«Дуглас» летит домой Пропавший над тундрой 70 лет назад самолет добрался до Красноярска

Фото: Егор Тулновский

В начале августа стало известно, что коллекция Музея освоения русского севера в Красноярске пополнится уникальным экспонатом — американским самолетом «Дуглас» С-47 , переданным СССР по ленд-лизу. Самолет, который в 1947 году совершил экстренную посадку на Таймыре, к концу августа этого года наконец добрался до Красноярска. «Лента.ру» рассказывает историю уникального экспоната.

В США «Дуглас» С-47 именовались «Скайтрэйн» или «Дакота». Всего этих военно-транспортных самолетов, разработанных на базе пассажирского DC-3, выпустили около 10 000 единиц. Еще около 6 000 советских Ли-2, построенных на базе С-47, было собрано в Ташкенте.

Первый полет «Дакота» совершила в декабре 1941 года, и почти сразу же эти самолеты стали поставляться в Советский Союз по ленд-лизу.

После войны уцелевшие машины использовались в гражданских целях, став основой малой авиации. Так произошло и с «Дугласом», пролежавшим 70 лет на Таймыре.

Неудавшийся отпуск

13 апреля 1947 борт Л-3072 вылетел из бухты Кожевникова. Спустя некоторое время он должен был сделать промежуточную остановку в Дудинке, а оттуда направиться в Красноярск. Помимо членов экипажа на борту находились 26 пассажиров, в том числе шахтеры, нефтяники, специалисты угольной промышленности и нефтеразведки, а также женщины и дети. Все они летели в отпуск.

Спустя некоторое время после вылета радиостанция аэропорта Хатанга приняла радиограмму пролетающего самолета: «Борт Л-3072. Прохожу вашу точку. Высота 3000 метров. Все в порядке, только отказал генератор правого мотора. Берегу аккумуляторы».

Douglas C-47-DL, серийный номер — 42-32892, заводской — 9118. Самолет был передан ВВС США 24 февраля 1943 года, в состав ВВС СССР передан 12 марта того же года, зачислен под номером «СССР-Н-328» Первоначально был причислен к седьмому Полярному авиационному полку 1-й Полярной авиационной дивизии. До окончания войны выполнял разведку льдов Карского моря.
В 1945 году вошел в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации, получил номер Л-3072.

Ситуация, конечно, нештатная, однако такая поломка вовсе не означает, что полет следует прекратить. Второго генератора на левом моторе достаточно для того, чтобы не прерывать рейса.

До Дудинки оставалось лететь менее трех часов, по пути был запасной аэродром, так что авиадиспетчеров радиограмма не насторожила. Однако уже спустя час тревожную радиограмму приняли аэропорты Игарки, Дудинки и Хатанги: «Всем... Всем... Всем... Борт Л-3072. Отказал левый мотор... идем со снижением. По расчету впереди Волочанка... связи с ней нет. Берегу аккумуляторы. Следите...» Через двадцать минут Хатанга приняла обрывки еще одной радиограммы, сигналы были очень слабыми — вероятно, аккумуляторы «Дугласа» практически разрядились. Экипаж самолета сообщал, что идет на посадку в заснеженной местности, точные координаты неизвестны.

Как пишет блогер mozgovoy_vl, в 2011 году побывавший на месте приземления самолета, позже выяснилось, что помимо 26 зарегистрированных пассажиров на борту находились еще шесть безбилетников, а также 852 килограмма багажа. Фактически самолет был перегружен.

«Дугласов» С-47 было выпущено всего около десяти тысяч

«Дугласов» С-47 было выпущено всего около десяти тысяч

Фото: U.S. Air Force / Wikipedia

Поиски продолжались 20 дней, ими руководил герой Советского Союза Федор Шатров. Когда самолет наконец обнаружили, выяснилось, что первую неделю пассажиры и экипаж ютились в фюзеляже, доедали имеющиеся продукты и пытались починить самолет, однако безрезультатно. Спустя семь дней командир самолета Максим Тюриков, радист, бортмеханик и семь пассажиров решили уйти от «Дугласа» и попытаться выйти к какому-либо населенному пункту. С тех пор живыми их никто не видел.

Останки Максима Тюрикова нашли лишь спустя шесть лет — 23 октября 1953 года их обнаружили охотники в истоках реки Шайтан, примерно в 120 километрах юго-западнее от места, где оказался самолет. Максима Тюрикова опознали по партийному билету, свидетельству пилота и записной книжке.

«Никогда не забуду эти похороны. Я училась в седьмом классе. 26 октября в Красноярске был жуткий холод. Траурная процессия шла от старого аэропорта до Троицкого кладбища. Ребята-летчики без головных уборов несли на плечах гроб, обтянутый красной материей. Папа настолько любил авиацию, что даже меня назвал в честь авиационной линии — Авилина, позже первую букву "и" заменили на "е"», — рассказывала дочь Максима Тюрикова Авелина корреспонденту «Аргументов и фактов».
Останки других ушедших с Тюриковым в тундру людей не найдены до сих пор.

Фото: Егор Тулновский

Дорога домой

Спустя 70 лет после аварии, 2 августа 2016 года, отряд из 15 человек, среди которых были специалисты Русского географического общества, сотрудники авиакомпании «Аэрогео» и родственники членов экипажа, вылетели на север Красноярского края. Целью экспедиции, проходящей при поддержке «Норникеля», было разобрать «Дуглас», подготовить его к транспортировке, переправить в Красноярск и установить памятный знак на месте трагедии.

По словам специалиста экспедиционного центра «Русского географического общества» (РГО) Игоря Абакумова, за 70 лет самолет практически не подвергся разрушениям. Видимо, суровый климат как бы законсервировал его на долгие годы.

Фото: Егор Тулновский

«Задача команды — его разобрать, отстыковать крылья и фюзеляж. Затем по частям на вертолете и внешней подвеске все это доставить на баржу, которая будет находиться в 80 километрах. Далее по реке в гидропорт "Валёк", после — в Дудинку и по Енисею в Красноярск. Для его разборки мы везем с собой все необходимые инструменты и средства. Более того, в составе экспедиции есть американец Глен Мосс, который летал на "Дугласах" в США», — рассказывал Абакумов перед стартом экспедиции.

Добравшись до самолета, исследователи стали распиливать авиалайнер и обнаружили на обшивке записи членов экипажа и пассажиров.

Фото: Егор Тулновский

Как сообщают sibnovosti.ru, на внешней обшивке самолета химическим карандашом было выведено: «Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевниково вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка. Жертв нет». Вероятно, эту надпись сделал сам Тюриков.

После его ухода надписи на обшивке делал один из пассажиров, оставшихся ждать помощь в фюзеляже. «Сидим одни. Все на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело», — написал он 1 мая 1947 года.

Фото: Егор Тулновский

Последняя запись датируется 11 мая — именно в этот день после 20 дней поисков команда Федора Шатрова наконец обнаружила самолет, и пришла на помощь людям.

На то, чтобы распилить самолет, подготовить его к транспортировке и установить памятный знак, у экспедиции ушел почти месяц. 29 августа «Дуглас» успешно добрался до Красноярска. Руководитель экспедиционного центра РГО Игорь Спириденко отметил, что в будущем самолет хотят восстановить до рабочего состояния. Возить пассажиров он, вероятно, уже не будет, а вот выполнять показательные полеты вполне сможет.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше