Далеко не всем игрокам в России удается безболезненно перейти из детского футбола во взрослый. После обучения в спортивной школе закрепиться в основном составе удается единицам, остальные либо расстаются с футболом, либо пытаются пробиться наверх через низшие лиги. «Лента.ру» пообщалась с воспитанником московской футбольной школы «Спартак-2» Варданом Погосяном, который совсем молодым уехал в Испанию, потом оказался в Краснодаре, а теперь выступает в чемпионате Армении и в национальной сборной этой страны.
Лента.ру: Вардан, каким ветром вас занесло в Испанию?
Погосян: Я занимался в спортивной школе «Спартак-2». В 16 лет был в числе лучших бомбардиров первенства Москвы. Тогда у меня появился агент, который рассказал, что мной интересуются малоизвестные испанские молодежные команды. Оказывается, их скауты следили за нашим чемпионатом. Предложение переехать в Испанию меня заинтересовало. Я решил, что там смогу улучшить свои навыки и постараюсь сделать себе имя. До 19 лет играл в молодежных командах, после чего заключил первый профессиональный контракт с «Мурсией», которая тогда выступала во второй по силе лиге Испании — сегунде.
Насколько отличается молодежный футбол в Испании от российского?
Поначалу мне было очень тяжело. Я сильно уступал испанским сверстникам в техническом оснащении, многого не знал о тактике. Уровень футбола в Испании гораздо выше, у игры там свой стиль. Со временем мне удалось адаптироваться, подтянуть свои навыки и стать практически испанским футболистом.
Почему не удалось закрепиться в «Мурсии»?
В основном составе за два с лишним года я провел лишь пять или шесть матчей. Все остальное время играл либо за вторую команду, либо в аренде в «Сан-Себастьян де Лос Рейесе» и «Орададе». В Испании очень много лиг, ты постоянно прогрессируешь, движешься вперед, но не видишь света в конце тоннеля. Уровень футбола в высших дивизионах — примере и сегунде — очень высокий, чтобы там заиграть, нужен не один год. Поэтому когда на меня вышла краснодарская «Кубань», я решил уехать.
Расскажите о возвращении в Россию.
Скауты «Кубани» следили за мной в Испании, после чего предложение о переходе мне сделал лично нынешний главный тренер ЦСКА Виктор Гончаренко, который тогда возглавлял краснодарский клуб. Финансовые условия были примерно такими же, как в Испании. Я принял приглашение, но еще полгода играл за «Мурсию», отрабатывал контракт. В итоге в «Кубань» я приехал в тот момент, когда Гончаренко уже сменил Леонид Кучук. После тренировок с основным составом на сборах меня отправили в молодежную команду.
Почему же не удалось закрепиться в основе «Кубани»?
В молодежке «Кубани» я играл достаточно успешно: забил шесть мячей в девяти матчах, отметился дублем в дерби с «Краснодаром». Для многих было сюрпризом, что я так и не получил шанса в первой команде. Мне не повезло, ведь в «Кубань» меня позвал один тренер, а приехал я к другому. У Кучука свой менталитет, свое видение футбола. Он больше доверяет опытным ребятам. Несмотря ни на что, отношусь к нему с большим уважением и не держу никакой обиды.
Как появился вариант с ереванским «Пюником»?
На сборах в Анталье мы встретились с ними в товарищеском матче. В «Пюнике» видели, что я не играю, после чего решили сделать предложение. Я не отказал, о чем ни разу не пожалел. В Армении удалось забить 8 мячей в 12 матчах, после чего я получил приглашение в национальную команду, за которую дебютировал в товарищеском матче против Франции. Теперь уже два года как регулярно туда вызывают.
Из «Пюника» вы уходили в молдавскую «Дачию», но буквально через месяц расторгли контракт и вернулись обратно в Армению. Что произошло?
После успешных выступлений в составе «Пюника» поступали предложения от разных команд. В «Дачии» устроили финансовые условия плюс понравилась задача, стоящая перед клубом, — борьба за чемпионство. Я заключил двухлетний контракт и поехал в Молдавию. Поначалу все шло хорошо, мы поехали в Испанию на сборы, причем в те места, где я играл. Но в одной из контрольных встреч я получил перелом ноги. «Дачия» покупала меня под конкретную задачу: я нужен был им здесь и сейчас, на меня рассчитывали как на бомбардира. Делать мне операцию и ждать восстановления они не хотели. Мы пообщались с руководством и решили расторгнуть контракт по обоюдному согласию.
Футболисты, выступающие в не самых сильных чемпионатах или в низших лигах, часто рассказывают истории о коррупции — что тренеры или руководители клубов вымогают деньги за введение в состав или за подписание контрактов. Вы сталкивались с подобными вещами?
Слышал, что такое бывает, но мне повезло: во всех командах, за которые я выступал, все решалось по спортивному принципу.
Какой видите свою дальнейшую карьеру? Каковы планы на будущее?
Нужно максимально успешно играть за «Пюник», чтобы получать больше игрового времени в сборной. Пока я либо выхожу на последние минуты, либо остаюсь в запасе. Стабильные выступления за национальную команду позволят мне выйти на европейский уровень, и летом у меня будет шанс найти более серьезную команду.
Как оцениваете уровень чемпионата Армении?
Я играю здесь второй год. Когда только перешел в «Пюник», в местном первенстве было восемь команд. С коллективами из нижней части турнирной таблицы играть было довольно легко. В нынешнем сезоне осталось только шесть команд, благодаря чему уровень чемпионата поднялся. Теперь совсем не осталось проходных матчей, сильные играют с сильными, практически все клубы одинакового уровня. Сейчас мы идем на третьем месте, наша задача — как минимум остаться в тройке, чтобы попасть в розыгрыш Лиги Европы.
Армянская национальная команда еще несколько лет назад играла на очень приличном уровне, боролась за выход на ЧМ-2014. Почему сейчас сборная переживает спад?
Действительно, команда переживает не лучшие времена и практически не побеждала с конца того отборочного цикла. Сменилось много тренеров — наверное, это главная причина. Сейчас сборную возглавил Артур Петросян, имеющий опыт тренерской работы в «Цюрихе». У него была и успешная игровая карьера, он долго выступал за национальную команду. С приходом Петросяна нам наконец удалось одержать победу в квалификации ЧМ-2018: мы обыграли Черногорию (3:2). Он отлично адаптировался в команде, игрокам комфортно с ним работать. Уверен, теперь наши дела пойдут в гору.