Пока в Москве из-за проливных дождей тихая Яуза выходила из берегов, в Волгограде решали, что вообще делать с российскими реками. Все участники Госсовета «О развитии внутренних водных путей» признавали, что пути эти выгодны, но находятся в состоянии глубокого, образцового упадка. Цифры озвучивать было неловко — за последнюю четверть века измельчал не только речной флот, но и сами реки. Причалы изношены и небезопасны, а предложений по спасению речного судоходства, как отметил корреспондент «Ленты.ру», совсем немного.
Приезд первых лиц в Волгоград, как водится, вызвал ажиотаж в коммунальных структурах. Город-герой спешно превращали в город-сад. Местные СМИ не без иронии отмечали, что дворники, придя на час раньше обычного, до блеска начищали площадки причальной набережной на правом берегу Волги. Драили не только палубы теплоходов, но и их крыши. А на соседнем берегу было пустынно — платный песочный пляж закрыли в целях безопасности.
На речном вокзале специально для президента развернули небольшую выставку современных судов разного назначения. Некоторые из них уже запущены в производство, некоторые — только проектируются. Руководитель Минтранса Максим Соколов с гордостью рассказывал, что по своей грузоподъемности одно такое судно заменяет около 350 двадцатитонных грузовиков, что избавляет дороги от соответствующей нагрузки. «Кстати говоря, содержание одного километра водного пути сегодня обходится в 130 тысяч рублей, содержание одного километра дороги — в 4,5 миллиона», — обратил внимание президента Соколов.
Главе государства демонстрировали не только пластиковые макеты, но и уже спущенные на воду суда, которые выстроились на рейде в нескольких сотнях метров от берега.
Увиденное никого не обмануло. На заседании Госсовета Путин начал с хорошего: речной флот обновляется, за последние 15 лет построено 800 судов. Но это в разы меньше, чем количество выбывших из строя. Если в 2000 году на наших реках работала 21 тысяча транспортных судов, то сегодня — в два раза меньше, при этом их средний возраст превышает 36 лет. Покупка новых не сулит большой выгоды: срок их окупаемости составляет более четверти века.
Плотность российских водных путей сопоставима с железными дорогами — это транспортная артерия протяженностью 100 тысяч километров с низкой себестоимостью перевозок, при этом не требующая высоких затрат на содержание. Однако проблем в этой сфере значительно больше, чем успехов.
За последние 25 лет глубина водных путей сократилась на четверть, а их протяженность (с гарантированными габаритами судового хода) снизилась на 30 процентов. «Вот, смотрите: в 1990 году грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, сейчас разрыв увеличился в четыре раза», — указал на Госсовете Путин.
Рекордные объемы грузовых перевозок по внутренним водным путям остались в советском прошлом. В 1989 году они составляли более 580 миллионов тонн. После распада Советского Союза, вследствие падения промышленного и сельскохозяйственного производства, усиления конкуренции со стороны автотранспорта и большого износа речного флота грузовые перевозки уменьшились к 2000 году в пять раз.
Резко упали и пассажирские перевозки. В 1980 году по рекам перемещались 103 миллиона человек, в 2015-м — в десять раз меньше. Об их безопасности говорить не приходится — у всех в памяти катастрофа теплохода «Булгария», произошедшая на Куйбышевском водохранилище в июле 2011 года — спаслись только 79 человек из 201 находившегося на борту.
«Все мы помним эту ужасную трагедию и знаем ее причины. За прошедшее время многое сделано, чтобы такие страшные события не повторялись. Но вопросы безопасности судоходства, конечно, нужно постоянно держать в зоне внимания», — сказал Путин.
Небезопасны для пассажиров и портовые причалы. Они изношены и не соответствуют современным техническим требованиям. Как правило, причалы стоят на государственном балансе, денег на их ремонт и реконструкцию не хватает — поэтому, считает Путин, необходимо привлекать к их обустройству частный бизнес.
Итог последних десятилетий в сфере речного транспорта плачевен. Например, в Китае, где протяженность рек сопоставима с российской, грузооборот по водным путям в 12 раз больше. Более того, Россия отстает и от тех стран, где протяженность рек меньше, — Германии, Франции, Нидерландов, перечислил Путин.
На вопрос «что делать?» на Госсовете прозвучало, по сути, только два ответа. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин предложил разрешить иностранным туристам, путешествующим по рекам России, безвизовое пребывание в стране в течение 15 дней. Таким образом он пошел дальше российского министерства культуры, предлагавшего для развития въездного туризма утвердить список стран с безвизовым въездом на 72 часа.
«Мировая практика показывает, что любое упрощение визовых формальностей увеличивает турпоток как минимум на 30 процентов», — аргументировал Жилкин.
Предложение министерства транспорта было другого характера. Глава ведомства Максим Соколов рекомендовал ввести дополнительный акциз на дизельное топливо для большегрузов. По его словам, на содержание внутренних водных путей требуется более 21 миллиарда рублей в год, недостаток средств сегодня составляет около 8 миллиардов. Осознавая трудности с финансированием, рабочая группа президиума Госсовета выработала план поиска возможных источников дополнительных средств.
«Стимулом к переориентации навалочных и тяжеловесных грузов будет взимание дополнительного акциза на дизельное топливо, используемое преимущественно большегрузными коммерческими автомобилями. Рост стоимости относительно текущей цены не превысит 1 процент», — заключил Соколов.
Закрывая совещание, Путин отметил, что для эффективного решения проблем внутреннего водного транспорта в России важно, чтобы всем участникам экономической деятельности были понятны цели действий правительства.
«Не резко, не жестко, но чтобы было понятно, что правительство будет действовать вот таким-то образом, и чтобы все участники экономической деятельности были к этому готовы и заранее выстраивали свои планы — вот это самое главное», — сказал Путин.
И еще одно важнейшее условие, подчеркнул глава государства, — это все-таки выполнять намеченные планы.