В красноярском заповеднике «Столбы» сложилась своя особенная культура. Уже более 150 лет так называемые столбисты проводят время в этом национальном парке, залезая на необычные скалы — столбы. Впрочем, покорение вершин — факультативное мероприятие. Самое главное для столбистов заключается в том, чтобы получить эстетическое удовольствие от пребывания в заповеднике и пообщаться с товарищами по увлечению. «Лента.ру» рассказывает о зарождении и истории этого неординарного движения.
Место силы
Еще недавно вокруг шумел большой город, и вдруг все стихло. Лишь издалека доносится гул шоссе, но впереди высятся деревья, за которыми скрываются столбы — скалы причудливой формы. Высокие и узкие, они вполне оправдывают свое название.
Столбы образовались примерно 450 миллионов лет назад. Бушующая в недрах Земли расплавленная магма пыталась пробиться на поверхность, но ей помешала твердая порода. Вот она и застыла в трещинах известняка и песчаника. Со временем ветер и дожди сделали свое дело, разрушив эти непрочные породы и обнажив останцы из магматического сиенита. В его состав входят полевой шпат и цветные минералы. В отличие от гранита, кварца в сиените немного — всего 5 процентов.
Этот изолированный скальный массив из более чем 100 останцев высотой до 600 метров расположен рядом с Красноярском, на северо-западных отрогах Восточных Саян. Государственный заповедник «Столбы» основан в 1925 году. Границы природоохранной зоны проходят по правым притокам реки Енисей: реке Базаихе на северо-востоке, а на юге и юго-западе — рекам Мана и Большая Слизнева. Для туристов доступны два района: Такмаковский, в долине реки Базаихи, Центральные Столбы, в семи километрах от границы заповедника. В третий район, Дикие Столбы, просто так не пустят.
Эти места притягивают не только туристов, но и паломников и даже эзотериков, наделяющих столбы магическим, потусторонним смыслом. У каждой скалы свое имя: Гриф, Дед, Колокольня... Глядя на них, действительно видишь спящих великанов или руины некоей древней, давно исчезнувшей цивилизации.
Кто такие столбисты? Скалолазы? Не совсем. Столбисты — носители особой субкультуры, связанной с этой уникальной территорией.
Свобода лучше несвободы
Освоение столбов началось в середине XIX века. В то время местность эта была не исследована, в девственном лесу можно было запросто встретить медведя (так, прямо возле знаменитого Деда была берлога). К столбам отправлялись редкие экспедиции энтузиастов, которые пробовали залезать на скалы. Уже к концу века вокруг столбов сформировался настоящий культ. Сюда приезжали компании отдыхающих студентов, одна за другой. Тогда-то и были сформулированы основные идеалы столбистов: дружба, гостеприимство, взаимовыручка. Одинокая избушка, построенная под 3-м столбом, стала символом нового движения.
Молодежь, собиравшаяся там, в духе того времени была настроена революционно. После того как на 2-й столб учитель Денисюк, студент Белов и политик Островский нанесли надпись «Свобода», в избушку нагрянули жандармы и арестовали столбистов. Через несколько лет газета «Искра» писала, что «Столбы» стали местом «сбора революционно настроенных рабочих». Энтузиастов было все больше, и облавы властей приобрели регулярный характер.
После революции движение столбистов продолжило существовать и шириться. В 1920 году активисты подали ходатайство о запрете вырубки леса в районе «Столбов», которое было удовлетворено, а в 1925 году, опять же по их инициативе, государство признало эту территорию заповедником. Столбисты строили новые избушки и активно осваивали скалы.
Длилось это, впрочем, недолго. Вольный дух столбистов (что вполне предсказуемо) не понравился сталинской власти. В 1938 году все избушки, кроме двух перешедших в ведение заповедника, были уничтожены, а многих энтузиастов расстреляли или сослали в лагеря.
Столбисты были признаны контрреволюционной организацией. Основания для этого легко нашлись — сидя в таежных избушках, люди не боялись высказываться на любые темы, считая, что находятся в кругу своих единомышленников. Но в любом коллективе рано или поздно найдутся доносчики. Круг «контрреволюционеров» был быстро определен — первые задержанные достаточно быстро сдали остальных.
В годы Великой Отечественной войны всем было не до «Столбов», но уже в 1946 году столбисты вернулись в любимые ими места. Через год было создано общество «Беркуты», к движению присоединилась молодежь, и дело пошло на лад. В 1950-х столбисты начали проводить спортивные соревнования по скалолазанию. Из некоторых столбистов вышли знаменитые альпинисты.
Навстречу неизведанному
Движение столбистов существует до сих пор. Это люди, которых, казалось бы, ничто не объединяет — у них разные профессии, они живут в разных городах, и даже находясь в заповеднике, вовсе не обязательно занимаются скалолазанием. Конечно, есть те, для кого главное — альпинизм, но многие просто приходят в заповедник для того, чтобы насладиться непередаваемым духом этой местности. Они не стремятся покорять вершины и залезают на скалы только для того, чтобы насладиться открывающимся сверху видом. Единственное, что их объединяет, — любовь к «Столбам».
Конечно, почувствовать себя настоящим столбистом на туристических тропах невозможно — в сезон здесь собирается очень много пришлых людей, нарушающих эстетику заповедника. Поэтому энтузиасты столбизма стараются держаться от таких маршрутов подальше и заходить в буферную зону народного парка, получившую неофициальное название «Дикие столбы». Дилетантам, впрочем, посещать ее в одиночку не рекомендуется — в глуши заповедника до сих пор водятся медведи. В компании с опытным экскурсоводом туристу практически ничто не угрожает.
Столбисты не берут за свои услуги деньги, чего не скажешь о многочисленных турфирмах, которые не прочь заработать на всем, что угодно (например, пикник в одной из избушек обойдется в пару тысяч рублей). Есть и другой плюс в том, чтобы отправиться в поход в обществе настоящего энтузиаста «Столбов»: в конечной точке новичка ждет посвящение в столбисты. С обязательным ритуалом — смачным шлепком посвящаемого снятым ботинком по пятой точке.