С самого утра 25 мая весь мир следит за ходом обмена украинской военнослужащей Надежды Савченко на двух россиян, осужденных на Украине. Но чья это победа на самом деле? «Лента.ру» собрала самые яркие высказывания российских политиков и экспертов о том, как и зачем заключенных меняли друг на друга.
На встрече с членами семей журналистов президент России не стал подробно возвращаться к эпизоду, из-за которого погибли сотрудники ВГТРК. Вместо этого российский лидер заговорил о значении процесса для снижения градуса противостояния «в известной уже зоне конфликта».
Другие оценки звучали не так однозначно: многие сомневаются, нужен ли был этот обмен. Но большинство известных спикеров все же уверены, что результат превышает издержки.
Владимир Путин, президент России:
Обращаясь к родственникам погибших на Донбассе журналистов ВГТРК: «Знаю, что более чем два месяца назад — точнее, 23 марта, вы встречались с [лидером общественного движения «Украинский выбор»] Виктором Медведчуком и тогда по результатам этой встречи обратились ко мне с просьбой о помиловании Савченко, которая осуждена российским судом. Я сейчас не буду возвращаться к той трагедии, в результате которой вы потеряли своих близких. Хочу вас только поблагодарить за эту позицию и выразить надежду, что подобные решения, продиктованные прежде всего соображениями гуманизма, приведут к уменьшению противостояния в известной зоне конфликта и помогут избежать подобных ужасных и ненужных никому потерь».
Иван Мельников, первый вице-спикер Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ:
«От этого обмена смешанные чувства. Радует, что вырвали из русофобского логова наших граждан. Но жаль, что отпускаем бандеровского боевика, не дав ощутить справедливости по полной программе. Впрочем, сегодня киевский режим добровольно везет к себе политическую бомбу. Пусть теперь попробуют обуздать мученический ореол этой актрисы, который сами же ей создали».
Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации:
Очень жаль страну, где национальными героями делают представителей радикальных, националистических организаций, УПА, людей, у которых руки в крови, пособников фашистов. Что касается Савченко, нет никаких оснований делать из нее национальную героиню, потому что российским судом доказано, что именно она является виновной в гибели российских журналистов».
Игорь Лебедев, член фракции ЛДПР, вице-спикер Госдумы:
«Президент РФ совершил абсолютно верный шаг (…)
Запад очень категорично относится к этому вопросу и постоянно при продлении санкций или введении новых обращает внимание именно на ситуацию с Савченко (…) Мы надеемся, что решение о помиловании смягчит ситуацию, и не исключаю, что это может сыграть свою роль в отмене антироссийских санкций — вопрос о них сейчас рассматривается в Европе».
Франц Клинцевич, первый зампред комитета СФ по обороне и безопасности:
«Меня во всей этой истории обмена интересует только его результат: наши соотечественники Евгений Ерофеев и Александр Александров вернулись домой. А значит, обмен оправдан во всех отношениях — в моральном, нравственном, политическом, в любом другом (...)
Для России каждый ее гражданин поистине бесценен. В то же время было бы глупо отрицать, что данный обмен — это своего рода сделка, и нам в определенной степени пришлось поступиться принципами».
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:
«Меньше вони будет на нашей земле (…) Если наши люди где-то получат свободу, то лучше избавляться от таких, как Савченко. Она не совсем здорова психически, это видно по ее лицу».
При подготовке материала использованы сообщения ТАСС, Интерфакс, РИА Новости и Life.ru