Автомобильной отрасли требуется перестройка — такой вывод содержится в «Стратегии-2025», представленной во вторник на итоговом заседании Общественного совета при Минпромторге. Спроектированные в расчете на выпуск 3,2 миллиона автомобилей в год автозаводы потеряли 40-45 процентов загрузки с начала кризиса в 2012 году. Всему виной ориентация на внутренний рынок — покупательная способность населения настолько снизилась, что ее сейчас не простимулировать никакими программами господдержки.
Чтобы возобновить рост, автоиндустрия должна переориентироваться на экспорт. Для этого правительство подготовило программу долгосрочной поддержки производителей, готовящихся выйти на целевые зарубежные рынки. Согласно прогнозу, уже к концу следующего года экспортные поставки автомобилей должны вырасти в полтора раза. Потенциал экспорта к 2020 году оценивается в 200-300 тысяч машин ежегодно.
Главными экспортерами, которых будет стимулировать правительство, являются ГАЗ, УАЗ, «АвтоВАЗ» и «КамАЗ» — об этом заявил на Российском автомобильном форуме замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. Что предпринимают отечественные производители для расширения экспорта и с какими проблемами сталкиваются — разбирается «Лента.ру»
Европейские амбиции
В 2017 году «АвтоВАЗ» планирует увеличить долю экспорта на 50 процентов — об этом заявил президент компании Николя Мор. Хотя цифра звучит грандиозно, на деле это эффект низкой базы нынешнего года. За девять месяцев экспортная выручка Волжского автозавода снизилась на 45 процентов — это связано с серьезным сокращением авторынков СНГ. Так, продажи на ключевом для «АвтоВАЗа» рынке Казахстана по итогам трех кварталов упали на 71 процент в годовом выражении. На 48 процентов уменьшились продажи Lada в Азербайджане.
В сложившихся условиях компания намерена менять структуру экспорта, наращивая поставки в страны Таможенного союза. Кроме того, «АвтоВАЗ» собирается открывать собственные сборочные производства в перспективных для сбыта странах (например, Иране). В настоящее время сборка Lada из российских автокомплектов налажена в Египте, но занимаются ею самостоятельные юридические лица.
Любопытно, что наибольшая динамика роста экспорта у «АвтоВАЗа» наблюдается в Европе: с января по сентябрь регистрация отечественных автомобилей выросла на 75 процентов (до 3,1 тысячи единиц). Стремясь закрепить успех, компания готовит к выпуску модель Vesta, доработанную для европейского рынка: помимо косметических переделок, машина получит модернизированный контроллер управления двигателем, который позволит ей соответствовать экологическим нормам «Евро-6».
В настоящий момент российская марка представлена в Германии и Словакии; по словам Мора, на очереди Чехия. Однако расширение экспорта затруднено тем, что некоторые модели «АвтоВАЗа» базируются на платформах Renault-Nissan. Их поставки за рубеж приходится согласовывать с альянсом.
Экспорт в стиле милитари
Ульяновский автозавод начал процесс расширения экспорта еще в 2015 году, когда стало очевидно, что внутренний спрос не может обеспечить продажи. За год компания сумела повысить долю экспорта в общем объеме продаж с 9 до 11 процентов. В своей нынешней стратегии по завоеванию зарубежных рынков Ульяновский автозавод делает особенную ставку на обновленный внедорожник «Патриот», представленный осенью текущего года.
Как заявил директор Ульяновского автозавода Вадим Швецов, цель — нарастить объем производства до 100 тысяч автомобилей в год (при емкости внутреннего рынка в 35 тысяч автомобилей). В прицеле находятся крупные рынки Азии и Латинской Америки. Особенно Китай, где, по словам Швецова, автомобили в стиле милитари пользуются спросом у населения.
Для повышения конкурентоспособности, УАЗ намеревается адаптировать «Патриот» к локальным требованиям, например переустанавливать руль направо, и добавить комфорта: в линейке появятся комплектации с автоматической коробкой передач и климат-контролем. Кроме того, экспортные версии внедорожника планируется оснащать дизельным двигателем.
В октябре «УАЗ» заключил контракт с парагвайским дистрибьютором Perfecta Automotores на поставку четырех моделей — «Патриот», «Хантер» и «Пикап». В компании также рассматривают возможность организации локального производства в некоторых странах, но не раскрывают подробностей.
Все дальше и дальше
Имеющий развитую структуру экспорта «КамАЗ» тем не менее также был вынужден переориентироваться: если в 2015 году доля рынка в СНГ составляла 70 процентов, а в странах дальнего зарубежья — 25 процентов, то теперь все наоборот. По итогам 2016 года соотношение поменялось на 30/70 процентов. Схожая пропорция ожидается и в 2017 году, при этом объем поставок может увеличиться на 15 процентов.
По словам гендиректора «КамАЗ» Сергея Когогина, на первое место для предприятия вышел Вьетнам. Главной предпосылкой для этого стало подписание договора о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом: до конца этого года Россия сможет беспошлинно поставить во Вьетнам 800 единиц автомобильной техники. Кроме того, с 1 января 2017 года Вьетнам ужесточает экологические требования для транспорта до стандарта «Евро-4», что вызвало ажиотажное повышение спроса на автомобили и спецтехнику. Вьетнамский рынок грузовиков оценивается в 20 тысяч машин.
Второй по важности рынок — кубинский: в ноябре стало известно о заключении контракта на поставку 2,4 тысячи грузовиков КамАЗ. Первые 163 машины были переданы 9 декабря, до конца года планируется поставить еще 360 грузовиков. Кроме того, «КамАЗ» закончил разработку и сертификацию машин для продажи на индийском рынке.
Добавить газу
Доля экспорта одного из крупнейших игроков на российском рынке коммерческой техники, группы «ГАЗ», в настоящее время составляет около 20 процентов (14,5 тысяч машин в 2015 году) — к 2020 году этот показатель планируется довести до 50 процентов. По словам директора по развитию международного бизнеса Леонида Долгова, в компании понимают, что возможности для роста теперь лежат за пределами СНГ — в 2016 году компания вышла на рынки Боливии, Монголии, Кубы, Туниса, Ганы и Мадагаскара.
В перспективе «ГАЗ» рассматривает и Западную Европу, например отечественные LCV могли бы работать в почтовой службе Германии. Однако в настоящий момент приоритетными рынками являются те, где требования к коммерческим автомобилям примерно соответствуют российским. Среди таких стран — Алжир, Эфиопия и Нигерия. Отмечается, что программа экспорта является долгосрочной: компания участвует в тендерах, представлена дистрибьюторами и разрабатывает концепцию партнерств.
Переговоры об открытии сборочных производств ведутся с Ираном, Вьетнамом, Кубой и Египтом. При этом группа «ГАЗ» рассчитывает на государственную поддержку в плане логистики и НИОКР. Так, например, поддержка государства в разработке праворульных модификаций помогла бы существенно расширить рынки сбыта.