическая воля с обеих сторон, с нашей стороны такая политическая воля есть. Я думаю, что формула в ближайшее время будет найдена», — добавила она.
В ночь на 19 апреля состоялись телефонные переговоры Владимира Путина и Петра Порошенко. «Я инициировал разговор, — заявил украинский лидер. — Он был по моей инициативе на основе предыдущих наработок. Мне кажется, что нам удалось согласовать определенный алгоритм освобождения Надежды». Порошенко заверил, что для вызволения украинцев готов задействовать все рычаги, имеющиеся у него как у главы государства, и готов отправить за Савченко «борт номер один» в случае ее освобождения. «Когда речь идет о человеческой жизни, нужно отбросить любую политику», — подчеркнул Порошенко.
В Министерстве юстиции Украины рассчитывают согласовать с Россией действия по возвращению Савченко до 22 апреля. По словам главы ведомства Павла Петренко, Киев запустил юридический механизм ее возвращения: «По Савченко мы работаем дополнительно, чтобы ускорить этот процесс».
Порошенко также сообщил, что наводчица прекратила сухую голодовку, которую начала 6 апреля. «Вместе с мамой Надежды Савченко Марией Ивановной и сестрой Верой попросил Надю прекратить голодовку. Спасибо, что согласилась», — написал он в своем микроблоге Twitter. Адвокаты Ерофеева и Александрова заявили, что не будут обжаловать приговор, вынесенный 18 апреля. Савченко приговор тоже не обжаловала.
Руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко сообщил «Ленте.ру», что озабоченность судьбой Савченко может быть попыткой Порошенко подтянуть личную популярность, ведь рейтинг президента Украины в последнее время катастрофически снизился. По последним исследованиям, президента поддерживают всего 2 процента населения, не поддерживают — 75 процентов. «В таких условиях самый простой способ заявить о себе в позитивном ключе — проявить заботу о гражданке Украины», — объясняет политолог.
В Кремле при этом призывают не торопить события. Владимир Путин после прямой линии 14 апреля подтвердил журналистам, что Москва находится в контакте с Киевом по вопросу обмена Савченко, но предложил «не забегать вперед». Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков отмечал, что президенты двух стран в ходе телефонного разговора 19 апреля действительно обсуждали судьбу Савченко, но затрагивали и другие темы, в том числе урегулирование на юго-востоке Украины.
Два способа
Адвокат Надежды Савченко Николай Полозов разъяснил «Ленте.ру», что в буквальном смысле обменять Савченко на Ерофеева и Александрова, которых в Киеве называют бойцами ГРУ, невозможно: «Меняют только военнопленных. Ни одна из сторон осужденных таковыми не признала». Адвокат считает, что в этом случае можно прибегнуть к механизмам, предусмотренным европейской Конвенцией о выдаче: Россия экстрадирует Савченко, Украина — Ерофеева и Александрова. «Эти процессы могут быть синхронизированы по времени, тогда внешне это будет выглядеть как обмен», — рассуждает Полозов.
Второй возможный механизм — помилование, за которым последует депортация. «Выбор и сроки реализации конкретного юридического механизма — будет ли это выдача или помилование — зависят от решения политического руководства двух стран», — добавляет адвокат.
Если идти строго юридическим путем, и тот, и другой вариант займет немало времени — от нескольких месяцев до года. «Я надеюсь, бюрократические механизмы смажут политической волей, и шестеренки будут крутиться гораздо быстрее. В идеале речь идет о неделях», — говорит защитник Савченко.
Представляющий интересы россиянина Александра Александрова адвокат Валентин Рыбин в беседе с «Лентой.ру» заявил, что считает в данном случае второстепенными юридические тонкости: «Видимо, все решится в ходе переговоров политиков, юристы будут подстраиваться под результат, как-то его оформлять в правовом поле. Надежда Савченко после разговора с Порошенко прекратила голодовку, мой подзащитный, изучив приговор, отказался от обжалования. Таким образом обе стороны показали готовность к диалогу». Рыбин полагает, что политические решения могут быть приняты до конца мая.
«Безнаказанность может спровоцировать»
Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин подчеркивает: экстрадиция предполагает, что стороны признают силу приговора, вынесенного судом сопредельной страны. «Согласно механизму, осужденные передаются для отбывания наказания у себя на родине, то есть сам приговор стороны не оспаривают. Понятно, что уже после передачи заключенных президенты своих стран могут их помиловать», — поясняет эксперт.
Президент Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин предупреждает, что торопиться с выдачей Савченко российской стороне не стоит: «Суд доказал ее причастность к убийству двух российских журналистов, это тяжкое международное преступление. Кроме того, на протяжении всего процесса она по-хамски вела себя по отношению к суду и российскому государству. Мне кажется, наша страна понесет серьезный моральный, имиджевый ущерб, если такой человек быстро окажется на свободе. Не надо быть кровожадными, но безнаказанность может спровоцировать и ее, и других на новые преступления против наших граждан». Капустин добавляет, что вернуться к вопросу возможного обмена Савченко стоит тогда, когда спадет напряжение в отношениях Киева и Москвы.
Эксперты едины во мнении, что обмен состоится не ранее 18 мая, поскольку адвокаты Александрова и Ерофеева отказались от апелляций, но для вступления приговора в законную силу на Украине должен пройти месяц после оглашения решения суда.