После того как в России сменился министр образования и науки, глава правительства и «Единой России» Дмитрий Медведев встретился с учителями. На совещании с учителями и преподавателями он предложил вернуться к реализации профильного образовательного нацпроекта и пообещал, что финансовое положение педагогов ни в коем случае не ухудшится.
На совещании под руководством премьера собрались больше 500 учителей из 83 российских регионов. Было организовано несколько тематических дискуссионных площадок. Говорили, в частности, о повышении престижа профессии учителя в обществе и об образовательной инфраструктуре.
Глава правительства пообещал педагогам, что в ближайшее время проведет заседание президиума Совета по стратегическому развитию школьной тематики. На практике, по словам Медведева, это означает, что правительство возвращается к отраслевому национальному проекту в области образования. Причем, по мнению премьера, проект уже «сыграл позитивную роль в переходе школы в современное измерение», а возвращаться к нему предстоит «на новом уровне».
Упоминались и точечные меры по поддержке школ и образования в целом. К примеру, еще в июне Медведев поддержал идею продолжить совместный с регионами проект «Школьный автобус»: «У нас действительно страна огромная, красивая, но поэтому не всегда школы удается строить так, чтобы дети могли дойти до них пешком, особенно в сельской местности».
Поэтому, объяснил глава правительства, около десяти лет назад был запущен упомянутый проект. Парк закупленных машин сыграл свою роль, но сейчас его пора обновлять. На совещании стало известно, что соответствующие документы уже одобрены. «Вчера я подписал распоряжение о закупке новых школьных автобусов для поставки в регионы. Это 1800 автобусов в 2016 году на общую сумму три миллиарда рублей», — сообщил глава правительства.
Содержание образования
Несмотря на обилие сугубо практических вопросов для обсуждения, на совещании не могли обойти назначение, которое состоялось накануне. Бывший глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов покинул пост, его сменила теперь уже бывшая замначальника управления администрации президента по общественным проектам Ольга Васильева. По мнению главы комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова, это решение подтверждает, что «вопросам содержания образования будет уделяться повышенное внимание». «В последние годы разговор, чему учить, шел крайне редко. Обсуждались цифры, графики, о содержании образования речи не шло. Сегодня на первый план выйдет как раз содержание образования, а не только укрупнение вузов, закрытие, реструктуризация, оценка эффективности и подсчет количества публикаций в иностранных журналах», — прокомментировал перестановку депутат.
По его словам, назначением Васильевой Министерству образования «хотят подчеркнуть важность налаживания диалога с педагогическим сообществом». В ЕР и профессиональном сообществе отмечают, что новый министр успела поработать во всех основных образовательных звеньях. «Она преподавала в школе, преподает в университете. Все это вместе с практикой административной работы в администрации президента делает ее опытным руководителем», — отмечает Никонов.
Как предположила президент школы «Наследник» Любовь Духанина, при решении о смене министра, судя по всему, было учтено мнение профессионального сообщества: «Много критики звучало в адрес Дмитрия Ливанова. Не исключаю, что на принятие решения о смене министра образования значительное влияние оказало мнение общественности».
Первый зампред думского комитета по образованию Владимир Бурматов добавил, что одним из инициаторов отставки фактически выступила ЕР, которая долго и системно критиковала бывшего министра: «Неоднократно ставили в вину Ливанову коррупционные проблемы, которые возникали в ведомстве. Ряд ошибок, на которые мы указывали, были после этого исправлены. Это и недавняя история с попыткой сокращения бюджетных мест в вузах, которая не удалась, потому что партия оперативно отреагировала на сигналы». Депутат уточнил, что позицию профессионального сообщества не слышали в Минобрнауки, и это, по его мнению, была «ненормальная ситуация».
В связи с приходом нового руководства, однако, в отрасли закономерно появились опасения грядущих перемен и их влияния на рядовых педагогов. Глава профильного думского комитета уверен, что назначение Васильевой в этом смысле рисков не несет. «Система образования довольно консервативна, и любые реформы надо проводить очень осторожно. Уверен, что Ольга Юрьевна это хорошо понимает. Думаю, что проблемы, которые стояли перед Министерством образования до настоящего времени, были связаны с отсутствием обратной связи с педагогическим сообществом», — сказал Никонов и подчеркнул, что министру в первую очередь необходимо наладить диалог с педагогами.
Корректировка по желанию учителей
Медведев на том же совещании заверил, что никакие перемены не должны ухудшить положение педагогов. «Что бы мы ни делали — и система оплаты труда педагогов, и с профессиональными стандартами, вот эти любые новеллы не должны приводить к ухудшению экономического положения учителя, это абсолютно недопустимо, давайте из этого будем исходить», — заявил глава правительства.
Корректироваться система оплаты труда все-таки будет, следовало из слов премьер-министра, но правительство готово учитывать пожелания самих педагогов. В частности, речь идет о том, чтобы вернуться «к некоторым прежним принципам исчисления заработной платы», включающим расчет базовой части, оклада и надбавок. «Можем сохранить те принципы, которые существуют сегодня, когда основной набор решений принимается на уровне школы», — добавил глава правительства.
Руководитель кабмина заметил, что нельзя отрицать наличие вопросов, «касающихся реально сложившейся ситуации, в том числе так называемых средних показателей, снижения». Медведев подчеркнул: «Я хочу, чтобы вы услышали это от меня: руководство, правительство и я — мы знаем об этом, и мы будем делать все для того, чтобы вот такого рода проблемы снимать, даже при понимании того, что в среднем ситуация выглядит вполне благопристойно».
Пока педагоги формулируют свои пожелания по этому пункту, у премьера уже нашлось задание для только что назначенной на пост главы Минобрнауки Ольги Васильевой. Медведев поручил ей подготовить критерии сокращения проверок школ всевозможными надзорными органами: «Хочу проинформировать, что ведомства готовят ответ к 1 сентября, чтобы в целом уменьшить общее количество отчетности. Если потребуется, мы можем внести и поправки в законодательство».
Тем временем зампред профильного комитета Госдумы Ирина Мануйлова, которая руководит партийным проектом «Модернизация образования», отмечает, что ожидаемые перемены под началом нового министра должны позитивно сказаться на положении учителей и преподавателей. Парламентарий указывает на слова Васильевой о поддержке педагогов как первоочередной задачи. «Для меня важно, что новый министр образования первой задачей поставила меры поддержки педагогов, — заявила Мануйлова. — Она озвучила это публично, и я думаю, это лучший ответ на вопрос, насколько гарантированно система будет развиваться в заданном направлении».