В мае на юге Молдавии, в городе Кагул, в ходе работ по реконструкции местного театра обнаружили загадочное подземное сооружение — выложенный старинным кирпичом арочный тоннель длиной 22 метра. И это не первая подобная находка. По словам местных жителей, все окрестные села связаны между собой разветвленной подземной сетью. Вскоре в Кагуле начнутся раскопки — мэрия уже выделила на это средства. Удастся ли археологам приоткрыть завесу тайны, многие годы окутывавшую молдавские подземелья, разбиралась «Лента.ру».
Физика и лирика
На похожие сооружения в разные годы наталкивались и в других районах региона — Болграде (Одесская область), Леове, Исакче (Румыния), Галаце (Румыния), Кишиневе, а также в Измаиле (Одесская область). Историки сходятся во мнении, что тоннели проложены около двух веков назад, но вот зачем — до сих пор не ясно. Мнения экспертов на этот счет расходятся: кто-то говорит, что в них местные жители прятались от турецких набегов, другие, напротив, приписывают их строительство как раз туркам, третьи придерживаются версии исключительно хозяйственного предназначения подземных галерей, некоторые и здесь видят «руку Кремля». Причем в пользу каждой из версий выдвигаются свои аргументы.
Специалисты, обследовавшие подземелья, утверждают, что они сохранили прекрасную гидроизоляцию. Температура воздуха в тоннелях постоянная, независимо от времени года — примерно 14 градусов. Это может указывать на то, что сводчатые подземные галереи использовались для длительного хранения продуктов, в качестве складов. Такой версии придерживаются археологи, изучавшие одну из последних находок подземного Кишинева. В октябре 2015-го в центре столицы, на улице Митрополита Варлаама был обнаружен подземный ход, датированный специалистами XVIII столетием. Незадолго до этого нашли древние подвалы близ холма с Мазаракиевской церковью, вход в тоннель на улице Пяца Веке около храма Армянской православной церкви, кладку первого кишиневского водопровода на перекрестке проспекта Штефана чел Маре и Армянской улицы. И это далеко не полный перечень находок.
Каждое подземное открытие порождает в стране очередную волну слухов и догадок о тайном городе, возведенном под столицей сотни, а то и тысячи лет назад. Но ученые, работавшие на недавних раскопках в Кишиневе, не оставляют надежды мистикам и кладоискателям. «Кишинев всегда стоял на перепутье торговых путей и издавна был коммерческим центром, — объясняет заместитель директора Института археологии Сергей Попович. — Торговали здесь преимущественно те, кто жил в нынешней нижней части исторического центра, тогда и представлявшей собой весь город. Для лучшей сохранности товара, зачастую продуктов питания, в XIX веке жители рыли глубокие погреба. Отмечу, что из одного такого погреба можно было попасть в другой, а оттуда — в следующий. То есть о некоем подобии системы подземных ходов под городом можно говорить. Но не более».
«Интереснее, чем погреб»
Посетивший раскопки на улице Митрополита Варлаама глава Агентства по защите памятников архитектуры при министерстве культуры республики Ион Щтефэницэ отметил, что подземный Кишинев, как и все культурное наследие столицы, очень плохо изучен. «Ученые могут похвастаться лишь несколькими находками, да и то случайными, сделанными во время строительных или ремонтных работ. Может, это и просто погреб, а может, что-то более интересное», — сказал чиновник.
В том, что столичные подземные сооружения требуют серьезного изучения, не сомневается и Вячеслав Режеп, долгое время работавший в Молдгипрострое. «Методика выявления старых подземных сооружений в Молдавии пока не применяется. К сожалению, власти не осознают необходимости проведения таких работ. Хотя актуальность проблемы несомненна не только для науки, но и для безопасности существующих и вновь возводимых построек», — отметил инженер в статье, посвященной подземным сооружениям страны. Согласно его исследованиям, старый Кишинев строился из камня ракушечника, добывали который в карьерах, теперь находящихся в черте города.
Кроме открытых выработок, было много подземных штолен. Так, на холме, где возведена Мазаракиевская церковь, по преданию, стояла дакская крепость, от которой к реке Бык вела подземная галерея. Во времена турецкого владычества в древних штольнях пряталась часть населения и использовала их для коммуникаций. Некоторые из шахт были специально расширены — по рассказам, по ним мог проехать всадник. Также имеются данные о существовании целой системы подземных ходов между церквями, чья подпольная деятельность жестоко пресекалась турками. К сожалению, об этих сооружениях слишком мало сведений. Сыграли свою роль и многократное почти полное разрушение города, и секретность информации. После войны органы госбезопасности попросту взрывали входы в бесхозные каменоломни.
