Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Вытеснение сильнейших

Зачистка американскими компаниями российского рынка взорвала соцсети

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Методы недобросовестной конкуренции со стороны западных концернов, пытающихся диктовать свои условия на российском рынке биодобавок, возмутили российскую общественность. Блогеры и пользователи соцсетей высказали мнение, что происходящее может подорвать фармацевтический суверенитет России.

Давление двух американских фармгигантов — Pfizer и Eli Lilly — на отечественную компанию РИА «Панда» вызвало широкий резонанс в рунете. Активисты и ведущие блогеры забили тревогу — хештег #pfizergohome быстро вышел в топ российского Twitter, а видеорасследование на эту тему за два дня набрало более 200 тысяч просмотров.

Поводом для беспокойства среди пользователей интернета стало недавнее изъятие из аптек биологически активных добавок, производимых РИА «Панда» — «Сеалекс форте» и «Али Капс», предназначенных для укрепления мужской потенции. Главной претензией к препаратам со стороны Роспотребнадзора стало наличие в БАД действующего вещества тадалафил, не заявленного при регистрации и якобы опасного для жизни потребителя, хотя комплексные исследования ученых-медиков такой опасности не обнаружили.

По словам президента РИА «Панда» Дмитрия Дергачева, его компания в течение семи лет подвергается постоянным нападкам со стороны всевозможных проверяющих органов без объективных на то причин. «Вся система на протяжении 15-20 лет приучала аптеки к более дорогим западным продуктам, сначала исчез дешевый анальгин, нафтизин, таблетки от кашля и прочие препараты за копейки. Я неплохо зарабатываю, но когда я зашел в аптеку, я обалдел, мне показалось, что я попал в ювелирный салон, — говорит Дмитрий Дергачев. — Почему-то в США, где проблема фальсификации БАД тоже существует, никто не может такой правовой беспредел себе позволить. Добить нас по закону невозможно, а по беззаконию нас могут добить».

Подконтрольное СРО

Эта ситуация вызвала масштабный резонанс в Интернете — судьба отечественной компании, вытесняемой с рынка западными гигантами, взволновала известных топ-блогеров. По их мнению, происходящее может подорвать фармацевтический суверенитет России, что выглядит особенно странно сейчас, когда страной взят курс на импортозамещение.

«Игра для американцев стоит свеч, обороты на продаже таких средств достигают пяти миллиардов рублей в год. Поэтому они не гнушаются любыми грязными методами по устранению конкурентов. Заметьте, до того как стали понятны объемы рынка, к тому же "Сеалексу" или "Али Капсу" никаких вопросов по фармацевтической части не возникало. А тут хренакс! — и появились. То есть не было изменений ни в законодательных требованиях, ни в химическом составе препаратов, а претензии "вдруг" возникли», — пишет известный блогер Владислав Щукин.

По его утверждениям, «наезд» на отечественных производителей инициировало некое СРО НПП БАД (саморегулируемая организация производителей БАД). «Про него мало кто знал до прошлого года, пока в число его учредителей не вошел Pfizer. Для тех, кто не в теме, это — одна из крупнейших в мире американская фармацевтическая компания», — отмечает блогер.

Пользователи соцсетей задаются вопросом: почему Pfizer состоит в российской СРО и определяет ее политику? Ведь сама идея закона о СРО была в том, чтобы разрушить монополии и усилить общественный контроль, а СРО НПП БАД сейчас постепенно превращается в монополиста, который отстаивает интересы иностранного бизнеса, а не российского потребителя.

#Сомнительная репутация

Еще одним возможным заказчиком развязанной против РИА «Панда» кампании является американский концерн Eli Lilly, производящий препарат для потенции «Сиалис», который содержит действующее вещество тадалафил. И более дешевые российские БАДы, безусловно, мешают фармгиганту развернуться на рынке, захватив большую его часть.

Война, которая началась против российских игроков рынка фармацевтики и парафармацевтики — составная часть большой кампании против отечественного производителя, уверена Дарья Митина, пишущая под ником kolobok1973.

«Почему российское чиновничество и российский депутатский корпус лоббируют американского производителя в ущерб российскому?... Почему при том, что "Сеалекс" или "Али Капс" втрое-вчетверо дешевле "Виагры" и "Сиалиса", их в аптеках купить можно отнюдь не всегда, тогда как пфайзеровской «Виагрой» забиты все аптеки? Видимо, в этой цепочке не только высшее чиновничество, но и те, кто рулит аптечными сетями», — рассуждает она.

Однако вышеупомянутый концерн Eli Lilli имеет весьма сомнительную репутацию в мире из-за громких скандалов вокруг продвигаемых этой компанией препаратов «Прозак» и «Актос». Антидепрессант «Прозак», как выяснилось впоследствии, повышал тягу к самоубийствам, а средство от диабета «Актос» увеличивало риск возникновения инфаркта и рака желчного пузыря. Оба скандала сопровождались тысячами исков против компании.

Американский диктат

Российские пользователи интернета высказывают мнение, что таким образом американский бизнес диктует условия, ставя российских производителей на грань выживания и угрожая госбюджету сокращением налогов и рабочих мест. А конечным результатом атаки на российскую фармотрасль может стать замещение в аптеках доступных отечественных препаратов дорогими импортными.

Топ-блогер Михаил Нефедов, больше известный как nemihail, также приходит к выводу, что происходит очевидный стандартный захват рынка американскими корпорациями: российские компании-производители выживаются с рынка при помощи инструментов, популярных еще в 90-е годы.

«Предприятия в буквальном смысле отжимают с помощью рейдерских захватов, а чиновники на местах этому способствуют и вероятно в этом у них есть интерес. И депутаты тоже как-то странно забыли про импортозамещение. Да-да, именно американские компании за американские деньги лоббируют свои интересы и на нашем рынке, а наши депутаты тому очень способствуют, и, видимо, не за "спасибо", — пишет блогер. — Одним словом, мы сейчас наблюдаем картину по вытеснению отечественных производителей БАДов, а это значит, что уже совсем скоро, оставшись монополистом на этом рынке, западные компании будут полностью манипулировать нашими кошельками».

«Понятно же, что зарубежные фарм-гиганты тоже хотят радовать российских женщин готовностью российских мужчин, но задорого, — представляет свой взгляд на ситуацию с переделом рынка биодобавок пользователь Лара Галль (Laragull). — А тут эта «Панда» вставляет палки в колеса, да кто она вообще такая! Ну, и далее по схеме: фейк-экспертизы, арест оборудования, возврат оборудования поломанным вдрызг, суды, проверки, модные и динамичные рейдерские захваты». (http://laragull.livejournal.com/3859480.html)

После такой реакции ведущих блогеров и журналистов в интернете поднялась целая волна возмущения действиями американских концернов. Как уже говорилось, хештег #pfizergohome стал необычайно популярным в российском Twitter. Что же будет дальше? Возможно, не только покупателям БАД, но и чиновникам пришло время задаться вопросом — каким путем будет развиваться российская фармакология: будет ли она полагаться на отечественного производителя или в ущерб доступности, а зачастую и качеству продукции, пойдет на поводу у западных корпораций?