Советский след
О подвалах под кишиневскими административными зданиями — МВД, мэрии, президентского дворца и других — в городе ходят легенды. Рассказывают о многокилометровых подземных ходах. Еще в 50-е годы прошлого века в муниципальном отделе архитектуры хранилась румынская карта подземных сооружений и коммуникаций города. Потом она исчезла: по слухам, была изъята органами госбезопасности. На одни подземные ходы натыкались случайно, на другие — в ходе строительных работ в центре столицы. Так нашли вход в подземелье на улице Александру чел Бун — недалеко от здания городской прокуратуры. Рабочие рыли погреб во внутреннем дворе расположенного здесь фольклорного центра и увидели, что почва уходит из-под ног, проседает. Вскоре образовался провал. Спустившись туда, землекопы обнаружили подземные коридоры протяженностью в сотни метров. «Я предполагаю, что возраст этих подземелий — несколько сотен лет, — говорит смотритель фольклорного центра. — Может, в них прятались от набегов татар или других завоевателей. В середине прошлого века их приспособили для своих целей сначала румынская, а потом и советская служба безопасности. Во времена Союза подземелья расширили и отремонтировали. Затем их использовало МВД, но после развала СССР подземные тоннели забросили».
В одной из подземных галерей, возможно, было так называемое расстрельное помещение. Металлическая дверь вся во вмятинах от пуль, а пол усеян гильзами. В соседней комнате располагалась огромная печь. Видимо, в ней сжигали останки расстрелянных. На некоторых стенах подземных галерей сохранились плакаты с изображением веселых чекистов. «Мы и раньше пытались обследовать эти тоннели, но безуспешно, — комментирует директор Краеведческого музея Кишинева Виктор Сава. — Все документы и схемы подземных ходов до сих пор снабжены грифом "Совершенно секретно". Можно предполагать, что в старину они использовались как погреба, затем их облюбовали воры и другие преступные элементы, а при советской власти они отошли в ведение НКВД».
При строительстве здания парламента также наткнулись на высокую подземную галерею, но вход в нее быстро замуровали. Около филармонии житель частного дома, углубляя свой подвал, попал в выложенный камнем подземный ход высотой около 4 метров и длиной в несколько кварталов. До конца этой галереи исследователи дойти побоялись.
В некоторые подземные сооружения сейчас можно попасть через дренажную систему — канализационные люки и тумбы вентиляционных шахт. По слухам, после Второй мировой войны в историческом центре города строились подвалы-бункеры, соединяющие все административные здания Кишинева. А в годы холодной войны широко развернулась кампания по возведению объектов гражданской обороны. В сеть бомбоубежищ попали и Криковские штольни с частью древних коммуникаций в районе Мазаракиевской церкви. Подземелья строились также под научно-исследовательскими институтами и заводами стратегического назначения — «Мезон», «Альфа» и прочими. После распада СССР все объекты, относящиеся к Минобороны, оказались в ведении Службы информации и безопасности республики. В 1992 году было принято решение об их консервации.
Провалиться сквозь землю
По словам специалистов, подземные сооружения Кишинева и других районов страны практически не изучены. Соответствующие службы не располагают даже схемой ныне действующей части старой системы канализации. Многие катакомбы расположены в черте городской застройки. В лучшем случае они скрыты тонким слоем ракушечника или неогеновой глины. Некоторые тоннели никак не укреплены. А с усилением строительной активности в молдавских городах возводятся дома все большей этажности с соответствующей нагрузкой на почву. Геологическое бурение не всегда может выявить подземные пустоты на месте строительства. Это чревато настоящей катастрофой.
По мнению ученых, необходимо исследовать и картографировать все подземные сооружения городов и крупных сел страны. Чтобы сохранить подземные раритеты Молдавии без угрозы для населения, их нужно реконструировать или хотя бы укрепить. Вячеслав Режеп советует властям не пренебрегать помощью диггеров, в последние годы изучивших довольно обширные подземные территории — катакомбы под компьютерным заводом, фольклорным центром, НИИ биозащиты, полигоном Академии наук, взорванный бункер времен войны в лесу по дороге к Оргееву. По данным гендиректора Клуба диггеров Кишинева Андрея Ромашко, система подвалов-бункеров находится под театром «Ликурич», Домом печати, Национальным дворцом и зданием правительства. По его мнению, самые древние подземные ходы, найденные в районе Кишинева, относятся еще ко временам турецкого нашествия.
«Наиболее актуальными задачами сейчас являются поиск и сбор архивных и исторических материалов о расположении подземных сооружений Молдавии, разработка методики их поиска, вскрытия и исследования, а также накопление и систематизация данных, — резюмирует Режеп. — Комплексный подход к изучению молдавских подземелий позволит датировать обнаруженные объекты и смоделировать их конфигурацию. А это станет залогом успеха при поиске новых подземных галерей».